Автор: Ольга Герасименко
Как сказал Михаил Афанасьевич Булгаков устами одного из своих героев, беда даже не в том, что человек смертен, а в том, что он внезапно смертен.
Потеря близкого человека – это всегда огромное потрясение, психологический стресс. Как сделать так, чтобы этот стресс стал меньше, чтобы боль была не такой острой?
Казалось бы, неразрешимые вопросы. Но если взглянуть на проблему смерти и умирания по-другому, нетрадиционно… Давайте, попробуем. Возможно, после прочтения этой статьи у вас это получится.
Мыслители всех религий убеждены, что смерть – это продолжение жизни. Они основываются на собственном опыте сознательной смерти, предсмертного состояния и воскрешения.
Человек учится умирать всю жизнь, каждый день отходя ко сну и отключая свое сознание от этого мира. Но когда смерть приближается, мы оказываемся к этому не готовы, потому что теряем контроль над размеренной повседневностью. Человеку необходимо научиться переживать все, что с ним происходит без страха перед жизнью или смертью.
Подумайте об удовлетворении, которое мы чувствуем в конце дня, когда многое было доведено до конца, вы чувствуете приятную усталость перед сном. Возможно ли подойти к нашему последнему сну с таким же ощущением приятной усталости?
МОЖЕТ ЛИ СМЕРТЬ БЫТЬ РОЖДЕНИЕМ?
Большинство религий мира говорят нам о воскрешении и вечной жизни. Празднование Пасхи – основного праздника христианства подчеркивает идею воскрешения Христа и подтвержденное этим обещание вечной жизни, в которую все могут верить. В некоторых Иудаистстких учениях говорится, что с пришествием Мессии воскреснут все. Индуизм поддерживает идею реинкарнации и говорит о том, что жизнь проявляется в нескольких плоскостях. Религии Древних Египта, Греции, Рима также признавали эту идею.
В это можно верить или не верить. Но наверняка у каждого из нас были моменты, когда ему казалось, что с ним уже происходили те или иные события, или, оказываясь в совершенно незнакомом месте, мы вдруг понимаем, что бывали здесь. Что это? Некоторые люди, побывавшие под гипнозом, вспоминали в состоянии гипнотического сна опыт прошлых жизней, в том числе и свою смерть в разных ее ипостасях.
Умирание – такая же неотъемлемая часть жизни, как рождение, прием пищи, сексуальные отношения. Те, кто разделяет с человеком его жизнь, должны быть рядом в его смертный час. В противном случае можно упустить важную часть единого целого.
Последняя перемена в физической жизни – это смерть. По мере того, как мы продвигаемся вперед и проходим через этот процесс, мы сталкиваемся с его вариациями, изменениями и стадиями.
ПРОДВИГАЯСЬ ПО СТАДИЯМ
Доктор Элизабет Кюблер-Росс в своих работах дает определение пяти стадиям смерти:
-
отрицание;
-
гнев;
-
торг;
-
подготовительная депрессия;
-
принятие.
Каждый проходит эти стадии, и, в зависимости от личностных свойств и жизненного опыта, они имеют большую или меньшую протяженность и различаются по силе воздействия.
Пройдемся по этим стадиям.
Отрицание
Бессознательно общество отрицает смерть. Мы стараемся выглядеть моложе, стараемся не навещать тех, кто смертельно болен, избегаем разговоров о том, как встретить смерть. Нам кажется, что это происходит со всеми другими, но с нами произойти не может.
Гнев
Следующая стадия, которая наступает после того, как человек понимает, что отрицать бесполезно. Это может быть гнев на Бога, на окружающих, на самого себя.
Торг
Человек начинает торговаться со смертью, пытается продлить жизнь. В этот момент ему более всего необходимо, чтобы кто-то близкий был рядом и морально его поддерживал.
Подготовительная депрессия
Умирающий ощущает собственное бессилие. Создается впечатление, что он пребывает в своем внутреннем мире, разрывает контакты с теми, кто его любит и о нем заботится, какое-то время пребывает в состоянии глубокой скорби.
Подготовительная депрессия – это огромный шаг к личностному осознанию. После того как этот шаг сделан, человек восстанавливает контакты с другими.
Принятие
Если на предыдущем этапе сознание человека было сфокусировано вовнутрь, то теперь оно вновь направлено вовне. Человек снова искренне начинает любить тех, кого он оставляет. На этой стадии с умирающим надо разговаривать, а самое главное – дать высказаться ему, как бы ни было больно слышать, что он говорит.
Именно благодаря правильной поддержке близких людей процесс умирания становится практически идеальным.
СМЕРТЬ СКОРОПОСТИЖНАЯ И СМЕРТЬ ОЖИДАЕМАЯ
Те, кто умирает, проходит разные стадии этого процесса. Те, кто остается жить испытывают чувства, с которыми им предстоит работать.
При скоропостижной смерти близкого человека многие испытывают чувство вины из-за того, что что-то не успели сказать или сделать.
Если смерть ожидаема (человек долго и мучительно болеет), то возникает конфликт между нашими чувствами: с одной стороны хочется, чтобы его мучения быстрее закончились, но тогда получается, что мы торопим смерть, а потому испытываем чувство вины; с другой – мы не хотим отпускать близкого человека, а значит – хотим продлить его мучения, а потому чувствуем себя эгоистами.
Но, несмотря на этот конфликт, в случае ожидаемой смерти у нас все же есть возможность выразить свои чувства, что-то договорить, что-то доделать.
Когда мы сталкиваемся с мучительным страданием, которое испытывает близкий человек, скоропостижная смерть представляется нам более легкой. Но мы не должны забывать о том, что когда речь идет о скоропостижной смерти, становится невозможным последнее прикосновение к умирающему, совместное решение семейных вопросов, посещения друзей. В этом случае нет постепенной адаптации и облегчения, что происходит естественно, когда мы видим изменения тела, сокращение способностей и падение уровня жизненной энергии.
Когда мы сталкиваемся со скоропостижной смертью, мы испытываем замешательство, чувствуем боль, не можем нормально функционировать. Создается впечатление, что мы движемся по кругу, постоянно прокручивая в уме последние слова и поступки. Мы как бы распутываем большой узел. Этот узел представляет собой наши мечты и планы на будущее, которые разрушила смерть.
После скоропостижной смерти близкого человек находится в состоянии шока, его разум теряет возможность быстрой реакции. Мы функционируем механически, бываем не в состоянии упорядочить факты. Забытые детали, неуместные вопросы, замешательство – вот основные симптомы. Важно, чтобы мы не осуждали себя в связи с этим, но знали, что все это – часть процесса механического выживания, и наше будущее психическое и эмоциональное здоровье зависит от этого процесса.
Не стоит подавлять свои эмоции. Нужно переживать горе так, как умеешь: кричать, плакать. Подавляемые эмоции будут долго преследовать человека. Эмоции, выплеснутые вовне, приносят облегчение, человек возвращается к жизни, обретает любовь, способность к созиданию.
Что следует и не следует делать близким покойного
Не меняйте место жительства только для того, чтобы сменить обстановку. Соседи и родственники смогут вас поддерживать на старом месте, и, несмотря на то, что вам стало одиноко, будет легче справиться со своей неспособностью к действиям и пройти процесс адаптации.
Будьте готовы, что Вы не всегда будете поняты окружающими. В обычном общении люди стараются разъяснить свои взгляды, прибегая к различным объяснениям. В этот момент мы сталкиваемся проецируемыми страхами и фрустрациями, а потому наши объяснения не всегда бывают адекватными.
Лица, которые оказывают поддержку горюющему, должны проявлять терпимость и быть готовыми выслушать грустную историю не один раз. Любовь, поддержка и способность слышать другого – вот три главных составляющих помощи в этот период.
СУИЦИД
Неимоверные страдания приносит добровольный уход из жизни близкого человека.
В литературе встречается выражение «сумеречная зона». Оно используется для обозначения той плоскости, в которой пребывают самоубийцы, пока остаток их энергии в физической плоскости не израсходуется, что позволит им завершить уход из нашего измерения. Испытывая чувство глубокого сострадания к людям, находящимся в этой области, мы должны понимать, что им при жизни приходилось пережить более сильную боль, чем они готовы были вынести, в противном случае они не пожелали бы смерти.
Чтобы разрушить негативизм, как окружавший самоубийцу до смерти, так и не отпускающий после нее, за него необходимо молиться, поскольку ему крайне необходим поток любви и положительной энергии.
Продолжающим жить необходимо принять во внимание, что действия самоубийцы объясняются физической, психической или эмоциональной болью, и их неспособность помочь была обусловлена неспособностью понять, насколько сильна эта боль или насколько ситуация не терпит отлагательств. Перед ними становится задача – простить самоубийцу за то, что он отрицает их шанс помочь ему. Им также необходимо простить себя за то, что вели себя неадекватно. Безоговорочно любить того, кто им дорог вне зависимости от того, что он совершил – становится задачей и испытанием.
Понимая и принимая смерть как часть жизни и с любовью относясь к уже ушедшим, умирающим и еще живущим, мы значительно облегчаем себе жизнь, но в то же время делаем ее более значимой.