«Это кладбище не перестает нас удивлять, хотя всем пора бы привыкнуть, что здесь постоянно случаются странные и необычные находки», – не раз говорила Стелла Хрисулаки, руководитель раскопок древнего некрополя в афинском прибрежном районе Фалирон.
Почти год назад рассказывалось о Фалиронском некрополе в связи с редчайшим открытием: прекрасно сохранившимися конными захоронениями. Тогда мы упомянули и другие необычные находки – могилу держащихся за руки влюбленных, скелеты в кандалах, останки со следами жестоких побоев, брошенные без погребения… С тех пор количество «странных и необычных» захоронений резко возросло: уже полторы сотни могил ученые относят к категории девиантных, то есть не соответствующих общепринятым нормам. Одна из находок – 80 скелетов со скованными руками – вошла в десятку наиболее выдающихся археологических открытий 2016 года по версии журнала Archaeology.
Фалиронский некрополь оказался археологической золотой жилой, хотя богатые захоронения здесь почти не встречаются – это кладбище, по словам археологов, «для людей низкого социального статуса». Тем оно и интересно: для ученых это уникальная возможность изучить жизнь и смерть простых афинян на протяжении трех весьма бурных столетий в истории города: древнейшие захоронения Фалирона относятся к середине VIII века до н. э., последние – к 480-м годам до нашей эры.
Ранее археологи обозначали иные временные рамки использования этого участка под кладбище, VII – IV века до нашей эры. Но обновленная хронология еще любопытнее: кладбище «закрылось» как раз перед наступлением эпохи, на века прославившей Афины и Грецию – эпохи демократии. Изменение политической системы принесло Афинам процветание и социальную стабильность, отсутствие которой в предыдущие столетия наглядно демонстрируют фалиронские захоронения.
Фалиронский некрополь. Массовое захоронение предполагаемых жертв Килоновой смуты, фрагмент. Фото: Giannis Asvestas
Например, уже упоминавшиеся 80 скелетов – материальное подтверждение события 2700-летней давности, описанного в древнегреческой литературе: Килоновой смуты. В VII веке до нашей эры некто Килон, афинянин знатного рода, предпринял попытку захвата власти, намереваясь стать первым в истории города тираном. Попытка откровенно не удалась, но вызвала гражданскую войну и имела долгоиграющие последствия, растянувшиеся на полтора-два столетия. Память о ней тоже была долгой: во многих языках сохранились устойчивые выражения «Килонова смута» и «Килонова скверна» – грех, легший на предводителей расправы над участниками заговора. Заметим, что афинян покоробил не сам факт жестокой расправы, а ее обстоятельства: заговорщиков убили в неподобающих местах.
«Когда афинские стражи Акрополя увидели, что осажденные вот-вот умрут в святилище, они вывели их оттуда, пообещав не причинять вреда, а затем умертвили. Убили также несколько человек, искавших спасения в святилище Милостивых богинь. С тех пор всех участвовавших в этом святотатстве и их потомков стали называть нечестивцами и осквернителями богини» (Фукидид, «История Пелопонесской войны»).
«При подавлении Килонова восстания совершено было святотатство — пролита кровь на священном месте, у жертвенника Эвменид, и народ ждал небесной кары за осквернение святынь и алтарей» (В.П. Бузескул. «История афинской демократии»).
Афинянам даже пришлось вызвать мудреца с Крита для проведения обряда очищения города от скверны. Однако массовое убийство, оскорбившее богов, впоследствии стало ключевым аргументом в борьбе знатных родов за власть и, в конечном счете, способствовало переходу Афин к демократии. Что, в свою очередь, определило пути развития европейской цивилизации.
Одно дело – читать о таких событиях у древних и современных авторов, другое – обнаружить 80 лежащих в ряд скелетов молодых мужчин, закованных в кандалы, умерших одинаковой смертью (удар тяжелым тупым предметом по голове) и похороненных в одной огромной могиле. По мнению ученых, все они – жертвы Килоновой смуты. Такой вывод подсказывает время захоронения, VII век до нашей эры. С датировкой помогли не суперсовременные технологии, а два маленьких керамических сосуда, оставленные в могиле кем-то из сердобольных современников. Иных погребальных даров и личных вещей археологи не нашли, следовательно, все убиенные считались преступниками и были лишены традиционного обряда погребения.
Фалиронский некрополь. Массовое захоронение 80 мужчин, предполагаемых жертв Килоновой смуты, общий вид. Фото: Giannis Asvestas
«Драконовские законы», реформы Солона, тиран Писистрат, первый «демократ» Клисфен и изобретение остракизма – все эти люди, явления и события хронологически совпадают с периодом использования Фалиронского кладбища. Смутное жестокое время, чрезвычайно интригующее историков.
«Тут у нас массовое захоронение мужчин со связанными за спиной руками, есть скелеты в кандалах, есть люди, похороненные лицом вниз – очень нетипичная для Греции практика с исключительно негативными коннотациями. В других культурах такое погребение было признаком унижения, пытки или наказания», – говорит биоархеолог Элеанна Преведору (Eleanna Prevedorou).
«Люди со связанными за спиной руками» — еще одно девиантное захоронение, могила с останками 12 человек, найденная в этом году. Им повезло еще меньше, чем жертвам Килоновой смуты: археологи даже не могут определить, когда этих людей казнили – разброс с V по VIII век до нашей эры, ни одного погребального артефакта рядом с останками не нашли…
Фалиронский некрополь. Массовое захоронение 12 человек со связанными за спиной руками, VIII — V век до нашей эры. Фото: Ministry of Culture, Greece
Конечно, не все из почти двух тысяч могил Фалирона заполнены жертвами политических и социальных потрясений. Некоторые девиантные захоронения объясняются другой особенностью некрополя: его расположением в прибрежной зоне. В древности в этой местности – тогда она называлась Фалерон или Фалер – находился первый порт Афин, пока в 483 году до н.э. в соседней бухте Пирей не обустроили новый порт, действующий до сих пор.
Время открытия порта в Пирее совпадает с «закрытием» кладбища в Фалироне, словно весь припортовый район внезапно прекратил существовать. Возможно, это объясняется еще одним знаменитым событием, на этот раз периода греко-персидских войн: битвой при Саламине в 480 году до н.э. и предшествующей эвакуацией жителей Афин.
«Мы изучаем хронологические изменения по типам могил и участкам Фалиронского некрополя в надежде выяснить, почему это место было выбрано для погребений, почему оно так долго использовалось и почему было оставлено. Когда мы это поймем, археологи смогут точнее датировать те захоронения, которые не содержат ни личных вещей, ни погребальных даров», – говорит геоархеолог Панагиотис Карканас (Panagiotis Karkanas).
Некрополь отражает быт колоритного, опасного и небогатого портового района, каким был древний Фалирон. Кто-то из жителей сумел сколотить состояние, но их могилы с дорогими погребальными дарами можно пересчитать по пальцам. Большинство останков сохранили следы тяжелого труда, измождения и недоедания. За время раскопок ученые обнаружили 350 захоронений детей и подростков, некоторые из них – групповые…
Среди человеческих могил археологи раскопали больше двух десятков погребений животных – эти находки представляют особый интерес для зооархеологов. Четыре конных захоронения – полностью и частично сохранившиеся скелеты лошадей – получили статус чрезвычайно ценного открытия. Это действительно большая редкость, особенно с учетом контекста: многие историки полагают, что в древности в Фалироне располагался афинский ипподром, а лошади могли удостоиться особого погребения за выдающиеся заслуги (традиция, существующая до сих пор).
Полностью сохранившийся скелет лошади, найденный в Фалироне. Фото: ANA-MPA
Раскопки в Фалироне начались еще в 1911 году, тогда же ученые обнаружили первые «странные и необычные» могилы. Но в силу разных причин исследования надолго прекратились. Раскопки пришлось возобновить в 2012 году – требовалось место под строительство крупного культурного центра. Никто не ожидал, что уже исследованное кладбище в бедном районе окажется одним из крупнейших некрополей Аттики: современные раскопки в Фалироне выявили сотни новых захоронений и необычно большое количество останков со следами жестокой насильственной смерти. К настоящему времени исследовано почти 10000 кв. метров, и конца не видно: ученые полагают, что территория некрополя гораздо больше.
У таких крупных открытий всегда есть оборотная сторона: суровая проза жизни. Для обработки и изучения огромного количества разнообразных находок не хватает рабочих рук, оборудования и, главное, финансирования. В отличие от гигантской гробницы в Амфиполисе, которая обещает стать источником мировых сенсаций, некрополь в Фалироне не привлекает внимания широкой публики.
На помощь ученым пришли меценаты – в частности, известный американский бизнесмен и, по совместительству, специалист по истории Древней Греции Малкольм Винер (Malcolm H. Wiener). В 1992 году он уже помог обустроить исследовательскую лабораторию при Американской школе классических исследований в Афинах (American School of Classical Studies in Athens, ASCSA). Сейчас, благодаря финансовой поддержке Винера, лаборатория получила новое здание и новейшее оборудование: теперь под одной крышей располагаются семь ультрасовременных лабораторий с разной прикладной специализацией: биоархеология, зооархеология, геоархеология, палеоботаника и так далее, сообщает издание Kathimerini.
«Изучение девиантных захоронений Фалиронского некрополя – крупнейший и важнейший проект нашей лаборатории», – говорит Панагиотис Карканас, геоархеолог и по совместительству директор исследовательского центра.
Одиночное девиантное захоронение в Фалироне, VIII — V век до нашей эры. Фото: Ministry of Culture, Greece
Останки древних преступников и жертв преступлений будут изучать специалисты с навыками судмедэкспертов. «Наше оборудование поможет найти и исследовать то, что не способен заметить человеческий глаз. Например, могильная почва содержит множество крохотных органических частиц, которые могут указать на характерные для участка следы деятельности, а изучение кладбищенского мусора подскажет, чем занимались люди в Фалироне», — поясняет Карканас.
Отдельным «проектом внутри проекта» станет изучение останков 80 предполагаемых участников Килоновой смуты. О значимости фалиронских находок говорит тот факт, что в исследовании принимает участие Джейн Буикстра (Jane E. Buikstra), антрополог с мировым именем, основоположница новой ветви науки – биоархеологии.
«Десять лет назад археологи исследовали другое крупное городское кладбище, в районе Керамеикос, и обнаружили там множество богатых могил. В Фалироне ничего подобного нет. Историю, как известно, пишут элиты и для элит, к тому же письменных источников о жизни Афин в архаический период сохранилось не так уж много по сравнению с последующими эпохами. Я убеждена, что нам выпала потрясающая возможность больше узнать о простых людях, живших в очень напряженный период афинской истории», – объясняет свой интерес к Фалирону Джейн Буикстра.
Буикстра сотрудничает с афинской лабораторией по своей основной специальности: она и ее коллеги надеются получить сведения о продолжительности жизни афинян в VIII – V веках до нашей эры, о географическом происхождении обитателей Фалирона, состоянии их здоровья и особенностях питания. Ученые также намерены исследовать останки детей и подростков, уделив особое внимание групповым захоронениям – современные методы анализа ДНК позволят выяснить, от каких заболеваний и смертельно опасных инфекций погибли эти дети.
Череп ребенка внутри глиняного сосуда, найденный в Фалироне. Пример общепринятой практики погребения детей в Древней Греции. Фото: Alkis Konstantinidis
Девиантные захоронения всегда представляют особый интерес для ученых. «Среди умерших насильственной смертью могут оказаться как чужестранцы, так и местные жители, убитые по политическим мотивам или казненные «по приговору суда», в соответствии с законом. Мы надеемся узнать, кто были эти люди, откуда они прибыли в Афины и как они связаны между собой», – поясняет Буикстра.
Ее коллега, греческий биоархеолог Элеанна Преведору, говорит о покойных Фалирона в ином ключе – как говорят о родных или соотечественниках: «У этих людей была трудная жизнь. Мне бы хотелось для них счастливой концовки, хотелось бы почтить их память, рассказав историю их жизни. Наша работа – что-то вроде мемориала, памятника на современный лад».