Как рассказали в НИИ питания, современные россияне меньше двигаются и меньше едят, что ведет к дефициту в организме нужных для здоровья веществ. Недостаток витаминов есть у 70–80% россиян — и это повышает для них риск серьезных заболеваний. При этом, по информации маркетингового агентства DSM Group, которое специализируется на мониторинге фармацевтического сектора, за два кризисных года спрос на витамины в аптеках упал на 26%.
По данным DSM Group, за 11 месяцев 2015 года россияне купили 210 млн упаковок с витаминами (как лекарств, так и биологических добавок). Это на 6,6% меньше, чем в 2014 году. При этом в 2014 году рынок также падал — граждане купили на 11% меньше упаковок, чем в 2013-м. За два кризисных года спрос сократился более чем на четверть — на 74 млн упаковок, пишут «Известия».
Авторы исследования изучили спрос на следующие препараты: «Супрадин» (производство Bayer), «Компливит» («Фармстандарт — УфаВИТА»), «Ревит» (Верофарм), «Аевит» («Люми»), «Мильгамма» (Worwag Pharma), «Асвитол» («Фармстандарт — УфаВИТА»), «Витрум» («Юнифарм, Инк.»), «Мульти-Табс» («Ферросан Интернейшнл А/С»), «Аскорбиновая кислота», «Аскорбинка».
Как следует из данных DSM Group, россияне стали реже покупать как дешевые, так и дорогие витамины.
Гендиректор DSM Group Сергей Шуляк отметил, что витамины — товары «невынужденного спроса». То есть людям легче отказаться от них, чем, скажем, от привычных продуктов питания или лекарств, которые помогают при температуре и боли. В сложной экономической ситуации препараты «невынужденного спроса» теряют продажи в первую очередь.
Заведующая лабораторией витаминов и минеральных веществ НИИ питания (его возглавляет главный специалист-диетолог Минздрава Виктор Тутельян), доктор биологических наук Вера Коденцова рассказала, что рацион современных россиян «не в состоянии полностью обеспечить потребность организма в целом ряде микронутриентов». По данным НИИ питания, у 70–80% людей «наблюдается дефицит трех и более витаминов». К примеру, многим не хватает витамина D «вследствие недостаточного пребывания на солнце и длительного — в помещении, а также недостаточного потребления рыбы».
По данным НИИ питания, недостаточность витаминов группы В обнаруживается примерно у 60% обследованных, витамина Е — у 30–40%, витамина А — у 17%, витамина С — у 8%, — сказала Вера Коденцова.
По ее словам, дело в первую очередь в том, что современные люди стали меньше есть.
Большинство жителей экономически развитых стран ведут малоподвижный образ жизни, вследствие чего стали меньше есть по сравнению с предыдущими поколениями, — сказала она.
Если раньше для человека было нормально «съедать» в день 3 тыс. ккал, то теперь примерно 2 тыс. ккал (нужно еще учитывать вес и другие физиологические параметры конкретного человека). Есть больше для многих сидящих за компьютерами людей уже нельзя — они растолстеют, а это тоже вредно для здоровья.
Даже в правильно составленном рационе на 2 тыс. ккал не хватает 20–25% от рекомендуемого потребления витаминов, — сказала Вера Коденцова.
Это называется «скрытый голод»: человек может чувствовать себя сытым и даже объесться за обедом, но микроэлементов он все равно получит недостаточно.
По словам Веры Коденцовой, дефицит витаминов повышает риск развития рака, сахарного диабета, атеросклероза (заболевание сосудов), остеопороза (заболевание костной системы) и других болезней. Также недостаток витаминов «приводит к снижению общей устойчивости организма к заболеваниям, к негативным факторам окружающей среды».
В НИИ питания говорят, что современный человек должен «пить» аптечные витамины круглый год.
Многие западные поставщики перерегистрировали свои витаминные препараты в России как БАДы, когда закончился срок действия выданных ранее лицензий на их продажу как лекарственных средств. При этом за последние годы ужесточение контроля и особенно рекламного законодательства в области БАДов достигло предела. На сегодняшний день, кроме как имиджевой рекламы витаминов, никаких других попыток делать невозможно. Фармкомпании опасаются высоких штрафов от ФАС за нарушение законодательства. На этом фоне существенно изменились правила игры на рынке: нельзя дать полноценную рекламу продукта и рассказать о полезных свойствах продукта для потребителей, — поясняет президент компании «РИА «Панда» Дмитрий Дергачев. — Еще один существенный фактор: люди начали экономить и отказываются от спонтанных покупок в виде витаминов. Все импортные витамины стоят достаточно дорого. Сейчас приличные могут стоить и 400, и 800 рублей. Людей психологически пугают эти цены, они к ним еще морально не готовы.
Дергачев полагает, что этот год станет самым крупным по падению рынка в натуральном выражении.
В деньгах его будут пытаться «толкать» вверх путем увеличения цен на продукты. Однако бесконечно этот процесс продолжаться не может, потому что психологический порог цены по многим не жизненно необходимым продуктам уже нарушен, — отметил он.
В свою очередь, исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) Нелли Игнатьева отметила, что продажи витаминов снизились еще в 2014 году, а в 2015-м россияне в принципе меньше покупали все лекарства. Одна из основных причин, по мнению Игнатьевой, состоит в том, что на препараты выросли цены и люди стали аккуратнее подходить к тратам. Так, если раньше россияне покупали лекарства в больших количествах «впрок», то сейчас они от таких покупок отказываются, добавила она.