ЗАЧЕМ НУЖНА МЕЧТА, И ЧТО ОНА ЗНАЧИТ
Мы много знаем об «американской мечте», но понятия не имеем, о чем сами мечтаем. Ученые из Института социологии РАН решили исправить эту оплошность и при поддержке фонда Фридриха Эберта провели большое исследование «О чем мечтают россияне». Было опрошено 1750 респондентов из разных регионов страны, и свои выводы социологи представили общественности.
Для начала о грустном: 9% россиян ни о чем не мечтают. Более того, если бы они вдруг выловили Золотую рыбку, то... не стали бы ее ни о чем просить. Это свидетельствует об их апатии и неверии в возможность что-то изменить в своей жизни к лучшему. Поскольку треть таких «реалистов» — бедные и малообеспеченные, а каждый второй занят физическим трудом, причиной отсутствия у них мечты, видимо, являются крайне ограниченные возможности реализации своих стремлений почти во всех жизненных сферах.
Таким людям, с одной стороны, нечего терять, а с другой — не за что бороться, ибо борьба эта заведомо бесперспективна. Не случайно почти половина из них убеждены, что нужно приспосабливаться к реальности, а не тратить силы на борьбу с ней.
Но остальные наши сограждане все же мечтают. О чем?
Самая популярная мечта — жить в достатке, иметь возможность тратить деньги, «не считая копейки». Интересный момент: эта мечта не показала зависимости от динамики личного благосостояния. Мечта о хорошем здоровье тоже входит в наиболее популярные чаяния граждан. Эти две мечты просты и понятны каждому, нет ничего удивительно в том, что они являются притягательными в современной России. Но этого не скажешь о третьей наиболее популярной мечте — жить в более справедливом и разумно устроенном обществе.
Далее следуют мечты, которые условно можно объединить в рамках распространенной ценностной триады: «построить дом, посадить дерево, вырастить сына». При этом мечты о хорошем образовании и хорошей работе распространены заметно меньше. Еще менее популярно сегодня мечтать о чем-то романтическом — встретить настоящую любовь, стать знаменитым или просто красивым. Социологи отмечают, что практически полное отсутствие в нашем обществе энергетики романтизма свидетельствует о том, что в современной России это «элитарные» ценности, характерные скорее для верхних слоев общества.
Чтобы выявить «русскую мечту», респондентов просили выразить свое отношение к фольклору. Больше всего опрошенных (40%) увидели образ русской мечты в классическом архетипе Золушки: красота, трудолюбие и добродетель рано или поздно будут вознаграждены. Правда, эта мечта больше привлекает женщин (60%), а не мужчин (16%), — тем ближе сказка «По щучьему велению». В «свалившимся с неба» счастье усматривают русскую мечту 28% мужчин и 19% женщин. Пятая часть (чаще мужчины) связывает «русскую мечту» с представлением о грозной, но справедливой силе, защищающей слабых (образ русских богатырей).
Неожиданно, что такие сказки, как «Каменный цветок» и «Малахитовая шкатулка», в которых речь идет о стремлении постигнуть вершины мастерства, за что герою приходится заплатить личным счастьем и свободой, набрали столько же голосов, сколько и сказка «По щучьему велению». А вот образ «хорошего царя», который многие считают одной из определяющих черт русского менталитета, не нашел поддержки. Но когда социологи попросили выбрать исторического героя, который воплотил в себе «русскую мечту», с огромным отрывом победил именно царь: Петр I. За ним с большим отставанием идут еще одна царица — Екатерина II и святые сподвижники (Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Матрона Московская и др.). Советские лидеры — Ленин и даже Сталин — остались далеко позади.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ
На протяжении последних 150 лет русская мечта менялась. Вначале это была мечта о правде-справедливости. Затем она сменилась на приобщение к культуре и образованности, что стало одной из составляющих революционного порыва 1905 и 1917 годов. В послевоенные десятилетия чаяния большинства советских людей определялись формулировкой «лишь бы не было войны». Но к началу 1970-х годов возникает социальный запрос на «потребительский рай».
Тем не менее идея справедливости всегда была одной из ключевых в российской социокультурной модели, и сегодня она занимает важное место в надеждах населения, когда речь идет о будущем страны. Можно ли выразить великую русскую мечту одним словом?
— Можно, — утверждает директор Института социологии РАН академик Михаил Горшков. — Это будет слово «справедливость». Как на «высшем уровне», когда речь идет об идеальном устройстве государства, так и «для себя», чтобы людям воздавалось по заслугам, чтобы они имели равные шансы и их дети были «не хуже других». Ни один лозунг не набирает столько голосов, сколько лозунг о социальной справедливости. Если мы говорим о национальной идее, то вот она, можно долго не искать. Наши сограждане мечтают жить в справедливом и разумно устроенном обществе, где вознаграждаются добродетель и труд, где доходы соответствуют квалификации, где все равны перед законом и могут реализовать свои жизненные шансы.
Сейчас же справедливости в России, по мнению опрошенных, нет. Подавляющее большинство (83%) называют существующие различия в доходах слишком большими. Две трети сограждан считают систему распределения частной собственности в России несправедливой, а аналогичная доля населения считает, что люди не получают достойного вознаграждения за свои навыки, способности, квалификацию. При этом 54% россиян отмечают, что последнее утверждение относится и к ним лично.
Интересно, что существующее социальное неравенство кажется несправедливым всем слоям населения независимо от их уровня жизни и динамики личного благополучия.
При этом модель, к которой стремятся россияне, не вызывает у них желания «все отнять и поделить». Население в целом проявляет довольно высокую толерантность к тем видам социального неравенства, которые представляются им справедливыми. Наиболее высокую толерантность люди проявляют к неравенству в доходах, если оно связано с большей эффективностью работы: 79% считают справедливым, что те, кто работает быстрее и эффективнее, получают зарплату выше даже при формально той же должности. А 70% согласны с тем, что различия в доходах справедливы, если у людей были равные возможности для их заработка.
В целом россияне считают, что доход высококвалифицированного специалиста или руководителя должен превышать средний доход по стране в 4,7 раза, что достаточно высоко, хотя сейчас эта разница достигает 10 и даже 16 раз.
Ключевыми элементами «справедливого общества», по мнению большинства, является равенство возможностей для всех, активная роль государства в системе социальной защиты, дифференциация в доходах, отражающая образование, квалификацию и эффективность работы каждого человека, но находящаяся в разумных пределах.
В отношении представлений о будущем России, о том пути, по которому она должна идти, российское общество сильно дифференцировано. На одном полюсе находятся социал-консерваторы, составляющие самую многочисленную группу, на другом — либералы.
Социал-консерваторы мечтают о традиционной России — могучем государстве, державе с твердой, жесткой властью, которая способна обеспечить социальную справедливость, идя при этом своим путем, а не следуя «в кильватере» Запада. В то же время они мечтают о стабильном, спокойном развитии, а не о революциях и смутах.
Либералы, напротив, ориентированы скорее на весьма ограниченную роль государства, снижение его влияния на бизнес и гражданское общество, формирование правового общества, в котором выше всего ценились бы демократические права и свободы личности.
При всех различиях оба эти полюса русской мечты имеют и много пересечений. В частности, нынешняя власть и тот курс, который с нею связан, воспринимаются населением скорее позитивно. Кроме того, и либералы, и социал-консерваторы не готовы поддержать ни «чистый» рыночный капитализм, ни «чистый» плановый социализм. И тех, и других больше привлекает какой-либо вариант синтеза, который бы включал в себя и элементы рынка, и элементы социалистической экономики, обеспечивая в стране социальное равенство.
О КАКОЙ РАБОТЕ МЕЧТАЮТ РОССИЯНЕ
Результаты всероссийской переписи населения 2010 года показали, что абсолютное большинство — 61,6 млн человек (94% занятых в экономике) — работают по найму. То есть практически все россияне ходят на работу и проводят там большую часть своей жизни.
В ситуации выбора между интересной и хорошо оплачиваемой работой, ответы распределились следующим образом. 58% заявили, что готовы потратить часть жизни только на интересную работу, причем за последнее десятилетие доля таковых выросла на 8%. А 42% полагают, что главное в работе — сколько за нее платят. Оплата труда стоит на первом месте у специалистов рабочих профессий; остальные предпочитают работу интересную и содержательную. Наименьшее значение размер зарплаты имеет для руководителей и заместителей руководителей предприятий. Аналогично мыслят и специалисты на должностях, предполагающих высшее образование, в том числе офицерский состав армии, МВД и прокуратуры: лишь 30% из них считают более важным размер зарплаты.
Чем более обеспеченными ощущают себя граждане, тем чаще они соглашаются с тем, что главным в выполняемой работе является интерес к ней. Падение же уровня достатка способствует увеличению доли интересующихся зарплатой.
Однако когда респондентам предложили назвать три критерия идеальной работы, уже без жесткого выбора «или — или», то многие, помимо интереса, выбрали также и высокую оплату труда. Таким образом, требование хорошей зарплаты оказалось на первом месте, набрав в сумме 82% голосов.
Обретение работы-мечты вряд ли можно назвать главной жизненной целью россиян: по данным проведенного исследования, устроиться на нее мечтают лишь 7,2% опрошенных. Возможно, это обусловлено тем, что, оценивая текущую ситуацию, 56% назвали свою работу «удовлетворительной», а еще 30% — «хорошей». Хотя это может быть вызвано также напряженной ситуацией, сложившейся на рынке труда под воздействием финансового кризиса.
Несомненными лидерами желаний «для себя» выступают (в порядке убывания) промышленность, энергетика, транспорт и строительство, отрасли социально-культурного комплекса, а также финансово-кредитная, маркетинговая, консалтинговая сферы. Также население мечтает работать в государственном и муниципальном управлении.
Вместе с тем, мечтая о работе для своих детей, большинство опрошенных сходятся во мнении, что наиболее подходящими для них являются сфера образования, науки, здравоохранения и культуры, а также финансовая деятельность. На втором месте — работа в органах государственного и муниципального управления. Третью позицию занимает область IT-технологий и связи. Очевидно, что промышленность, строительство, транспорт и энергетика — отрасли отечественной экономики, испытывающие жесточайший кадровый голод, — не входят в тройку лидеров.
Другой внушающей опасение тенденцией является ориентация детей на госслужбу. У россиян сложилось представление, что та дает максимум гарантий при минимуме затрат: работай на госслужбе, получай гарантированную зарплату, социальный статус, определенную власть и ни за что не отвечай. Впрочем, удивления это желание не вызывает.
СЕМЬЯ И ОКРУЖЕНИЕ
Хотя в списке мечтаний семья и дети стоят не очень высоко, практически все россияне (99%) говорят о том, что семья для них значима. Просто счастливая семья — весьма доступное и реализуемое, по мнению россиян, желание, поэтому они рассматривают его как текущую жизненную задачу, но не как мечту.
Наличие детей в семье остается важной социальной нормой. Воспитание ребенка входит в число основных жизненных целей, конкурируя только с достижением материального благополучия. В среднем россияне считают, что детей в семье должно быть двое. 25% хотят одного ребенка, 59% — двоих и 16% — больше двух. А при наличии материальной возможности желаемое количество детей увеличивается в среднем до 2,4, что означает выход как минимум на простое воспроизводство населения страны. При отсутствии материальных ограничений еще 11% населения завели бы не одного, а двух детей, еще 20% — трех.
Как сегодня выглядят идеальные мужчина и женщина? По мнению представителей сильного пола, идеальный мужчина должен быть в первую очередь физически сильным и здоровым, и здесь с ними солидарны женщины. Около трети мужчин считают, что идеал должен быть умным и не иметь вредных привычек. Женщины, еще больше, чем мужчины, ценя отсутствие вредных привычек, третьим по уровню значимости называют умение обеспечить материальный достаток.
Идеальная женщина, по мнению мужчин и женщин, должна быть в первую очередь привлекательной внешне и сексуальной. Третье по уровню значимости для идеальной женщины качество, по мнению мужчин, — верность в любви, а по мнению женщин — любовь к детям.
А вот ситуация с образами идеальных супругов принципиально иная. Женщины считают, что для идеального мужа важно умение обеспечить материальный достаток, верность в любви и любовь к детям, а физическая сила и здоровье имеют меньшее значение. Возможно, в этом отчасти корни такой популярной мечты, как «здоровье себе и близким». Однако, согласно данным Росстата, российские замужние женщины в среднем недовольны заработками своих мужей, оценивая их на 3,56 балла из 5.
Ключевыми характеристиками идеальной жены должны быть любовь к детям, хозяйственность и верность в любви. Эти качества отмечают и мужчины, и женщины, но в разном порядке. По мнению мужчин, идеальная жена должна быть в первую очередь верной, во вторую — любить детей, а в третью — быть хозяйственной. В отличие от женщин российские мужчины в целом своими женами довольны.
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ
Как показывает сравнение данных 2012 года и за предыдущие десять лет, бедных в России стало значительно меньше, а среднеобеспеченных — больше. Различия начинаются на уровне ежемесячного среднедушевого дохода, который, согласно самооценкам, составляет в среднем 10 657 рублей у бедных, нуждающихся и малообеспеченных, 13 623 рубля у среднеобеспеченных и 21 044 рубля у хорошо обеспеченных. Но средний уровень дохода не отражает в полной мере те различия в уровне жизни, которые можно увидеть при анализе наличия недвижимости, сбережений и вещей длительного пользования.
Если говорить о жилищных условиях россиян, то средние показатели количества квадратных метров на человека заметно возрастают по мере роста уровня жизни. Среди бедных этот показатель составляет 15 кв. м на человека, среди среднеобеспеченных — 23 кв. м и среди хорошо обеспеченных — 29 кв. м. При этом у бедных и малообеспеченных в четверти случаев жилье имеет лишь часть коммунальных удобств или не имеет их вообще, в трети случаев они проживают в общежитии или снимают жилье, в то время как наибольшая доля хорошо обеспеченных проживают в отдельных трехкомнатных квартирах.
Более половины бедных домохозяйств владеют только телевизором, холодильником, стиральной машиной, пылесосом, ковром, мебелью и мобильным телефоном. У нуждающихся этот набор дополняется мелкой кухонной техникой и компьютером. К набору, характерному для малообеспеченных, прибавляется электроинструмент. Среднеобеспеченные более чем в половине случаев имеют также видеомагнитофон, музыкальный центр и цифровую видеотехнику, а у хорошо обеспеченных есть еще и автомобиль-иномарка.
* * *
Богатые или бедные, — почти все россияне мечтают, и зачастую об одном и том же. Хотя европейские идеалы для многих остаются привлекательными, граждане РФ считают, что у нашей страны свой путь. В первую очередь — это идея государства как «общего дела», сильно выраженное чувство справедливости, приверженность социальному равенству. Мечта о таком обществе, что бы ни говорили скептики, все еще живет среди россиян.