Несколько лет назад администрация Екатеринбурга нашла землю площадью в 4 га под кладбище для животных в черте города, в районе птицефабрики. Следующим шагом стал поиск компании, которая готова будет взяться за реализацию нового не только для Урала, но и для России в целом проекта: дело в том, что сейчас на территории страны существует только одно официальное кладбище для животных, оно находится в подмосковных Люберцах.
Поиски продолжались несколько лет, в конце концов проектом заинтересовался бизнесмен Дмитрий Малышев. В Пермском крае предприниматель ведет «традиционный» ритуальный бизнес — ему принадлежат Ритуальные дома в Березняках и Соликамске. Кладбище домашних животных стало сложной и интересной задачей, которую предприниматель взялся решать. Как только ему удалось найти инвесторов, проект был воплощен в жизнь.
«Сад памяти «Memory animals» открылся в Екатеринбурге 31 августа 2013 г. На территории построили здание с комнатой для приемов и двумя прощальными залами, закупили специальное американское оборудование для индивидуальной кремации. Также на площадке расположены колумбарий и две зоны для захоронения — лесная и «радужная», которая представляет собой аллею. Есть место, где прах можно развеять, но до сих пор этой услугой никто не воспользовался.
«Прежде чем запустить проект, необходимо было изучить потребность, — рассказала DK.RU директор по развитию «Memory animals» Виктория Шинкарева. — Однако официальных данных по Екатеринбургу нигде нет. По неофициальным данным, в городе около 300 тыс. домашних животных, они есть в 43,3% семей. Это не самый высокий показатель по стране. Средняя продолжительность жизни питомца — десять лет, содержание обходится владельцу примерно в 600 руб. в месяц. У людей есть потребность в уважительном обращении с любимцем и после его смерти, многие уже понимают, что животное нужно кремировать».
Согласно российскому законодательству, захоронение трупов животных в землю запрещено, можно только закопать прах. Однако в Екатеринбурге предлагается в основном массовое сожжение тел, существование индивидуальной услуги не доказано. Эту нишу и занял «Сад памяти», который единственный кремирует животных, а прах предлагает поместить в колумбарий, похоронить на территории кладбища или оставить на временное хранение.
Кремация — самая популярная услуга «Memory animals», в среднем она стоит около 1 тыс. руб. за маленький вес и 3-3,5 тыс. за большой (например крупную собаку). Для пенсионеров услуга бесплатна — с помощью такой социальной акции основатели рассчитывают завоевать популярность и доверие горожан. С сентября по первые числа мая у компании было 425 заказов, максимум обращений поступил в январе.
Впрочем, компания не ограничивается узким спектром: так, в «Саду памяти» есть ветеринарный кабинет, где сотрудник клиники-партнера может сделать животному эвтаназию в связи с медицинскими показателями. При необходимости сотрудники компании забирают погибшего питомца из дома хозяина, а несколько раз клиенты обращались с просьбой эксгумировать захороненное некогда животное.
В колумбарии «Memory animals» — семь рядов, в каждом из которых по 300 ячеек (675 под стеклом). На каждую из них заключается договор аренды сроком на один год, обходится это в сумму от 1,5 до 5 тыс. руб. Стоимость варьируется в зависимости от расположения ячейки, наличия мраморной плиты и т. д. Одна из постоянных клиенток компании, дама с 13 кошками, поместила в свою ячейку прах уже двух любимиц. На данный момент заключено шесть долгосрочных договоров на три года.
«Люди часто не готовы много тратить на похороны животного, ведь перед смертью питомцы, бывало, долго болеют, а на лечение уходят большие суммы, — рассказывает г-жа Шинкарева. — В среднем они рассчитывают на сумму около 5 тыс. руб. Но у нас были и дорогие захоронения, которые стоили более 25 тыс. руб.: за эту сумму хозяевам предоставляют VIP-зал для прощания, хорошее место на «Радужной аллее», мраморную плиту на надгробии и т. д. Сейчас мы совместно со специалистами разрабатываем линейку надгробий для животных».
Емкость кладбища для животных настолько велика, что владельцы даже не задумывались о сроках заполнения: прах занимает в земле совсем мало места, и даже если закончится земля, всегда останется колумбарий, в котором урны хранятся не вечно. Поэтому дело обещает быть весьма доходным, считают основатели «Memory animals», вот только новый вид бизнеса предстоит еще «раскачать», чтобы преодолеть недоверие в обществе, а также представление, что похороны животного — это очень дорого.
Популяризация кладбища для животных имеет свою специфику, ведь рекламировать такой объект традиционными способами нельзя. Компания сотрудничает с ветеринарными клиниками, зоозащитными организациями, производителями кормов и даже проводит открытые уроки для детей. Маленьким посетителям рассказывают, как правильно обращаться с домашним любимцем.
Перспективы развития бизнеса владельцы видят в экспансии в другие регионы России. В компанию уже обращались предприниматели, которые просили поделиться опытом создания объекта. Сейчас «Memory animals» оформляют товарный знак и впоследствии собираются предоставлять партнерам свою франшизу.
Источник: Деловой квартал