От мумифицированных священников до домов из костей: фотограф Пол Кудунарис запечатлевает то, как наш мир относится к смерти. ОСТОРОЖНО: фото скелетов и мёртвых тел!
Американский фотограф Пол Кудунарис путешествует по миру и делает фоторепортажи об использовании человеческих останках в святых местах и ритуалах, связанных со смертью.
Его последняя книга, Memento Mori - о том, как смерть вписывается в нашу жизнь: он пишет о фестивале черепов в Боливии, о высушенных и одетых мёртвых телах в индонезийских домах, о сотнях мумифицированных католических священников, захороненных в нишах в стене под церковью в Палермо, Сицилия.
Это книга о тонкой грани между мёртвыми - и смертью, и в разных странах эта грань выглядит по-разному.
На фото слева: вид сверху на огромный оссуарий под городской церковью. Лампа, Перу.
На фото: богато разодетые останки местного аббата в церкви в Мондзее, Австрия.
"Особый стимул, который привёл меня к работе над фотографиями и книгой, пришёл несколько лет назад в Чехии".
На фото: оссуарий в Седлеце, Чехия.
"В Чехии, в Седлеце, есть очень известная церковь, разукрашенная костями, - Кутна Гора".
На фото: оссуарий в Седлеце, Чехия.
"Но особенно меня вдохновила открывшаяся возможность посетить другую, столь же фантастическую, но менее известную комнату из костей. О ней мало знали даже люди из городка, где она располагалась".
На фото: оссуарий в Седлеце, Чехия.
"И я заинтересовался, как много других памятников человеческой смертности, украшенных останками людей, есть в мире".
На фото: оссуарий в Седлеце, Чехия.
"Они забыты или заброшены просто потому, что мы в современном мире слишком беспокоимся о необходимости иметь дело с мёртвыми, чтобы замечать жизненную силу и духовную значимость, которые скрыты в них".
На фото: оссуарий в Седлеце, Чехия.
"Я провёл небольшое предварительное исследование и понял, что таких мест намного больше, чем я мог бы предположить".
На фото: разукрашенные мощи Святой Мундиции - мученицы времён первых христиан - в церкви в Мюнхене, Германия.
"Быть мёртвым - это уникальное состояние. То, что человек "мёртв", означает, что все жизненные функции его тела остановились".
На фото: разрисованные черепа в местном склепе, Гальштат, Австрия.
"И хотя могут быть детали того, как именно вы умрёте, всё равно - от сердечного приступа или от нарушения работы мозга, в Нью-Йорке, Лондоне или Каире, вы всё равно умираете".
На фото: склеп капуцинов XVII века с костями и мумиями в Риме, Италия.
"Но "смерть" для меня - не более чем граница между двумя группами людей. Группой живых и группой мёртвых".
На фото: "праздник черепов" в Ла-Пасе, Боливия.
"Эта граница варьируется от культуры к культуре".
"Граница может быть мягкой и подвижной, и через неё может быть всё ещё возможен диалог - при этом мёртвым отводится определённая роль в мире живых. Но она может быть и жёсткой, и тогда пересечение её табуировано".
На фото: монастырь капуцинов, Бурджио, Сицилия.
"Современная западная культура относится ко второму варианту; в течение уже почти целого века мы находимся на "жёсткой" стороне. Но моя работа показывает и "мягкие" границы".
На фото: "Праздник черепов", Ла-Пас, Боливия.
"В кросскультурном и историческом контексте мы видим, что "мягкие" границы между жизнью и смертью всегда были более приняты, чем "жёсткие".
"Да, это мы странные, а не они. Но это не значит, что все другие культуры фетишизируют смерть так, как это показано у меня - совсем нет, и необязательно фетишизировать останки, чтобы можно было вести речь о "мягких" границах".
На фото: самая впечатляющая дошедшая до наших дней коллекция мумий братства смерти, Ориа, Италия.
"Наше нынешнее отношение к мёртвым и то, как мы стараемся отгородиться от них, необычно с культурной и исторической точек зрения".
Мумия из захоронения, сделанного между 200 и 900 годами н. э. Салар-де-Уюни, Боливия.
"Моё отношение к смерти (или моё понимание смерти) радикально изменилось в процессе моей работы, потому что понимание логики установления этих границ пришло ко мне за это время".
На фото: склеп XVIII века с распятием в натуральную величину в Колине, Чехия.
"Мне нравятся мумии, сохранившиеся в церквях в Южной Италии и Сицилии - не только из-за того, как они представлены, но и из уважения к тем, кем они были, и к тому, как люди обходились с их телами".
На фото: мумифицированные священники в нишах склепа под городской церковью в Ганджи, Сицилия.
"Я бы никогда не сказал, что одна культура обходится со смертью "правильно", другая - "неправильно". Я очень быстро понял, работая над этим материалом, что мне нужно перестать проецировать свои представления о правильном и неправильном на увиденное.
"Самое важное для меня - то, что с мёртвыми обращаются в соответствии с культурными и духовными ценностями общества. Поэтому есть много правильных путей".
На фото: пещера для захоронений в Эфиопии и останки паломников, выставленные в священном городе Лалибэла.
"Есть более и менее подходящие с психологической точки зрения способы воспринимать смерть".
На фото: мумифицированное тело священника в Палермо.
"Психологи говорят, что в культурах, которые постоянно сталкиваются с напоминаниями о смерти, люди живут более счастливо и лучше приспосабливаются к возрастным изменениям, потому что меньше беспокоятся о смерти".
На фото: кости предков, выставленные в импровизированном гробу у входа в пещеру в деревне Ломбок, Сулавеси.
"То, как мы на Западе воспринимаем смерть, хуже для душевного здоровья, чем во многих иных культурах и в другие исторические периоды".
На фото: погребальная пещера Буа в Тана Тораджа, Индонезия.
"Тем, кому сложно пережить даже столкновение с видом одного мёртвого человека, наверняка будет непросто в Парижских катакомбах - останков там много, и из них выстроены замысловатые конструкции".
На фото: Парижские катакомбы.
"А если кто-то просто ищет самое странное зрелище в мире - я всегда советую взглянуть на мумий в Палермо, Сицилия".
"Это самая большая экспозиция мумий на местах захоронения в мире. Блуждание по этим катакомбам - абсолютно незабываемый опыт!"
\