В Совете Федерации за изменение Федерального Закона о погребении

01.04.2011
Стартовала формальная процедура изменения Федерального закона "О погребении и похоронном деле". Ситуация в ритуальных услугах может принципиально измениться. Сенаторы - "ЗА"

Проблемы реализации полномочий органов местного самоуправления по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения были в центре внимания участников «круглого стола», организованного Комитетом СФ по вопросам местного самоуправления. 

Открывая заседание, первый заместитель председателя Комитета СФ Сергей Катанандов, отметил, что организация ритуальных услуг всегда была проблемной сферой для муниципалитетов, не изменилась ситуация и сегодня. По его словам, главная причина этого связана с тем, что базовый Федеральный закон «О погребении и похоронном деле», принятый в 1996 году, не претерпел концептуальных изменений и после принятия в 2003 году федеральных законов, устанавливающих новое распределение полномочий между органами государственной власти РФ, субъектов РФ и органами местного самоуправления. 

В итоге, отметил С.Катанандов, в данной сфере в настоящее время сформировался ряд проблем, касающихся статуса мест погребения и специализированной службы по вопросам похоронного дела, правового режима земель кладбищ и предоставленных для захоронения земельных участков, а также вопросов систематизации учета захоронений, формирования единого реестра кладбищ и архивного фонда мест захоронений. 

Выступивший с докладом заместитель исполнительного директора Общероссийского Конгресса муниципальных образований Роман Петухов напомнил, что согласно Федеральному закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских и сельских поселений, муниципальных районов и городских округов относится оказание ритуальных услуг и содержание мест захоронения. «Ситуация, связанная со сферой ритуальных услуг, не является особой: подобные проблемы наблюдаются на местном уровне везде, где отраслевое законодательство, принятое в 1990-х гг., не учитывает реалий сегодняшнего дня», - признал он. 

По его словам, основная проблема сегодня связана с разграничением полномочий между уровнями государственной власти, а также взаимодействием власти с частными организациями, занимающимися оказанием ритуальных услуг. «Если данную сферу сделать предметом рынка, то следует установить четкие правила и стандарты, иначе неизбежны злоупотребления, как со стороны недобросовестных чиновников, так и со стороны частных компаний», - подчеркнул Р.Петухов. 

Также заместитель директора Общероссийского Конгресса муниципальных образований обратил внимание, что из-за несовершенства законодательства в настоящее время кладбища и места погребения могут находиться в ведении одного органа власти, а земельные участки, на которых они расположены, в собственности другого: часто из-за нехватки земель для кладбища муниципалитеты вынуждены брать земли в аренду у соседей, при этом, по сути, лишаясь возможности контролировать ее использование. Открытым в этой связи остается вопрос, связанный с взаимодействием различных местных поселений по содержанию мест захоронения. 

«Это очень важная сфера, по состоянию которой о нас будут судить наши потомки, - заключил Р.Петухов.- Очень хотелось бы, чтобы изменения в законодательство касались не только непосредственно процесса организации похоронного дела, но и связанных с этим вопросов организации власти и управления». 

Представитель Минрегионразвития, выступивший на заседании, отметил остроту кадровой проблемы, существующей в отрасли. Нередко, по его словам, в сфере оказания ритуальных услуг работают случайные люди, что приводит к многочисленным злоупотреблениям, а иногда – к банальному неуважению к памяти умерших. 

Участники «круглого стола» в выступлениях также отметили актуальность темы. Было сказано, что ежегодно в стране умирает более двух миллионов человек, годовой оборот сферы оказания ритуальных услуг – более 30 млрд. рублей. В этих условиях, по мнению выступавших, законодательные пробелы и нечеткие формулировки здесь недопустимы. 

Как было отмечено, недостатки законодательного регулирования порождают условия для проявления коррупционных схем в этой деликатной сфере общественных отношений. Так, например, наделение в общем виде полномочиями субъектов РФ и органов местного самоуправления по принятию законов и нормативных правовых актов без чёткого указания предмета правового регулирования приводит к тому, что, сходные или даже одинаковые отношения регулируются принципиально различными способами и в субъектах Российской Федерации, и в муниципальных образованиях. Отсутствуют определения базовых терминов и детальное регулирование отношений, которые являются основополагающими для недопущения произвольного толкования в законах субъектов РФ и муниципальных правовых актах. Всё это, по словам участников мероприятия, приводит к тому, что на практике в регионах и муниципалитетах устанавливаются положения, допускающие расширительное и неоднозначное толкование, значительно расширяющее пределы административного усмотрения должностных лиц. 

По итогам обсуждения был сделан вывод о том, что существующий комплекс законодательных проблем может быть разрешён подготовкой новой редакции Федерального закона «О похоронном деле», что потребует также одновременного внесения поправок в Земельный и Градостроительный кодексы Российской Федерации и некоторые другие федеральные законы. 

Источник: Prof-Rotual.ru

Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика