Все было как в анекдоте, только вместо «шестисотого» и «Запорожца» 2 февраля в Челябинске столкнулись ВАЗ-2114 и Rolls-Royce Phantom стоимостью 20 млн рублей, принадлежащий известному бизнесмену и депутату Госдумы четвертого созыва Александру Аристову. Судя по видео, опубликованному сайтом chelyabinsk.ru, основная вина будет возложена на водителя ВАЗа, который допустил проезд на запрещающий сигнал светофора. Что его ждет?
Роковой наезд
Водитель «ВАЗа» и его пассажир оказались в больнице с сотрясениями и переломами. Повреждения автомобилей достаточно серьезные: удар пришелся в район центральной стойки Rolls-Royce, что чревато повреждением не только внешних элементов, но и силовой структуры кузова. Внесет свою лепту в итоговую смету и стоимость восстановления интерьера, который у люксовых машин может стоить очень дорого.
В шлейфе аварии интернет запестрил предположениями, сколько квартир и почек придется продать владельцу ВАЗ-2114, чтобы расплатиться за ущерб, который, судя по всему, будет исчисляться миллионами рублей.
Впрочем, очень скоро слово взял и сам Александр Аристов, заявив, что «никаких денег я с него просить не буду». Он также отметил, что намерен уволить собственного водителя, находившегося за рулем Rolls-Royce во время ДТП за то, что тот не предпринял мер для ухода от аварии и минимизации рисков для своего пассажира. Также бизнесмен отметил, что автомобиль был застрахован, не уточнив, правда, имеется ли в виду страховка ОСАГО или КАСКО.
И если речь все же о страховке КАСКО, для владельца ВАЗ-2114 ситуация может закончиться весьма плачевно. Потому что в этом случае страховая компания пострадавшей стороны имеет право взыскать с виновника ту часть ущерба, которая не покрывается страховкой ОСАГО или иными способами. При этом ОСАГО компенсирует ущерб на сумму не более 400 тысяч рублей (лимит действует для договоров, заключенных с октября 2014 года), тогда как общая сумма долга, вероятно, превысит этот лимит многократно.
«Письмо счастья» от страховой
Процедура называется суброгацией и описана в статье 965 ГК РФ. На практике это выглядит так: после ДТП эксперты оценивают ущерб автомобилю, пострадавшая сторона получает компенсацию по ОСАГО и КАСКО, автомобиль ремонтируется, и стороны вроде бы расходятся миром. В случае наличия франшизы по КАСКО пострадавший имеет право подать в суд на виновника, чтобы компенсировать эту часть расходов, но здесь, судя по всему, не тот случай.
И вдруг через какое-то время виновнику приходит письмо от страховой, в котором ему предписывается в довольно сжатые сроки погасить ущерб на внушительную сумму.
Подобный сюрприз неприятен сам по себе, но есть как минимум три дополнительных повода для беспокойства. Во-первых, страховым отводится три года для подобных действий, и если юридический отдел нетороплив, требование может придти виновнику в самом деле через год-два после аварии, когда он уже плохо помнит многие детали, потерял документы и стер номера свидетелей. Во-вторых, оценка ущерба в этом случае проводится без пострадавшей стороны, и на момент разбирательств автомобиль уже отремонтирован, что лишает ответчика возможности опротестовать размер ущерба. Нередко выставляемый страховой счет явно завышен. В-третьих, как правило, юридические отделы страховых имеют большой опыт в подобных делах, поэтому одолеть их в суде, если дойдет дело, будет непросто.
А до суда дойдет, если виновник проигнорирует требование страховой о добровольной компенсации ущерба. Разумеется, ответчик вправе защищать себя всеми предусмотренными законом способами, и хорошо, если у него есть на руках документы в свою пользу, как минимум — фотографии с отчетливо различимыми повреждениями автомобилей.
Однако судиться в этом случае будет проблематично, потому что на стороне страховой будут результаты оценки ущерба и счета за ремонт. По сути, главная задача виновника ДТП сводится не к тому, чтобы полностью избежать выплат, но хотя бы снизить их размер.
Квартиру за долги
Что будет, если сумма ущерба астрономическая, и виновник не способен погасить ее единоразовой выплатой? Юристы поясняют, что нередко страховые заключают соглашение о рассрочке платежа, правда, сделать это проще во время досудебной стадии разбирательств. В «жестком» варианте долг будут требовать с виновника уже приставы, которые могут задействовать для этого весь арсенал имеющихся у них средств, включая аресты и продажу имущества должника (при определенных условиях и недвижимость), запрет на выезд за границу, блокировку водительских прав, удержание половины заработка, арест счетов и так далее.
Гражданин вправе объявить себя банкротом при выполнении ряда условий (сумма долга более 0,5 млн, просрочка платежа более 3 месяцев
Прецеденты с «золотой суброгацией» уже случались: так, в 2008 году тверской дворник Сергей Перепелкин на подержанной Toyota спровоцировал ДТП с автомобилем Maybach, ущерб которому покрыла страховая компания. Позже страховщики выкатили Сергею Перепелкину счет на 8,848 млн рублей. Правда, через несколько лет суд постановил, что виновником ДТП был не Сергей, а дорожники — авария произошла в момент, когда Toyota занесло в луже на дороге. Тем не менее, само по себе требование о взыскании ущерба с виновника осталось, просто вину переложили с частного лица на организацию. В случае же с челябинским Rolls-Royce, вероятно, не будет и этого.
Короче говоря, лучший способ избежать подобной мороки — ездить предельно аккуратно, даже с полным комплектом страховок, ибо они спасают не всегда. Если же произошло «дорогое» ДТП, необходимо еще на ранней стадии сделать максимум от вас зависящего, даже если пострадавший, на первый взгляд, не имеет особых претензий. Обязательно сфотографируйте место ДТП и с особенной тщательностью — видимые повреждения. Храните все документы и копии, в том числе, схему ДТП и телефоны свидетелей минимум три года. Обратитесь в страховую компанию пострадавшего с просьбой присутствовать при оценке автомобиля, в крайнем случае, настаивайте на организации собственной независимой экспертизы.
Впрочем, даже все перечисленное, скорее всего, позволит лишь снизить сумму претензий, но не избавит от них. Не попадайте в аварии, особенно с «Роллс-Ройсами».