Мастера похоронных бюро со всей России съехались в Челябинск, чтобы представить свои работы на выставке-форуме «Некрополь-Урал 2017». Здесь - обилие гробов из самых разных материалов и богатой цветовой палитры, венки на любой вкус, памятники на любой кошелек, представлены даже катафалки. Для того, чтобы гробы не теряли товарный вид, лакированные изделия каждый час протирают сухой тряпкой. На выставке каждый старается блеснуть и качеством товара, и мастерством.
Чтобы привлечь клиентов, одна из ритуальных фирм набила на надгробный камень фотографию покойного основателя корпорации Apple Стива Джобса. Их конкуренты – соседи по выставке - пошли дальше и нанесли на плиту фото девушки топлес.
А вот памятные надписи на образцах надгробий не отличались разнообразием. «Вечная память», «Любим, скорбим, помним», «Светлая память» – одни и те же фразы на десятках выставочных памятников. В этом году, видимо, в связи со снижением доходов людей, помимо традиционных надгробий из гранита и мрамора, представлена широкая линейка надгробий эконом-класса – из бетона.
Сотрудники похоронного бюро «Долг» рекламируют свою продукцию в строгой корпоративной униформе. Однако чопорный стиль царит не у каждого выставочного стенда. Так, представители одной из ритуальных фирм накрыли обеденный стол прямо рядом с гробами, и по-простому, не стесняясь посетителей, стали трапезничать.
Пока одни чревоугодничали, другие – соревновались в профессиональном мастерстве. В первый выставочный день рабочие пяти ритуальных бригад сражались за первое место в конкурсе «Лучшая бригада похоронного обслуживания». Специалисты украшали гробы и воспроизводили погребальную церемонию, стараясь пронести их, не споткнувшись. Их работу оценивали эксперты в ритуальном деле и священник.
Траурная экспозиция будет работать три дня. За это время сотрудники ритуальных агентств могут обучиться на похоронного директора и получить соответствующий сертификат. Или пройти 24-часовые курсы повышения квалификации и получить свидетельство.
«Такой форум – в первую очередь, обмен опытом и установление деловых контактов «ритуальщиков» со всей страны. Компании могут показать новые материалы и инструменты, внедренные за прошлый год, мастера – свои умения, директоры учат организационным вопросам, – рассказала директор выставки «Некрополь-Урал» Зарина Маматова. – Кроме того, у «похоронщиков» есть уникальная возможность сообща обсудить важные для них проблемы».