В этом году в Красноярске установят памятник первому губернатору Енисейской губернии, действительному статскому советнику Александру Степанову. Адъютант Суворова, участник Отечественной войны с Наполеоном, он возглавил губернию в 1823 году. За восемь лет провел немало реформ. Занимался литературой – его произведения были известны Пушкину, Белинскому, Писареву. В столичной мастерской, где работают над созданием памятника Степанову, побывала наша съемочная группа.
Военная выправка, уверенный взгляд, шевелюра кудрявых волос. Памятник высотой в четыре метра едва помещается в мастерской. Над ним трудятся в четыре руки – скульпторы Андрей Ковальчук и Александр Миронов. За право создать памятник Александру Степанову боролись лучшие мастера со всей страны – от Красноярска до Москвы. Идей было много: от классического державного образа до «народного любимца». Но решение этой команды показалось жюри самым выразительным.
«Нами было предложено введение в скульптуру такого элемента, как шуба. Она и естественная, и логична для Красноярского края. А с другой стороны, она придает памятнику более эмоциональный, зрелищный эффект», - считает скульптор, народный художник России Андрей Ковальчук.
Высота памятника вместе с постаментом – более восьми метров. Размер монумента – под стать масштабу личности Степанова. Поэт, писатель, участник перехода через Альпы и Отечественной войны 1812 года, он возглавил Енисейскую губернию в 41 год, превратив Красноярск из сонного уездного городка в культурный центр всей Сибири. Человек прогрессивных взглядов, Александр Степанов выступал против обременения крестьян податями. При нем в Красноярске появились первая аптека, больница, типография, библиотека. Несмотря на популярность, изображений губернатора сохранилось немного.
«Мы взяли за основу этот портрет, - показывает скульптор Александр Миронов. – На наш взгляд, он более выразителен, более острый. Хотя качество портрета таково, что его использовать для скульптуры крайне сложно. Пришлось идти ощупью, пытаться что-то уловить, чтобы приблизиться к узнаваемости этого образа».
Памятник откроют в конце этого года – работы в разгаре. Между тем Андрей Ковальчук параллельно трудится и над другими проектами. Один из самых долгожданных для скульптора – памятник Ивану Бунину во французском городе Грасс. Первый эскиз художник создал еще 20 лет назад. Здесь – Бунин – немолодой, задумчивый, немного уставший.
«Его ностальгия по ушедшему времени XIX века, его неприятие Октябрьской революции, его непростые отношения с супругой. Все это мне хотелось передать через постановку фигуры, через его портретное выражение», - рассказывает Андрей Ковальчук.