Западные санкции против российской экономики. Ответные контрмеры российских властей. Как скажутся «торговые войны» на потребительском поведении россиян и как повлияют на судьбу отраслей?
Импорта нет, роста экономики – тоже
7 августа 2014 года российские власти дали симметричный ответ на западные санкции, ощутимо ограничив импорт продуктов питания из США, стран Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии. В опубликованном «запретном списке» оказались молоко и молочные продукты, овощи-фрукты, мясо крупного рогатого скота и птицы, свинина и многое другое.
В итоге, по данным Федеральной таможенной службы (ФТС), объем импорта товаров из дальнего зарубежья в августе 2014 года сократился на 15,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но этот показатель – лишь «средняя температура по больнице». Если посмотреть на данные ФТС более детально, то легко обнаружить, что отдельные товарные группы «просели» гораздо более ощутимо. Так, импорт овощей в стоимостном выражении разом сократился на 73,2%, молочных продуктов – на 56,1%, фруктов – на 32,4%, рыбы – на 27,3%...
Можно констатировать, что правительство России добилось заявленных целей. По крайней мере, в том, что касается снижения доли импорта. Однако другая, как нам представляется, более важная экономическая цель этих контрмер – декларируемая поддержка отечественного производителя (который должен был немедленно начать расширять производство для импортозамещения), пока что буксует.
Об этом свидетельствует очередной доклад о состоянии делового климата в российской промышленности, который был опубликован Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики. Опрос 4 тыс. руководителей промышленных предприятий различных областей экономики показал, что в августе 2014 года производство не только не выросло, но, напротив, сократилось. Производственные мощности простаивают: средний уровень их загрузки снизился на 1%. «Сокращение данного показателя продолжается четвертый месяц подряд. В результате средний уровень загрузки составил в августе 60%. Подобная низкая оценка в последний раз наблюдалась в феврале 2011 года», – констатируют авторы исследования.
При этом опрошенные руководители в качестве основной причины происходящего назвали недостаточный спрос на их продукцию внутри страны. Об этом заявили сразу 47% респондентов. Еще 40% участников исследования ожидаемо сетовали на финансовые проблемы. То есть, программа импортозамещения буксует не столько из-за неготовности отечественного бизнеса (хотя понятно, что сложно ожидать взрывного роста производства всего за месяц), сколько из-за снижения потребления нашими согражданами.
Автомобили уже «приехали»
Даже официальная статистика признает наличие этой проблемы в российской экономике. Так, по данным Росстата, с октября 2013 года по апрель 2014 произошло снижение реальных потребительских расходов населения – на 5-8% в годовом выражении. А всего лишь с мая по июль 2014 года этот показатель сократился еще на 2-4%
Независимые исследователи отмечают, что в действительности снижение покупательской активности носит гораздо больший размах. Так, согласно Shopping Index компании Watcom, который учитывает среднее число покупателей в более чем 60 крупных торговых центрах Москвы, в последние дни августа 2014 года ритейлеры не досчитались 23% покупателей по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Отметим, что столь значительное снижение произошло в самое «хлебное» время – последняя неделя перед началом учебного года.
Причины такого поведения россиян понятны. Нестабильная ситуация в экономике, которая вызывает понятную нервозность и неуверенность в завтрашнем дне, ожидаемо приводит к смене стратегии потребления на стратегию сбережения. Не последнюю роль играет и разгоняющаяся инфляция (в первую очередь, в секторе продуктов питания), которая вынуждает граждан ограничивать себя в расходах.
Кроме того, серьезно сузились возможности по приобретению товаров в кредит. По данным Банка России в первом полугодии 2014 года рынок розничного кредитования вырос на 20%, при том, что за аналогичный период прошлого года рост составил 41%. А ведь именно розничное кредитование было основным драйвером роста многих товарных рынков, в конечном счете оказывая влияние на показатели ВВП. «Снижение темпов роста потребительского кредитования ниже 20% – это уже гарантия того, что ВВП будет ниже 4%. Если рынок ниже 15% – ВВП будет ниже 2%, если ниже 10% – то это уже рецессия экономики», – отмечает глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.
Если россияне стали ограничивать себя в повседневных тратах, то что говорить о возможных крупных покупках. К ним (для большой категории наших сограждан) вполне можно отнести приобретение бытовой техники и электроники. К сожалению, к моменту подготовки материала доступны лишь данные за первое полугодие 2014 года, но и по ним можно сделать определенные выводы. По итогам второго квартала 2014 года объемы рынка упали на 4,5% по сравнению с апрелем-июнем 2013 года, свидетельствует отчет компании GFK. Меньше всего стали покупать фотоаппараты – объем продаж упал более чем на 30%; объемы рынка компьютерной техники снизились на 11,8%.
Однако ярче всего ситуация проявляется на автомобильном рынке, который давно признан своеобразным индикатором покупательской активности граждан. Тем более, что статистика продаж на нем обновляется ежемесячно. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) продажи новых легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России за август 2014 года упали в годовом исчислении на 25,8%.За месяц наши сограждане приобрели 172 тыс. авто – на 60 тыс. меньше, чем в августе 2013 года. В целом же за период с января по сентябрь 2014 года, российский автомобильный рынок сократился на 12,1%.
В попытках удержать падение отечественные власти использовали ставший уже привычным прием – запустили с начала сентября 2014 года программу утилизации «автохлама». Всего по программе предполагается продать 170 тыс. машин, включая легковые и коммерческие автомобили. На эти цели зарезервировано 10 млрд рублей. Уже в период с 1 по 21 сентября 2014 года по программе было продано почти 11 тыс. авто. «Недавно объявленная государственная программа по утилизации и «трейд-ину» автомобилей вселила надежду, что падение рынка может быть остановлено», – отметилЙорг Шрайбер, председатель комитета автопроизводителей АЕБ.
Недвижимость: застройщики готовятся к худшему
Последний по списку, но далеко не по значимости – рынок недвижимости. Застройщики и риэлторы прогнозируют снижение платежеспособного спроса даже по наиболее ликвидным в настоящий момент объектам. Так, Наталья Тихоновская, партнер компании «Метриум Групп», выступая на конференции «Город с человеческим лицом» отметила, что падение спроса по таким объектам Москвы и Подмосковья может составить до 20%. Менее же ликвидные (подмосковные) проекты могут недосчитаться до 50% спроса. Эксперт прогнозирует, что это приведет к снижению цен на объекты недвижимости, которое в скором времени может достигнуть 30%.
Правда, если вспомнить опыт предыдущих кризисов, падением цен на московскую недвижимость пугали при каждом удобном случае, но в действительности продавцы просто «тормозили» сделки до лучших времен. «На рынок недвижимости сильное влияние оказывает экономическая и политическая обстановка, которая не отличается стабильностью. Все понимают, что сейчас идет дестабилизация ситуации – введены санкции, в том числе и против крупнейших банков, финансирующих строительство и выдающих ипотечные кредиты, повышена ключевая ставка ЦБ – все это приводит к росту инфляции, удорожанию денег и т.д. Это однозначно скажется на банковском секторе – скорее всего, ставки по проектному финансированию и ипотечным кредитам все-таки повысятся, что повлияет на рынок недвижимости. Сейчас на повестке дня у всех стоит вопрос – насколько сильными будут эти корректировки. Ставки могут сохраниться на уровне 13-14%, а могут повыситься до 15-16%.
Если ставки сохранятся на уровне 13-14%, то рынок останется активным и никакого падения не произойдет. Если же ставки вырастут до 15-16%, то это станет для многих заградительным барьером. Однозначно произойдет снижение спроса, так как количество ипотечных сделок на рынке недвижимости сейчас очень высокое – по некоторым проектам эконом-класса их доля доходит до 70%.
«Что касается возможного снижения стоимости жилья в долгосрочной перспективе, то я не думаю, что недвижимость значительно потеряет в цене. Покупателю, у которого есть «свободные» деньги, сейчас самое время пустить их в дело. Скорее всего, даже если на рынке и будет наблюдаться спад спроса, коррекция стоимости жилья не превысит 10%. Сегодня девелоперы и собственники жилья скорее снимут объект с продажи и будут ждать лучших времен, чем значительно дисконтируют стоимость», – комментирует Мария Литинецкая, генеральный директор компании«Метриум Групп». Ожидать существенного снижения цен на недвижимость не приходится в том числе и потому, что в условиях нестабильности недвижимость начинает играть роль консервативного финансового инструмента, пригодного для сбережения средств.
Ломать – не строить
Разгоняющаяся инфляция, недостаток ликвидности, растущая стоимость привлекаемых средств на банковском рынке, продолжающиеся «торговые войны» между Россией и странами Запада вынуждают наших сограждан сокращать потребление. Начиная от продуктов питания, что печально, и заканчивая приобретением недвижимости, что объяснимо. Как долго продлится эта ситуация? Даже в случае снятия санкций и отмены ответных мер со стороны России, улучшение мы сможем наблюдать не ранее 2015 года. Просто потому, что разрушать всегда легче, чем строить.