Лицензировать будут и ритуальные услуги
24.02.2015
В число его участников вошли многие специалисты в этой сфере из разных регионов страны. Свердловскую область на федеральном уровне представляет исполнительный директор НП «Объединение похоронных организаций Урала» Дмитрий Хазов. Он рассказал нашему порталу о деятельности этого органа.
Для чего создали этот орган при Минстрое РФ и кто вошел в его состав?
Приказом министра строительства и ЖКХ РФ Михаила Меня утверждены больше сорока человек, это эксперты в разных сферах и из разных регионов. Для чего создавался этот орган? Прежде всего, все участники рынка ритуальных услуг понимают, что давно назрела необходимость навести порядок в этой сфере. Для этого нужно первым делом обновить законодательную базу. Это главная цель работы совета. Кроме того, необходимо выработать механизмы государственно-частного партнерства и создать условия для привлечения инвестиций. Планируется, что с помощью этого органа будет распространяться положительный опыт тех или иных городов и регионов, будут внедряться новые технологии и т. д. Но самое главное сейчас — внести изменения в федеральное законодательство, чтобы субъекты на его базе могли обновить и свою законодательную базу.
Назовите ключевые на ваш взгляд моменты, которые успели обсудить на первом совещании эксперты?
Первое и самое важное- это введение лицензирования в сфере ритуальных услуг. Это единственный способ навести порядок на этом рынке, избавиться от «черных» агентов. С этим были согласны все. Как наше некоммерческое партнерство себе это представляет: лицензию фирма получает одну, а в приложении к ней будет указано, какие виды деятельности она разрешает. Бывает ведь, что у компании целый комплекс услуг — и транспортировка, и захоронение, и подготовка тела к погребению и т. п. Если она будет соответствовать всем критериям, указанным в законе — вот, получите лицензию. Остается открытым вопрос, кто будет выдавать разрешающие документы. К единому мнению эксперты еще не пришли. Также мы с коллегами поспорили о том, где эта лицензия будет действовать, на территории всей страны или только в одном регионе.
А это имеет принципиальное значение?
Конечно. Вот смотрите, получил предприниматель лицензию, допустим, в Хабаровске и приехал оказывать услуги в Екатеринбург. Так ведь здесь у него нет ни материально-технической базы, ни места какого-то. Что он может привезти с собой? Сотовый телефон и знакомого полицейского? Так это те же «черные» агенты и останутся. Лицензия же дается на основании осмотра, например, помещения, где оказывают ритуальные услуги, его ведь не заберешь с собой. Так что мое мнение — разрешающий документ должен действовать только на территории региона, где его выдавали. Ну и еще важно выбрать орган, который будет контролировать эту сферу.
Есть идеи по этому поводу?
Да, конечно, этот вопрос вызвал бурное обсуждение среди участников совета. Мне кажется, что контролем за сферой ритуальных услуг должен заниматься отдельный комитет, например, при профильных министерствах в региональных правительствах. Допустим, недобросовестный предприниматель зарабатывает несколько тысяч рублей в день. При этом штраф за незаконное предпринимательство — всего несколько сотен рублей. Так какой ему смысл получать лицензию? Значит, нужна очень жесткая штрафная политика за оказание ритуальных услуг без лицензии. Если проверку в этой сфере отдадут существующим лицензионным органам, вряд ли их члены смогут быстро разобраться в проблеме и эффективно исполнять свои обязанности. Многие эксперты согласились, что нужен именно профильный орган.
А каким критериям должны будут соответствовать компании, чтобы получить лицензию?
Их очень много. Видов ритуальной деятельности немало: транспортировка тел, подготовка их к погребению, проведение церемоний и т. д. И к каждому из них будет разработаны требования. Например, если фирма хочет оказывать услуги по транспортировке, то нужна специально оборудованная машина, место, где она будет проходить санобработку и т. д. Если это услуги по проведению церемоний погребения, то у персонала должно быть специальное образование. Ведь церемониймейстер должен быть и психологом, и знатоком тонкостей похорон для разных конфессий. Соответствие профстандарту — один из важнейших критериев для получения лицензии, я помню вы об этом уже писали подробно. И вопрос по получению специального образования будет еще неоднократно обсуждаться на совете.
Затрагивалась ли тема создания частных крематориев и кладбищ в России?
Разумеется, и в этом направлении идет обсуждение. Пока ничего конкретного по этому поводу не решено. Возможно, в стране появиться целая сеть больших крематориев. А вот вопрос создания электронного государственного реестра захоронений и организаций похоронной отрасли вызвал у участников обсуждения массу споров. Во-первых, в части конфиденциальности. Мне бы, например, не хотелось нигде афишировать, где и как похоронены мои родственники. Во-вторых, за чей счет будет создаваться этот реестр? Разумеется, граждане не будут платить за то, чтобы информацию о их родственниках вносили в единую базу. Но тогда кто? Словом, спорный вопрос.
Чем сейчас занимаются эксперты совета и как скоро можно ожидать обновления закона о погребении?
Сейчас наши специалисты, да и все участники рынка похоронных услуг с утра до вечера обсуждают вопросылицензирования и создания госреестра. Юристы НП «Объединение похоронных организаций Урала» готовят изменения, которые необходимо внести в разные законодательные акты. Планируется, что на этой неделе рабочая группа экспертов соберется уже в Госдуме, а в октябре обновленный законопроект должен пройти первое чтение. Вполне возможно, что действовать новые нормы начнут уже в начале 2015 года.
Наталья Гуторова