14 мая 2016 года на Хованском кладбище схлестнулись в кровавой драке порядка двух сотен человек. В качестве аргументов в разгоревшемся споре столкнувшиеся бойцы использовали различные подручные предметы: лопаты, черенки, арматуры, травматические пистолеты, поговаривают даже об использовании автоматического оружия.
Побоище нескольких сотен человек произошло при свете дня, да еще и не где-то за городом, а в одном из мест высокой посещаемости Москвы. Уже официально заявляется о трех погибших, неофициально говорится о двенадцати. В больницах находится 23 человека, причем четверо – в крайне тяжелом состоянии. Задержано около 50 человек, в том числе уже бывший директор кладбища Юрий Чабуев.
По словам следствия, враждующие стороны были представителями различных этнических группировок: с одной стороны, выходцы из Кавказа, с другой – выходцы из Средней Азии. Стоит подробно рассмотреть причины и версии произошедшего.
Версии
В СМИ уже открыто говорится, что основной мотив разборки – финансовый. Однако «финансовый» - понятие растяжимое.
Стоит начать с того, что «похоронный» бизнес – очень и очень выгодный. Причина этой выгоды уходит в корни российского менталитета. Для российского человека очень важно отправить любимого и уважаемого родственника или друга (причем даже не очень любимого и уважаемого) в мир иной в лучшем виде, на чем и играют представители «похоронного» бизнеса. Интернет кишит историями про сотни махинаций, которые проводят сотрудники кладбищ, чтобы вытянуть побольше денег из безутешных родственников..
Одна из основных версий состоит в том, что именно из-за этих серьезных, никем не контролируемых денежных потоков и разгорелся конфликт. Выходцы с Кавказа, представители криминальной группировки хотели получать процент с прибыльной деятельности. Дело в том, что несколько лет назад произошла реформа рынка ритуальных услуг. Результатом послужил серьезный передел сферы. Более подробно о ситуации рассказывает лидер движения «Таджикские трудовые мигранты» Каромат Шарипов в интервью «Московскому комсомольцу»: «Вы наверное знаете, что некоторое время назад в Москве прошла реформа рынка похоронных услуг. Раньше он по большей части контролировался криминалом, потому что там крутятся очень серьезные деньги. Когда Москва начала наводить порядок, и от этой кормушки отстранили очень многих. Теперь они, получается, терпят убытки. Вот и пытаются вернуть себе хоть какие-то заработки с кладбищ. Решили обложить данью даже землекопов. Несколько лет назад на кладбище установилась система, что землекопы платили бандитской «крыше» по 10% от своих заработков. Зарабатывают они там 30-50 тысяч в месяц. Значит, десятую часть нужно отдать. Но последнее время «эти люди» начали требовать поднять свою ежемесячную долю до 30%. Мигрантов это не устраивало».
Из слов эксперта выходит, что некие «уважаемые люди» пытаются отвоевать утраченные когда-то позиции. Версия, действительно, очень логичная и понятная.
Еще одну версию высказал глава Департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк. По имеющейся у него информации, конфликт возник при попытке охраны выдворить с территории кладбища нелегальных мигрантов. «Охрана Хованского кладбища попыталась выдворить с территории кладбища нелегальных мигрантов. Они сюда периодически проникают с целью скрыться от правоохранительных органов во время различных проверок. В итоге были вызван наряды полиции, ОМОНа, которые задержали 50 человек. Этот конфликт развивался в течение часа, действительно была драка».
Еще одну, также малореалистичную версию, высказала газета «Коммерсант» со ссылкой на представителя арестованных. Версия состоит в том, что причиной конфликта послужила некачественная работа по обустройству могилы. Заказчик отказался оплатить труд нелегальных мигрантов, а на утро обнаружил могилу в «еще более плачевном состоянии». Заказчик решил серьезно обсудить сложившуюся ситуацию со старшими представителями диаспоры. Примечательно, что на встречу он поехал не один, а с несколькими «друзьями-самбистами». Разговор не привел ни к чему, кроме взаимных угроз проблем в будущем. После этого заказчик с «друзьями» решил по какой-то причине собирать дань с мигрантов, которые работали на кладбище, что и послужило причиной «общения» 14 мая. Приехавшие «самбисты» были встречены сотней мигрантов с соседних рынков и магазинов, в результате завязалась бойня.
Отдельного упоминания заслуживает личность экс-директора Хованского кладбища – Юрия Чабуева. Ему посвящена отдельная статья в «Московском Комсомольце». Чабуев – личность «широко известная в узких кругах». Свою карьеру в «похоронном» бизнесе он начал строить давно: с 2006 по 2009 год он занимал пост заместителя директора по экономическим вопросам Муниципального специализированного предприятия (МСП) «Ритуал» городского округа Химки. С 2009 года Юрий становится директором этого МСП и руководит им вплоть до 2013 года. По данным издания, деятельность Чабуева в Химках была очень «темной». В «похоронном» бизнесе Химок были задействованы знакомые Юрия Вячеслав Нырков и Петр Левченко, все – уроженцы Волгоградской области. Затем в работы включились и жены Чабуева и Ныркова. По словам источника «МК», из-за семейственности на рынке ритуальных услуг в Химках сложилась такая ситуация, что наценка на ритуальные услуги и принадлежности в городе стала составлять от 200 до 300%. Тем не менее, это лишь разговоры, так как ни одна из подобных теневых схем так и не стала достоянием общественности, поэтому реальных оснований для обвинения экс-директора кладбища нет. Сейчас же Чабуев находится под следствием. Сотрудники МВД пытаются выяснить, какое отношение имел бывший директор кладбища к массовой драке.
Итоги
Следствие продолжается, оно рассматривает все варианты, но сейчас самым логичным и обоснованным кажется вариант о внутренних разборках группировок за контроль над финансовыми потоками теневой сферы бизнеса. Любой другой вариант, отвергающий подготовленность и организованность нападения, подразумевающий, что в одном месте случайно оказались 200 друзей-«самбистов» и прочих «спортсменов», выглядит, по крайней мере, наивно.
И, все-таки, значение имеет знаковость и дерзость вылазки. Бойня произошла посреди бела дня. Организаторы драки послали сигнал: «Да, мы можем, как разгаре лихих 90-х, устроить разборку в Москве, у всех на глазах, и мы ничего не боимся».
Глава московской полиции Анатолий Якунин рассказал об эффективности борьбы с этническими ОПГ. По его словам, за 4 месяца нынешнего года московские полицейские ликвидировали 15 этнических банд.
«Незаконная миграция продолжает остро влиять на криминогенную обстановку в столице. 20% всех преступлений в Москве, по сути, совершаются нелегальными мигрантами. И могу сказать, что обороты только наращиваются. Если в 2007 году московская полиция выявила 27 членов этнических ОПГ, то в 2015-м - уже 221. Никакого возврата к 90-м нет и быть не может», - заявил Якунин.