Новосибирцы предлагают меры по увековечению памяти жертв политических репрессий и требуют рассекретить архивные данные о погибших и местах их захоронения.
Останки 32 человек, в том числе мужчин, женщин и ребенка, были обнаружены при строительстве нового жилого дома на месте бывший следственно-пересыльной тюрьмы № 1 НКВД, через которую прошли полмиллиона человек. В течение двух лет они хранятся в гараже у руководителя новосибирского «Мемориала» Александра Рудницкого. «Следствие предлагало захоронить останки как невостребованные трупы. Если бы были известны эти люди, то родственники могли бы приходить к ним, приносить цветы, вспоминать, а так это все равно будут неопознанные останки, похороненные на кладбище», — говорит Александр Рудницкий. Он убежден в том, что их необходимо захоронить в Нарымском сквере, где установлен Мемориал памяти жертв политических репрессий. Поскольку кости невозможно идентифицировать, Рудницкий предлагает поставить над могилой памятник «Неизвестным заключенным». Пока эта позиция не находит однозначной поддержки в Новосибирске.
Новосибирцы обсуждают также вопрос увековечивания памяти известного писателя, диссидента Анатолия Марченко, который родился в Барабинске Новосибирской области. Предполагается провести в Новосибирске в октябре 2016 года всероссийский научно-практический семинар, посвященный его памяти. Жители города также считают, что необходимо добиваться рассекречивания в Новосибирске сведений об именах жертв политического террора и местах их захоронения.
«Концепцию увековечивания памяти жертв политических репрессий», утвержденную правительством РФ, обсудили участники круглого стола, организованного Новосибирским областным историко-просветительским правозащитным обществом «Мемориал» и Новосибирской городской общественной организацией репрессированных граждан «Колокол» 2 ноября. В круглом столе приняли участие представители Общественной палаты Новосибирской области, клуба Александра Галича и ученые-историки.
Геннадий Чичулин, председатель Новосибирской городской организации реабилитированных граждан «Колокол» на митинге 30 октября 2015 года