Вильнюсские кладбище вечером 1 ноября — это звездное небо вверх тормашками. Сотни, а может и тысячи маленьких огоньков заполняют тьму холмов, на которых высятся величественные каменные кресты и ангелы, которые обеспечивают защиту людей других эпох и веков.
Среди этого моря на кладбище Росса, что на юге Вильнюса недалеко от железной дороги, огоньками подают сигналы могилы известных белорусов: Ядьвигина Ш., Владислава Сырокомли, братьев Антона и Ивана Луцкевичей. О последних, смотря по количеству свечей, помнят хорошо — да и как можно забыть на одних из первых архитекторов идеи независимой Беларуси?
Могилы других известных обитателей кладбища Росы можно легко узнать по богатству свечей. А у некоторых из них вечером все время кто-то есть как, например, у памятника пожалуй самому знаменитому литовскому художнику Микалоюса Чюрлениса, век с даты смерти которого в этом году отмечают.
Кладбищу Росса более двух веке. Величественные и немного уже неухоженный памятники в прошлом богатым и сильным стоят по соседству с, от начала безымянными, погребения умерших от эпидемий и других людских несчастий. Поэтому когда-то это место называли сиротским, но со временем за ним сохранилось больше поэтическое — Роса — от общего в литовском и славянских языках «раса».
Сейчас по росе вечером играют даже те, кто не имеет здесь ни одного родственника. Но все равно ставить свечи на случайных забытых могилах. Ведь Дзяды — время спросить совета мудрых предков. И вспомнить о вечности, что ждет все живое.
Жители Вильнюса говорят, что если свечи догорая, на кладбище собирается артель, чтобы убрать сгоревшие свечи.