Причина – министерство обороны отказывается оплатить заказ. После похорон участника войны люди в погонах нашли ошибку в его военных документах и теперь требуют от родственников доказательств, что деньги выделены на того, кто действительно воевал.
Орден Великой Отечественной войны, знак фронтовика, медаль Жукова – в копилке семьи Юферовых больше десятка наград, полученных Львом Юферовым – отцом, дедом и прадедом. Его призвали на фронт в 1943 году из Свердловской области. Служил танкистом. Дошёл до Польши. Всё это подтверждено справками из подольского архива минобороны – документы запрашивали ещё в 1988 году, когда встал вопрос о присвоении Льву Максимовичу звания участника Великой Отечественной войны. Тогда и выяснилось, что в документах военных лет есть небольшая ошибка. «Когда ему присваивали очередное воинское звание – младший сержант, писарь, который это всё писал, написал: Юферов Лев Михайлович. И с этого всё началось», – рассказывает сын участника войны Игорь Львович Юферов. Все данные, кроме отчества, совпадали. В документах военного времени такие ошибки нередки. Но Лев Максимович получил статус участника Великой Отечественной войны и все льготы. Родные фронтовика и не думали, что досадная ошибка ещё даст о себе знать.
Лев Максимович умер в 2013 году в Благовещенске. Его хоронили, как и положено, с почестями. В скорбных хлопотах родным фронтовика помог благовещенский военкомат. «Мы хотели сразу установить памятник. А нам говорят – мол, зачем вы будете это делать, когда военкомат участникам войны делает хорошие памятники. Ну, раз положено, мы согласились и не стали делать свой памятник. Вот если бы сделали, проблем таких у нас не было бы», – говорит невестка Льва Юферова Галина.
Гранитное надгробие изготовили за 30 тысяч рублей. С установкой памятника не тянули, всё сделали по договору и в срок. Спустя почти год родственникам Льва Юферова пришло письмо из амурского филиала Военно-мемориальной компании, в котором им выставили счёт за оказанную услугу. «В связи с тем, что в документах на изготовление и установку памятника Юферова Льва Максимовича различается написание отчества умершего, министерство обороны РФ не приняло документы к исполнению. В случае непредоставления доказательств или неоплаты оказанных услуг надгробное сооружение на могиле Юферова Льва Максимовича будет демонтировано», – говорится в послании.
«Нам в военкомате говорят: "Вы, пожалуйста, докажите, что Юферов Лев Максимович и Юферов Лев Михайлович – одно и то же лицо". Но как мы можем это доказать, когда прошло 70 лет? И второе – что мы сейчас должны сделать? Машину времени, вернуться в 45-й и искать этого писаря, который допустил ошибку?» – рассуждает сын участника войны.
В филиале военно-мемориальной компании комментировать ситуацию отказались. По информации журналистов, это далеко не первый подобный случай. Минобороны не оплатило филиалу заказы на 2,5 миллиона рублей. В военкомате Благовещенска пообещали дать комментарий позже. Неофициально объяснили, что оплатить работы с юридической точки зрения не имеют права – это финансовый документ. Семье умершего солдата люди в погонах посоветовали обратиться в суд. Подобная судебная практика существует, и суды встают на сторону родственников фронтовиков.
Родные Льва Максимовича последовали совету. Но на всякий случай сами начали собирать деньги на оплату памятника. Они хотят, чтобы к празднику Великой Победы им было куда прийти и где почтить память своего танкиста. «Если мы не возместим, памятник демонтируют. Для нас это конечно... очень грустно. Мы никогда не оставим своего отца, и мы возместим эти деньги за памятник. Мы очень просим, чтобы его имя не зачернили», – плачет Галина Юферова.