Создатель внедорожника ВАЗ 2121 "Нива" Петр Прусов скончался на 76-м году жизни. Об этом сообщил пресс-центр "АвтоВАЗа".
"Петр Михайлович был великим человеком, создателем первого в мире внедорожника с несущим кузовом - легендарного ВАЗ 2121 "Нива", который сегодня носит имя LADA 4x4 и остается крайне популярным в России и за рубежом. Вдвойне печально, что он ушел в год празднования 40-летнего юбилея своего автомобиля, буквально немного не дожив до памятной даты - 5 апреля. Весь коллектив "АвтоВАЗа" глубоко скорбит по этой потере", - приводит пресс-центр слова президента автоконцерна Николя Мора.
Церемония прощания пройдет 21 марта в Спасо-Преображенском соборе Тольятти. Похоронят Прусова на Тольяттинском городском кладбище.
Прусов родился в деревне Зубки Лиозненского района Витебской области в 1942 году. После окончания Запорожского машиностроительного института в 1970 году пришел на Волжский автомобильный завод в Тольятти, где начал свою трудовую деятельность инженером-конструктором, а уже в 1972 году был назначен ведущим конструктором проекта ВАЗ 2121 "Нива". Прусов принимал участие в разработке многих других вазовских моделей, с 1998 года до ухода на пенсию в 2003 году он был главным конструктором "АвтоВАЗа". В 2007-2011 гг. Прусов возглавлял рабочую группу по проектам производства автомобилей LADA в Чеченской Республике. С февраля 2017 года он работал советником вице-президента по персоналу и социальной политике "АвтоВАЗа".
Легендарная "Нива"
Первый серийный полноприводный автомобиль ВАЗ-2121 "Нива" сошел с вазовского конвейера почти 40 лет назад, 5 апреля 1977 года. "Нива" стала первым отечественным автомобилем, по-настоящему востребованным на зарубежном рынке, она поставлялась в 110 стран мира, было время, когда до 70% произведенных машин ВАЗ продавал на экспорт.
В 2005 году у "Нивы" сменилось название: теперь это - LADA 4х4. В июле 2009 года началось производство модернизированной версии внедорожника. Модернизации подверглись практически все основные узлы автомобиля, включая двигатель, сцепление, трансмиссию, рулевое управление.
"Нива" также достигла успеха и в мировом автоспорте. Различные модификации этого автомобиля успешно выступали и занимали призовые места в самых престижных соревнованиях: "Ралли фараонов", "Париж-Дакар", "Алжирское ралли", трансафриканский "Атлас". Среди достижений внедорожника - работа в экстремальных условиях Антарктиды, высадка на Северный полюс, мировой рекорд покорения высоты более 5 тыс. метров в Гималаях. В 2015 году LADA 4х4 покорила Эльбрус.
Автомобиль продолжает пользоваться постоянным спросом в России и за рубежом. В десятках стран мира действуют клубы любителей этого автомобиля.
Удачная конструкция "Нивы" позволила разработать на этой платформе несколько десятков транспортных средств различного назначения - специальные версии LADA 4х4 производятся для МЧС, МВД, пожарной охраны и других спецслужб. Популярный внедорожник Chevrolet Niva, выпускаемый совместным предприятием "АвтоВАЗа" и General Motors - "GM-АвтоВАЗ", унаследовал лучшие черты и технические характеристики "Нивы".