Руководитель минской лютеранской общины «Спасение», представитель немецкой диаспоры Ольга Штокман поделилась письмом, адресованным городским властям. Верующие возмущены «осквернением останков людей» на бывшем лютеранском кладбище.
Лютеране выразили возмущение спустя месяц после начала работ по расширению улицы Карла Либкнехта.
— Я только недавно узнала о случившемся по электронной почте, власти не посчитали нужным сообщить общине о предстоящих действиях, — объяснила Ольга, почему реакция последовала с задержкой. — Это частица нашей истории, следов которой в Минске почти не осталось и остатки которой безжалостно уничтожаются.
В письме высказано недоумение как произошедшее могло случиться «в толерантной, охраняющей памятники истории, уважающей память ушедших, заботящейся о местах захоронений, Беларуси».
— Останки похороненных людей стали мусором, который вывозят на свалку.
Трудно понять, как могло произойти такое осквернение. Ведь
кладбище было закрыто 35 лет назад и его нельзя считать «древним». Прокладка
магистрали по территории бывшего кладбища навсегда лишает общество памяти о людях похороненных на этом месте, а также нарушает христианские традиции
нашего общества, — резюмирует Ольга в письме.
Напомним, человеческие останки при расширении ул. Либкнехта были найдены в первой половине мая, тем не менее работы не остановились. Несколько дней кости, черепа, кресты, надмогильные плиты вывозили на горсвалку, пока один неравнодушный не отправил фотографию блогеру Антону Мотолько, а тот — не поделился информацией со СМИ.
После публикаций и возмущенных звонков общественности работы прекратились в тот же день. Территорию, где были найдены останки, огородили и сосредоточились на других участках.
В конце мая работы на участке с останками возобновили. Сотрудники УП «Спецкомбинат КБО» вынимали найденные останки для дальнейшей транспортировки в крематорий, но работали не очень внимательно — многое грузилось в самосвалы и отвозилось на полигон «Северный».
Немецкая слобода появилась в этой части Минска как результат политики Екатерины Второй и Александра Первого, которые приглашали колонистов преимущественно лютеранского вероисповедания. В Минской городской думе в начале XIX века было 18 процентов лютеран.