Награждать ею будут как духовных, так и светских лиц за достижения в области внешней церковной деятельности: взаимодействие церковной и светской власти в сфере международной деятельности; поддержание согласия и гражданского мира в обществе; значительный вклад в межправославное сотрудничество; поддержку соотечественников, проживающих за рубежом; укрепление мира и дружбы между странами и народами; деятельное участие в области церковной и светской дипломатии, — сказано на сайте Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
Разрабатывал награду художник С. В. Куракин.
День памяти святителя Марка Эфесского (1392—1444), 1 февраля (19 января ст. ст.), станет праздником медали.
Как говорится в официальном сообщении на сайте Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, старейшего синодального учреждения Русской православной церкви, святитель Марк Эфесский — пример в деятельности, осуществляемой сотрудниками отдела. В земной жизни святитель Марк проявил себя выдающимся защитником православия.
Жизнь и деятельность святителя Марка Эфесского
Святитель Марк Эфесский — епископ Константинопольской православной церкви, участник Ферраро-Флорентийского собора, не принявший унию. Канонизирован в 1734 году.
Будущий святитель Марк родился в Константинополе, его отец был сакелларием (скромный церковный чин) при храме Святой Софии, позже эту должность занял сам Марк. Он глубоко изучал риторику и математику, был духовным сыном Константинопольского патриарха Евфимия, обратил на себя внимание императора Мануила II Палеолога, сделавшего Марка своим советником.
В 1418 году будущий святитель принимает постриг в монастыре на острове Антигон, покинув Константинополь, но вскоре вернувшись туда, — опасаясь, как и другие монахи, турецкого завоевания обители.
Сменивший Мануила II Палеолога византийский император Иоанн VIII высоко ценил способности Марка в области богословия. Вскоре тот, по воле императора, становится митрополитом Эфесским и, вместе с Иоанном VIII, отправляется на церковный собор с католиками, продлившийся два года и вошедший в историю под именем Ферраро-Флорентийского. Ритор Мануил, описывая собор, говорит, что, взяв с собой возведенного непосредственно перед началом исторического события в высокий сан митрополита Марка, император его «прилично поставил своим экзархом…»
Митрополит Марк вошел в состав комиссии по изучению догматических расхождений между двумя церквями и выработке условий заключения унии и единственный, кроме Виссариона Никейского, от православной части получил право публично вести дискуссии с католиками.
В начале работы собора митрополит Марк был положительно настроен по отношению к унии, однако, в ходе деятельности, поменял свое решение, придя к выводу, что учение Западной церкви противоречит догматам Вселенских соборов. В своем богословском труде «О Флорентийском соборе» Марк Эфесский пишет: «…Одни слова сменялись другими, и речь рождала речь, как это в их обыкновении; и ничем сколь-нибудь большим их истина не доказала свою силу, хотя они много излили чернил ради себя и многословиями прикрывали ее… я же, с тех пор отмежевавшись от них, ушел в самого себя, для того, чтобы непрестанно согласуясь со святыми моими Отцами и Учителями, всем сделать известным мое воззрение чрез это мое писание, дабы (всякому) желающему было бы возможно взвесить: …я не принял заключенную унию».
Марк Эфесский стал единственным из греческих иерархов, не признавшим унию. Папа Евгений IV, встретивший представленный ему Акт унии вопросом «Подписал ли Марк?» и получивший отрицательный ответ, резюмировал: «Итак, мы ничего не сделали!»
Полемику по данному вопросу митрополит Марк продолжил до самого конца своей земной жизни. Он отказался принять патриаршее достоинство после кончины Константинопольского патриарха Иосифа II, и на место усопшего предстоятеля пришел сторонник унии Митрофан II. Позиция святителя Марка сплотила вокруг него группу иерархов-участников Флорентийского собора, отозвавших свои подписи Акта. Поддержали Марка и монастыри, имевшие в то время большое влияние на православных.
Многочисленные послания против унии святитель Марк продолжил рассылать, отбыв в свою митрополию в Эфес, чем настроил против себя императора Мануила. Святитель Марк покинул ставший неспокойным для него город морским путем, у острова Лемнос его корабль пристал к берегу, по указу императора митрополита арестовали и заключили на два года в крепость Мундрос, где Марк тяжело заболел из-за многочисленных лишений и неподходящего здоровью климата. Но и, находясь в заключении, он продолжал вести активную переписку в защиту православия. Освободившись, митрополит Марк прибывает в Константинополь и продолжает полемику с унией.
Через два года он скончался в результате болезни, напутствовав Георгия Схолария, будущего патриарха, продолжить после него борьбу за православие. Погребен святитель Марк в Манганском монастыре в Константинополе.
До конца земной жизни он не оставлял ревностной защиты православной веры, в своем предсмертном слове, записанном Георгием Схоларием, сказав о сторонниках унии следующее: «…Как в течение всей моей жизни я был в разделении с теми, так — и во время отшествия моего, да и после моей смерти, я отвращаюсь от обращения и единения с ними и клятвенно заповедую, чтобы никто (из них) не приближался ни к моему погребению, ни к могиле моей…»
Награды Русской православной церкви: кем и как учреждаются церковные ордена и медали
До сих пор светские дипломаты — сотрудники российского МИДа награждались другими церковными орденами и медалями — из числа уже существующих. Так, например, в 2015 году патриарх Кирилл вручил министру иностранных дел РФ Сергею Иванову орден преподобного Сергия Радонежского I степени «во внимание к трудам на благо Русской православной церкви и в связи с 65-летием со дня рождения».
Вновь учрежденная медаль не входит в число общецерковных наград, список которых содержится в «Положении о наградах Русской православной церкви», принятом Архиерейским собором 5 февраля 2013 года.
Пополнит ли медаль святителя Марка Эфесского этот список, не сообщается.
До недавнего времени синодальные отделы Русской церкви не имели собственных наград. В «Положении о наградах Русской православной церкви» говорится, что решение об учреждении общецерковных наград принимает Священный синод, а статуты орденов и их описания, а также положения о медалях и их описания по представлению Синода утверждает Архиерейский собор РПЦ (пункты 1 и 2 статьи 2-й — «Порядок утверждения, учреждения и награждения общецерковными наградами»).
Святейшему Патриарху, согласно тому же документу, принадлежит право учреждать своим указом Патриаршие знаки и их статуты и описания, принимать решение об учреждении Патриарших грамот, а также принимать решение о награждении общецерковными наградами и вручать их, а также делегировать право вручить те или иные общецерковные награды награжденным ими персонам «епархиальным архиереям, председателям Синодальных отделов или другим лицам».
В том же документе говорится, что право учреждать церковные медали и иметь архиерейские грамоты предоставляется также самоуправляемым Церквям и экзархатам. Кроме того, учреждать епархиальные медали и иметь архиерейские грамоты могут синодальные учреждения и, с благословения Святейшего Патриарха, епархиальные архиереи.
В августе 2013 года в Русской церкви появилась первая такая награда: Святейший патриарх Кирилл утвердил «Положение о церковных наградах Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению», согласно которому были учреждена медаль святой великомученицы Анастасии Узорешительницы трех степеней.
Таким образом, медаль святителя Марка Эфесского стала второй в списке церковных наград, учрежденных синодальными отделами.
В настоящее время Русская православная церковь имеет следующие ордена и медали:
1. Орден святого апостола Андрея Первозванного с алмазной звездой;
2. Орден святого равноапостольного князя Владимира, трех степеней;
3. Орден «Славы и Чести»;
4. Орден святителя Алексия, митрополита Московского, трех степеней;
5. Орден святого благоверного князя Даниила Московского, трех степеней;
6. Орден преподобного Сергия Радонежского, трех степеней;
7. Орден преподобного Серафима Саровского, трех степеней;
8. Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, трех степеней;
9. Орден святой равноапостольной княгини Ольги, трех степеней;
10. Орден святителя Макария, митрополита Московского, трех степеней;
11. Орден святого благоверного князя Димитрия Донского, трех степеней;
12. Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, трех степеней;
13. Орден преподобного Андрея Рублева, трех степеней;
14. Медаль святого благоверного князя Даниила Московского;
15. Медаль преподобного Сергия Радонежского, двух степеней;
16. Медаль святого преподобного Серафима Саровского, двух степеней;
17. Медаль святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского;
18. Медаль святителя Макария, митрополита Московского;
19. Медаль преподобной Евфросинии, великой княгини Московской;
20. Медаль преподобного Андрея Рублева, двух степеней.
Кроме общецерковных наград Русской православной церкви в настоящее время существуют и церковно-общественные награды. К ним относятся:
21. Орден святого мученика Трифона, трех степеней;
22. Орден святого благоверного царевича Димитрия;
23. Медаль святого мученика Трифона.