Европейские страны должны сократить уровень потребления алкоголя и табака, а также активнее бороться с избыточным весом и ожирением, иначе существует риск того, что продолжительность жизни будущего поколения в Старом Свете будет меньше, чем у поколения нынешнего. Такой вывод содержится в "Докладе о состоянии здравоохранения в Европе", опубликованном Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В этот регион выходят 53 страны, в том числе все государства бывшего Советского Союза.
Прогресса недостаточно
Эксперты признают, что, хотя в борьбе с указанными тремя ведущими факторами риска преждевременной смертности в Европе и достигнут прогресс, его все равно недостаточно.
"Если мы не победим эти факторы риска, то есть возможность того, что кривая продолжительности жизни или замедлит свой рост, или понизится", - рассказала корр. ТАСС директор Отдела информации, фактических данных, научных исследований и инноваций Европейского регионального бюро ВОЗ Клаудия Штайн. На столь пессимистичные мысли экспертов наталкивают статистические данные, содержащиеся в публикуемом раз в три года исследовании. "Плохие новости заключаются в том, что люди в Европе употребляют алкоголь и курят больше, чем в любых других регионах в мире. По этому показателю они мировые чемпионы, но это плохой рекорд", - рассказала Штайн.
Европейцы выпивают и курят больше всех
Согласно содержащимся в 121-страничном докладе выводам, общий уровень потребления алкоголя среди европейцев составляет 10,9 литров чистого спирта на взрослого человека в год при среднем показателе в мире в 6,2 литра. В этой ситуации не удивительно, что самым высокими остаются в Европе и такие показатели, как распространенность алкогольной зависимости (4,0%) и алкогольных расстройств (7,5%).
Помимо этого, входящие в Европейское региональное бюро ВОЗ страны с общим количеством населения в 900 млн человек занимают первое место в мире по употреблению табака. Согласно докладу, в среднем курит каждый третий европеец.
При этом 59% жителей европейских стран имеют избыточную массу тела или страдают от ожирения - в этой области Старый Свет уступает лишь региону стран Америки.
Образ жизни выходит на передний план
"Будущее поколение может жить меньше, чем мы", - предупредила Штайн, которая объясняет, почему непрерывный на протяжении последних десятилетий процесс роста продолжительности жизни может замедлиться или остановиться. По словам эксперта, год за годом ожидаемая продолжительность жизни при рождении увеличивалась по мере того, как в странах улучшался доступ к системам здравоохранения и более совершенному медицинскому оборудованию.
Так, в 2010 году среднестатистический европеец при рождении мог рассчитывать прожить 76,6 лет. А в 2011 году средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляла уже 76,8 лет. Но сегодня, когда уровень медицинского обслуживания во многих развитых странах настолько высок, что лучшего сложно желать, на первый план выходят как раз факторы риска. "И тогда намного более важным станет образ жизни людей, а не технические достижения", - рассказала Штайн корр. ТАСС.
Разрыв между странами региона
Другим тревожным результатом исследования она назвала большой разрыв в показателях между разными странами, входящими в один регион. "Женщины в Испании живут на 22 года дольше, чем мужчины в Туркмении", - привела пример Штайн, сообщив, что самая высокая продолжительность жизни отмечена в Испании, Швейцарии, Исландии, Франции, Израиле, в то время как самая низкая - в Туркмении, Белоруссии, России.
В представленных ВОЗ данных по состоянию на 2011 год продолжительность жизни в РФ увеличилась до 63,1 года у мужчин и 75 лет у женщин. Однако, несмотря на этот рост, все равно в этой области Россия находится на одной из последних позиций в европейском регионе.
В среднем разница между самой большой и самой низкой продолжительностью жизни в европейском регионе составляет 11 лет. При этом если в Исландии фиксируется 2 смерти на 1 тыс. новорожденных, то в Киргизии этот показатель достигает 22. "Это слишком большой разрыв, для нас это слишком много, и это недопустимо", - сказала Штайн.
Хорошие новости из России
Вместе с тем в докладе есть и хорошие новости. В частности, региональное бюро ВОЗ сообщает о том, что самый большой успех в сокращении потребления табака отмечен в Белоруссии, Грузии, Казахстане, России и на Украине, а также налицо прогресс в некоторых западноевропейских странах. Помимо этого, "постепенно начинают приносить плоды такие меры политики по воздействию на уровни потребления алкоголя, как контроль доступности и ценовая политика".
Так, введение в России запрета на курение в общественных местах, уверены в ВОЗ, приведет к сокращению числа курящих людей. В то же время, согласно данным организации, курят 38,8% россиян, что больше среднего показателя в Европе, которая является самым "курящим" регионом в мире. И здесь требуются дополнительные шаги, чтобы сократить число курящих. "Есть дополнительные меры, которые можно принять. Например, увеличение налога на табачные изделия, продажа табачных изделий в безликих упаковках, чтобы табачные компании не могли рекламировать свою продукцию так, как они привыкли", - сказала Штайн корр. ТАСС.
Снижение смертности от внешних причин
Другой хорошей новостью специализированное агентство ООН называет уменьшение смертности от внешних причин, которые включают в себя травмы, происшествия, насилие. "Некоторые страны за последние два года достигли огромного прогресса в сокращении показателей смертности от внешних причин, особенно Российская Федерация, Латвия, Эстония, Украина, - рассказала Штайн. - На самом деле, уровень сокращения в России был настолько впечатляющим, что в среднем показатель смертности от внешних причин по региону снизился".
Как следует из доклада, с 2005 года, когда в России была введена в действие программа по повышению безопасности дородного движения, и по 2013 год уровни смертности среди мужчин и женщин снизились в среднем на 26,2% и 29,4% соответственно. "Это очень значительно снижение за такое короткое время", - рассказала Штайн. Как подчеркивают эксперты ВОЗ, это произошло в том числе за счет модернизации инфраструктуры дорог, механизмов по обеспечению соблюдения водителями правил дорожного движения и правоприменительным мерам.