Боевики, верные лидеру афганских узбеков, председателю Национального исламского движения Афганистана, первому заместителю президента ИРА генералу Абдулрашиду Дустуму в четверг неожиданно напали на процессию по захоронению останков бывшего короля Афганистана Хабибуллы Калакони.
Столкновение началось во второй половине дня в четверг, на подступах к кладбищу Шахроро, когда боевики Дустума открыли огонь по церемонии перезахоронения останков бывшего монарха. Очевидцы происшествия сообщают, что в ходе столкновения было ранено пять человек.
Решение правительства Афганистана о перезахоронении останков Хабибуллы Калакони и 16 его близких именно на кладбище Шахроро было подписано накануне главой исполнительной власти Абдулло Абдулло.
В четверг в первой половине дня в столичной мечети Идгах был зачитан заупокойный намаз по Калакони и его приближенным, в котором принимали участие представители правительства, партий и движений, депутаты парламента рядовые граждане. Когда же похоронная процессия приблизилась к кладбищу Шахроро, боевики генерала Дустума открыли по ним огонь, ранив пятерых человек.
Представители Дустума не объяснили причину своих действий, однако, ряд афганских СМИ сообщили, что Дустум выступил против захоронения Калакони и его лиц на этом кладбище, считая его исключительно узбекским.
Эмир Хабибулла, или единственный «таджикский король» в истории Афганистана захватил власть в 1929 году и правил страной в течение девяти месяцев.
Губернатор провинции Балх, лидер таджиков Афганистана Ато Мухаммад Нур, заявил, что эмир Хабибулла как шах страны заслуживает всех государственных почестей ради сохранения национального единства Афганистана. Официальная же историография Афганистана считала эмира Хабибуллу мятежником и узурпатором власти и, похоже, не готова пересматривать своего отношения к нему.
Хабибулла родился в Калаконе примерно в 1890 году. В 1919 г. он поступил на воинскую службу.
Хабибулла стал популярным осенью 1928 года, когда в Афганистане зрело недовольство реформаторской политикой Амануллы и преследованиями влиятельных религиозных лидеров. В середине декабря 1928 повстанцы Хабибуллы окружили Кабул, а 13 января он был объявлен Хабибуллой Вторым и коронован пиром Тагао – лидером мусульман долины Шамали.
Поддержка, оказанная северянами (в том числе эмигрантами) новому режиму вызвала недовольство и возбудила национальные (про-пуштунские) чувства на юге Афганистана. В июне влиятельные пуштунские лидеры объявили Хабибуллу неверным. 13 октября он и его сторонники, атакованные армией братьев Шахмахмуда и Шахвали, бежали из афганской столицы, а 15 октября Надир Хан вступил в Кабул на белом коне. Он тут же «согласился» с требованием племен стать королем – Надир Шахом. Пуштунская монархия была восстановлена, и в стране воцарилась новая династия семьи Мусохибан.
20 октября Хабибулла сдался в обмен на гарантии сохранения жизни, однако 2 ноября 1929 года единственный не-пуштун (таджик) бывший эмиром Афганистана, был повешен на аэродроме Кабула. Казнь произошла в присутствии пуштунов — вазиров, масудов, мангалов, дауров и джадранов. Тела казненных — Хабибуллы, Хамидуллы (брата Хабибуллы), Шер Джана (министра юстиции) и еще 14 его сторонников три дня висели на столбах. Но вот теперь, спустя 86 лет после этих событий, попытки похоронить с почестями бывшего эмира сталкиваются с препятствиями, создаваемыми сторонниками Дустума.