Университет будущего – не помпезное здание в стиле сталинского ампира и не кампус с лужайками между корпусами: вуз завтрашнего дня виртуален: образование перемещается в Сеть. Ведущие мировые вузы и бизнес-школы все чаще начинают предоставлять бесплатный доступ к своим образовательным ресурсам для организации дистанционного обучения, пишет Financial Times. Это категория дистанционного образования (massive open online course), доступного в Интернете учащимся со всего мира. Согласно данным Smart Educationбесплатно поучиться сегодня можно на сайтах таких лидеров рынка мирового образования, как Harvard University, Stanford University, University of California (Berkeley), YaleUniversity, Columbia University, University of Oxford Webcasts, University of the People.
Предоставляемые учебные программы, курсы, аудио и видео лекции – различной тематики, от искусства, социальных наук и литературы до современной истории, точных наук и математики. За символические $3-$6 на сайте Гарварда также можно приобрести бизнес-кейсы на интересующие вас темы. За время своего существования новая технология образования в Сети доказала, что в состоянии полноправно противопоставить себя традиционной лекционно-ориентированной модели и во многом даже превзойти. Потребители могут просматривать онлайн-лекции, причем по несколько раз и в своем собственном темпе, а время лектора может быть использовано более креативно, чем в традиционном формате. И, конечно, изюминкой тут является то, что весь этот контент предоставляется бесплатно.
Почему ведущие университеты отдают свою интеллектуальную собственность онлайн-пользователям бесплатно?
Такой сервис повышает авторитет вуза, привлекает лучших студентов, повышает качество образования. Некоторые вузы, например, MIT (одним из первых запустил свой проект – публикацию в открытом доступе материалов своих образовательных программ), изначально планировали выкладывать информацию в Сеть для своих студентов и выпускников, преподавателей иных вузов. Однако практика показала, что наиболее популярным контент стал среди тех, кто нацелен на самообразование.
Что касается финансовой выгоды, согласно FT, сегодня, используя бизнес-модель «Freemium», мировые лидеры образования ставят перед собой задачу захватить новые рынки, где стратегия предоставления услуг будет таковой: основные услуги предоставляются бесплатно, но за дополнительные нужно заплатить. В этой бизнес-модели – которую обычно используют после создания значительной базы пользователей в Интернете – бесплатная часть контента в конечном счете становится голой костью по отношению к премиальному образовательному ресурсу, за который люди обязаны платить. Логично ожидать, что лидеры традиционного рынка образования и первопроходцы новой бизнес-модели могут начать взимать плату за «товар» в надежде, что люди будут платить за бренд.
Тем не менее, двигаясь этой дорогой, ведущие университеты рискуют.
Бесспорно, у них есть хороший образовательный контент, который совершенствовался десятилетиями, подпитываясь многочисленными качественными исследованиями и инновационными открытиями. Но Интернет снижает барьеры на входе, что делает его доступным для новых, менее известных игроков, которые могут создать большую базу пользователей быстро и с меньшими расходами. Вспомним, например, TED (видеозаписи выступлений ученых, политиков, деятелей искусства, бизнесменов – со всего мира). Несмотря на то, что бизнес-школы и университеты в России пока не очень расположены самостоятельно систематически предоставлять бесплатный образовательный контент, на российском рынке интернет-образования присутствуют проекты с бесплатным доступом к учебным материалам – видео-лекциям и дистанционным курсам различных тематических направлений, такие как Викиверситет, Univertv.ru, Лекториум, Businesslearning.ru и др.
Ольга Кизина, руководитель проектов Агентства «Творческие индустрии», администратор дистанционной программы «Школа творческих предпринимателей»: «Мы – некоммерческая организация, поэтому не ставим во главу угла коммерческую выгоду, хотя у нас есть и платные места (если у поступающего нет готового проекта, но есть желание его создать и реализовать). Главная миссия школы – развитие творческих индустрий в России через поддержку творческого предпринимательства. Мы заинтересованы в качественном продукте, в интересных, оригинальных и рыночно привлекательных проектах, поэтому готовы предоставлять свои услуги бесплатно взамен на дальнейшее применение знаний и реализацию проектов. Школа объединяет представителей творческих бизнесов и менеджеров культурных проектов по всей стране, и эти профессионалы образуют основу профессионального сообщества. Кроме того, привлечение внимания к проблемам малого и среднего бизнеса в сфере культуры и творчества, поддержка начинающих предпринимателей – должны стать отправной точкой изменения вектора региональной культурной политики.
Проблема самореализации молодых людей – независимых творческих профессионалов – одна из наиболее актуальных в России. Уже сейчас многие молодые люди видят свое будущее в создании независимых творческих бизнесов. При этом начинающие творческие предприниматели не представляют, где и как получить поддержку своим начинаниям, с чего начать, к кому обратиться за советом и т.д. Поэтому наша школа ориентирована на коммуникационные форматы обучения: форумы, чаты, онлайн-консультации – только так можно обсудить учебный материал и получить совет и поддержку эксперта. В обозримом будущем мы планируем запуск Ассоциации творческих предпринимателей, которая будет сплачивать выпускников Школ, экспертов, партнеров и способствовать развитию профессионального сообщества творческих предпринимателей со всей России».
Новая модель продвижения знаний создает новый рынок, а с ним и новый конкурс.
Лучшие университеты мира вскоре могут оказаться конкурирующими по цене образования с менее известными брендами и, возможно, будут проигрывать битву. Поэтому у них есть реальные причины для беспокойства в долгосрочной перспективе, подчеркивает Financial Times. Их преимуществом в конкурентной борьбе были многолетняя репутация и знания, отточенные десятилетиями, которые прежде не «путешествовали» свободно по Сети. Оторвавшись от своего источника, они стали легко копируемы, изменяемы и даже улучшаемы. Высоко мотивированные «подражатели» будут имитировать топовые образовательные учреждения и медленно, но верно строить свою «железную» репутацию. Однако будущее для небрендовых образовательных ресурсов может оказаться не столь светлым, если топовые вузы установят партнерские отношения и выработают единую стратегию, подчеркивает FT. Как, например, в мае 2012 года Гарвардский Университет, Массачусетский технологический институт и Университет Беркли заявили о том, что объединяют усилия, чтобы дать возможность учиться каждому, у кого есть подключение к Интернету, говорится на Полит.ру. Новый проект получил название edX.
Есть ли будущее у новой модели продвижения знаний, или это «сыр в мышеловке»?
Некоторые приверженцы классической схемы образования полагают, что нет никакой замены для живого общения, что намного важнее смотреть глаза в глаза и «держаться за руки». Это суждение игнорирует тот факт, что сегодня многие пользователи не имеют доступа к качественному контенту и возможности общения с лучшими преподавателями.
Так зачем переплачивать неизвестной бизнес-школе или неэффективному вузу, когда есть доступ к качественным знаниям, проверенным избирательными юзерами, практически бесплатно? К ресурсам, направленным на захват доли на рынке образования, с сервисом, сосредоточенным на пожеланиях клиента, и образованием «по карману», сопоставимому по качеству с традиционным.
На вопросы E-xecutive.ru отвечает генеральный директор бесплатного образовательного портала Lektorium.TV Яков Сомов:
E-xecutive.ru: Почему вы решили отдавать свою интеллектуальную собственность онлайн-пользователям бесплатно?
Яков Сомов: Практика публикаций видезаписей лекций в наших вузах пока не сложилась. В том числе потому, что не все вузы готовы показать «товар лицом». Но есть большой пласт отличных преподавателей, ученых и студентов, которым просто необходим обмен знаниями в таком формате. Для них мы организовали студию в Питере, которая записывает лекции и публикует их в открытом доступе. Некоторые факультеты организуют запись самостоятельно, но публикуют через нас. Потом записи разлетаются по всему Интернету.
Если проводить аналогию, то Лекториум – это библиотека, но вместо книг – видеозаписи лекций. Основная цель, как и у любой библиотеки, - просвещение. Поэтому доступ ко всем материалам бесплатный. Отмечу, что авторские права остаются у правообладателей. По всему контенту у нас заключены соответствующие договора. У нас только смежные права по тому контенту, который записали наши специалисты.
E-xecutive.ru: В чем состоит ваша финансовая или иная выгода?
Я.С.: Лекториум – некоммерческий проект. Хотя, конечно, у нас полно заказов на видеосъемку. За 2012 год мы записали более 1000 лекций. В 2013 мы планируем увеличить эту цифру минимум в два раза. Дело в том, что коммерческие заказы дают нам возможность записывать тех специалистов, которые не могут найти финансирование самостоятельно. К примеру, лекции по истории русской журналистики.
Лично моя выгода – помочь нашему высшему образованию выйти из кризиса с минимальными потерями. Тогда в России мне и моей семье будет лучше.
E-xecutive.ru: В предоставлении контента ориентируетесь ли вы на каких-либо мировых лидеров в сфере образования? Откуда пришла идея предоставления бесплатных знаний?
Я.С.: Все началось с поста Артемия Лебедева про то, как устроено образование на Западе. Я начал изучать этот вопрос и обнаружил, к примеру, что существуют видеозаписи знаменитых лекций Ричарда Фейнмана (американский физик, лауреат нобелевской премии, автор курса лекций для вузов). Те, которые в СССР издавались в печатном виде. То есть там практика видеофиксации имеет многолетнюю историю.
Есть десятилетний проект MIT Open Course Ware, есть инициативы других мировых университетов. А у нас пусто!
Но надо понимать, что все западные образовательные проекты – результат продуманной политики по созданию питательной среды. Когда набралась критическая масса свободного контента, когда были отработаны технологии, когда администрация вузов поняла, каких лекторов стоит записывать, а каких – нет, вот тогда как грибы начали появляться вполне коммерческие проекты. Coursera, Udacity, Edx и пр. Сейчас они в стадии захвата рынка. Запущены образовательные программы мирового уровня на бесплатной основе. Но уже скоро они начнут отрабатывать различные модели монетизации. От платной верификации пользователей, до очной сдачи экзаменов.
Весь доступный опыт мы собираем и анализируем. Но четко понимаем, что без питательной среды эти проекты не могли быть запущены.
E-xecutive.ru: Ваши пользователи – кто они?
Я.С.: У нас очень разнообразная аудитория. В России информационный голод, и его испытывают все: и студенты, и люди, которые занимаются самообразованием. И даже преподаватели, которые смотрят видеозаписи своих коллег, чтобы улучшить качество собственных занятий.
E-xecutive.ru: Какой вид образовательного контента наиболее популярен (онлайн-лекции, вебинары, что-то иное)?
Я.С.: В основном у нас технические лекции. Математика, computer sience. Естественно, более популярны прикладные курсы. Но мы гордимся, что в целом у нас серьезный академический контент.
E-xecutive.ru: Какое будущее вы сулите своему проекту в долгосрочной перспективе?
Я.С.: Я надеюсь, что мы и наши коллеги поможем сдвинуть этот маховик, и вузы сами начнут генерировать контент. Появятся лекторы-звезды, независимые рейтинги, сформируется широкая аудитория. И тогда мы займемся, наконец, дистанционным образованием. Подчеркну, что сейчас Лекториум – скорее, портал справочного материала. Это не дистанционное образование. Вы же не получаете диплом после прочтения нескольких книг в библиотеке?
E-xecutive.ru: Смогут ли образовательные проекты с новой программой продвижения знаний нарушить текущее лидерство вузов-тяжеловесов в течение следующих нескольких десятилетий?
Я.С.: Прикладные курсы мировых вузов сейчас проходят обкатку. Как только она завершиться – все будет переведено на разные языки. Уже сейчас создается большая wiki под каждый курс на той же самой coursera. И вот это будет серьезный удар по мелким вузам. За сотню долларов можно будет учиться у лучших в мире специалистов. Наступает время чистой прагматики.
Ценность диплома также изменится качественно. Возрастет конкуренция, и слабые вузы просто потеряют студентов. А те, которые уже озаботились качественным дистанционным образованием, будут привлекать и специалистов, и студентов, и финансирование.
С фундаментальными знаниями ситуация несколько иная. Также непонятно, как формализировать обратную связь по некоторым предметам. К примеру, как оценить дистанционно 10 000 студентов, которые прослушали курс по литературе? А ведь мощности существующих образовательных проектов позволяют не рассматривать количество студентов как ограничение.