КС не стал править закон из-за спора о святых мощах

17.07.2014
КС не стал править закон из-за спора о святых мощах - Похоронный портал
Конституционный Суд РФ отказал Владимиру Гинеевскому в принятии его жалобы к рассмотрению. Факт подобного отказа - вещь не редкая. Но именно это дело настолько необычно для российского правосудия, что не может пройти незамеченным. Ведь предметом тяжбы стал вопрос о принадлежности святых мощей.

Началась история почти два года назад. И "Российская газета" рассказала об этой коллизии. Тогда представитель Русской Православной Церкви во Владимире сказал, что Церковь будет ходатайствовать о передаче ей мощей святых преподобных Евфимия и Евфросинии, по решению суда подлежащих изъятию у Автономной Православной Церкви в Суздале и передаче Росимуществу. Весной 2012 года арбитражный суд Владимирской области обязал Автономную Церковь вернуть государству (Росимуществу) мощи Евфимия и Евфросинии Суздальских из "незаконного владения". Так впервые в российской истории останки святых стали предметом суда.

История проблемы такова - РПЦ передала их общине верующих Цареконстантиновского храма Суздаля в бессрочное пользование в 1988 году. Но после раскола в 1990 году этот храм вместе с находившимися в нем мощами отошел к Автономной Церкви. И сразу встал вопрос о принадлежности мощей. Проблема обострилась после того, как большое количество церквей Суздаля, занятых Автономной Церковью, были возвращены в РПЦ. Решение об изъятии у Автономной Церкви 13 объектов недвижимости, включая Цареконстантиновский храм, принял Арбитражный суд Владимирской области. Иск подало территориальное управление агентства по управлению федеральным имуществом в 2009 году. Представители духовенства Автономной Церкви поместили мощи святых в свой Иверский синодальный храм и отказались вернуть их государству.

Как тогда заявил архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий, возвращение мощей православных святых станет великим событием. Ефросиния Суздальская - имя знаковое для многих верующих. Заявитель в КС представлял интересы Русской Православной Автономной Церкви. И боролся против многочисленных решений судов, которые вынуждены были разбирать спор о принадлежности святых мощей. Гинеевский хотел, чтобы Конституционный суд проверил список статей Гражданского кодекса. Статьи говорили об объектах гражданских прав.

Чтобы стало понятно, есть в Гражданском кодексе статья N 128, по которой к объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличность и ценные бумаги, иное имущество, имущественные права, результаты работ и оказание услуг, нематериальные блага. Заявитель сказал, что в законе слишком широко толкуют объекты гражданских прав. Поэтому он проиграл суды, которые отнесли человеческие костные останки, то есть мощи, к объектам гражданских прав.

Конституционный суд, изучив документы, сказал, что сама статья Гражданского кодекса, о которой он пишет, не может рассматриваться как нарушающая его конституционные права. Но не все конституционные судьи были единодушны. Один из судей - Гадис Гаджиев высказал свое, отличное от большинства, мнение, посчитав, что "религиозные мощи - это не обычные объекты гражданских прав, поскольку они обладают двойственной правовой природой. Будучи частями тела людей, признаваемых каноническим правом святыми, они вряд ли вообще могут считаться объектом права собственности".

По закону судья независим и имеет право на мнение, отличное от остальных. Хотя наша история знает массу случаев, когда мощи были в чьей-то частной собственности. Частицы мощей носят на себе как святыню даже простые миряне. В таком случае почему они не могут быть и в собственности государства?

Компетентно

Протоиерей Всеволод Чаплин, Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата:

-Правовые оценки в данном случае, конечно, могут разниться. Но, я надеюсь, что правовые решения будут соответствовать естественной человеческой логике, а согласно ей мощи святых Евфимия и Ефросинии Суздальских, конечно, не имеют, никакого отношения к религиозному новообразованию, которым является так называемая РПАЦ (Российская Православная Автономная Церковь). Эти мощи принадлежали древней Русской Православной Церкви. Они передавались общине Московского Патриархата. Один из тех людей, которым они передавались, а это нынешний митрополит Оренбургский и Саракташский Валентин - до сих пор жив, и странно, что никто не поинтересовался его позицией. Ему и архимандриту Валентину Русанцову они передавались, когда один из них был правящим епископом, а другой священником нашей Церкви. А потом приход в Суздале уклонился в раскол, и в какой-то момент была создана организация, которая затем отделилась еще и от Русской Зарубежной Церкви задолго до ее воссоединения с полнотой Русской Православной Церкви Московского Патриархата. И мы должны понимать, что речь идет о религиозном новообразовании, к которому мощи не имеют никакого отношения. Никаких моральных прав на обладание данной святыней эта религиозная организация не имеет.

Подготовила Елена Яковлева

Справка "РГ"

Преподобный Евфимий Суздальский - основатель и архимандрит Спасо-Евфимиева монастыря.

Принял монашеский постриг в Нижегородском Печерском монастыре от Дионисия Суздальского. Евфимий общался с Сергием Радонежским и часто бывал в Троицком монастыре. Скончался 1 апреля 1404 года. А спустя сто лет 4 июля 1507 года при строительстве нового монастырского собора были обретены мощи Евфимия, объявленные нетленными.

Преподобная Ефросиния Суздальская (в миру Феодулия) родилась в 1212 году и была дочерью князя Михаила Черниговского. Была просватана за князя Феодора Ярославича, родного брата святого Александра Невского. В Суздале , когда гости собрались на пир, жених неожиданно скончался. Феодулия ушла в монастырь. Обладала даром чудотворения и прозорливости. По легенде, она предсказала нашествие монгольских войск на Россию. В годы татаро-монгольского нашествия Суздаль был почти разрушен, но монастырь молитвами преподобной Ефросинии уцелел.

Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика