Семьдесят лет назад, 6 июня 1944 года, тысячи мужчин и женщин готовились к тому, чтобы провести операцию, которая положила начало окончанию Второй Мировой Войне. Высадка войск союзников планировалась более года и включала более 130 000 солдат союзников. К концу дня более 10 000 людей погибло, было ранено или захвачено в плен. Вплоть до настоящего времени это является самой масштабной морской военной операцией в мире.
Ниже вы можете ознакомиться с 10 самыми невероятными и удивительными фактами о дне высадки.
1. Смертельная репетиция дня высадки
28 апреля 1944 года восемь кораблей, полных военнослужащих США и техники, плыли к побережью Девона, Великобритания, чтобы принять участие в репетиции высадки. К сожалению, из-за ошибки в документах они использовали разные радиочастоты, поэтому, и когда группа немецких кораблей обнаружила плотный радио поток, то медленные десантные корабли СШАиз-за отсутствия коммуникации стали легкой целью для немецких торпед. В общей сложности около 800 человек погибло в провальной операции, более тяжелая потеря, чем на некоторых берегах в день высадки.
Обеспокоенное утечкой информации и упадком духа, командование союзных войск приказало скрыть всю информацию о поражении, и некоторые семьи так и не узнали, как погибли их родные.
2. Женское обаяние?
Джонатан Майо в своей книге о дне высадки рассказывает историю Терренса Отуэй, чье подразделение получило задание атаковать Мервильскую батарею в день высадки. Отуэй хотел убедиться, что его люди не выдадут этой высоко секретной информации. Для того, чтобы проверить их надежность он отправил тридцать самых симпатичных членов женской вспомогательной ВВС, в гражданской одежде, в местные клубы. Девушкам было сказано сделать все возможное, чтобы получить информацию. Ни один из мужчин не попался в ловушку.
3. Страхи Черчилля
Несмотря на хорошо документированные способности к воодушевляющим речам, в ночь перед высадкой союзных войск Уинстон Черчилль чувствовал себя менее, чем уверенно. Очевидно, он поведал свои страхи своей жене вечером перед высадкой, сказав:
Ты понимаешь, что когда ты проснешься утром 20 000 людей могут быть мертвы?
4. Кодовые имена в кроссвордах
Во время подготовки высадки использовались сверхсекретные кодовые имен, чтобы скрыть планы союзников от врага. «Юта», «Омаха», «Золото» и «Меч» были пляжами на побережье Нормандии, «Нептун» был кодовым словом для высадок, «Сюзерен» означал следующую за высадкой битву за Нормандию, а «Изувер» был кодовым словом для людей с высоким уровнем допуска.
Доступ к этой информации был засекречен. Однако в 1944 власти были обеспокоены, когда определенные кодовые слова появились в ответах к кроссворду в Daily Telegraph. За месяц до высадки не менее пяти кодовых слов, включая «Юта», «Омаха» и «Нептун» были замечены в ответах кроссворда. MI5 (служба разведки Великобритании) подозревала, что кто-то пытается передать информацию врагу, однако обыск дома и офиса автора кроссвордов ничего не обнаружили.
5. Обманные маневры
Кодовые имена и сокрытие информации были только началом усиления охраны безопасности, окружавшей операцию высадки. Силы союзников сформировали «Операцию Крепость», обманную стратегию для того, чтобы сбить немецкие войска с толка о том, где и когда они будут атаковать. Как часть уловки, союзники позволили информации с фальсифицированными планами просочиться, посылали фиктивные кодовые послания по радио и разбили диверсионные лагеря.
Чтобы усилить иллюзию, рано утром в день высадки «Руперты» - манекены, одетые в униформу десантников с сапогами и касками – были сброшены в Нормандии и Па-де-Кале. Манекены были снабжены записями орудийного огня, в то время как настоящие солдаты создавали дополнительные звуковые эффекты, чтобы создать иллюзию широкомасштабной воздушной атаки. Эта операция под кодовым названием «Титаник» была призвана отвлечь немецкую армию во время высадки главных сил далее на западе.
6. Буква Д в Д-Дне
В англоязычной литературе день высадки называется Д-Днем, и многие годы люди гадали, что означает «Д» в названии. Некоторые предполагали, что это День Высадки (англ.: Disembarkement-Day), День Решения (англ.: Decision-Day), или даже День Смерти (англ.: Death-Day). На самом деле Д просто означает «День».
Д-День и Ч-Час означает секретное время и день, назначенный для операции, поэтому как до, так и после Второй мировой войны многие операции имели «Д-День». День до Д-Дня называется «Д-1», а день после «Д+1». Если день операции переносится, то нет необходимости менять все планы.
7. Письмо Эйзенхауэра «в случае, если нацисты победят»
Генерал США Дуайт Эйзенхауэр написал письмо, которое следовало вскрыть «при поражении». В нем он написал: «Наша высадки в местности Шербур и Гавр не смогла достаточно закрепиться, и я приказал отступить. Мое решение атаковать в это время и в этом месте было основано на лучшей доступной информации в то время. Пехота, десант и морские силы сделали все возможное в их силе. Любая ответственность и вина за эту попытку лежит на мне лично».
Письмо было по ошибке подписано 5 июля, вместо 5 июня; предположительно, он был несколько занят в этот момент.
8. В любую погоду
Изначально высадка в Нормандии планировалась на 5 июня, но когда день пришел, плохая погода заставил Генерала Эйзенхауэра отложить операцию на 24 часа. Согласно Библиотеке ВМС США немецкое военное командование ожидало, что союзники начнут вторжение в конце мая, когда была полная луна, высокий прилив и слабый ветер. Когда погода ухудшилась в начале июня, немцы стали понемногу расслабляться, но синоптики союзников предсказали небольшое окошко, и операция была проведена.
Синоптиков союзников чествовали за их решение, основанное на этой погодной карте.
9. Расшифровка кода ЭНИГМА
Кодирующее устройство ЭНИГМА использовалось немцами с 1920-х лет. В гениальной машине было более 200 миллиардов возможных буквенных комбинаций, и ее коды считались неподдающимися расшифровке. Однако, ближе ко дню высадки, неведомо для немецкого вермахта, союзники взломали код при помощи польских криптографов. Прорыв был бесценен для планирования дня высадки, потому что союзники смогли собрать важную информацию из расшифрованных сообщений. Это также позволило им узнать, поверили ли немцы в обманную операцию.
10. «Человек, выигравший войну»
Генерал Дуайт Эйзенхауэр однажды сказал: «Эндрю Хиггинс… этот человек выиграл для нас войну». Но кто этот Эндрю Хиггинс?
Хиггинс – это человек, разработавший и построивший десантные катера типа LCVP, амфибийные катера, что позволили силам союзников пересечь Ла Манш. Эйзенхауэр говорил: «Если бы Хиггинс не спроектировал и не построил эти катера, мы бы никогда не высадились на открытом пляже. Вся стратегия войны была бы другой».