Саксофонист Сергей Летов, брат рок-звезды Егора Летова, сыграл авангардный джаз в память ушедших музыкантов на территории Новосибирского крематория. Около 100 человек пришли послушать музыканта на фоне копий гробов Сталина, Высоцкого и Папы Римского. А специалисты крематория рассказали, как меняется отношение к похоронам, и эволюционируют традиции в эпоху интернета.
Джаз в Музее Смерти
Концерт, посвященный ушедшим друзьям-музыкантам, состоялся 14 февраля на территории Новосибирского крематория в день поминовения усопших. Сергей Летов сыграл композицию «Молитва о брате» (Сергей Летов - родной брат Егора Летова - прим. «НН») на стихи древнегреческого поэта, остальные мелодии были посвящены незаслуженно забытым музыкантам. «Моя программа будет посвящена ушедшим друзьям-музыкантам, с которыми я часто сотрудничал, или же не успел выступить - Сергею Курехину, Ивану Соколовскому и Сергею Кузьминскому».
«Музыканты принадлежат «группе риска» - они часто уходят из жизни молодыми, нереализованными, но музыка помогает им преодолеть противоречия между жизнью и смертью, и я постараюсь оживить их акустически» - считает Сергей Летов. Авангардный джаз звучал в обстановке, которая могла бы шокировать неподготовленного зрителя - на фоне копий гробов Ленина, Высоцкого и Папы Римского.
Сергей Летов сыграл «Молитву о брате». Другие мелодии были посвящены незаслуженно забытым музыкантам. Фото Полины Некрасовой
По мнению джазмена с мировым именем, в городе присутствует особый музыкальный дух. «Новосибирская «новоджазовая» школа очень интересна, здесь проходили знаменитые джазовые симпозиумы. В самом начале 70-х в Новосибирске я познакомился с Владимиром Исаевым и Владимиром Высокиным, тут был музыкальный проект «Homo Libera», его возглавляли Юкеичев и Толкачев. Среди нового поколения я бы назвал Романа Столяра, это мой большой друг. В Новосибирске замечательная городская среда, замечательные музыканты, замечательные люди», - признался музыкант.
Джазовые импровизации Сергея Летова, как и подпольные концерты его брата привлекают людей элитарностью и смелостью. «Я думаю, что массовая культура и песни Егора Летова - это взаимоисключающие явления», - отметил концертный директор саксофониста Роман Шахов.
«Люди заказывают онлайн-трансляцию похорон»
Подобный концерт в Музее Смерти проводится впервые, организаторы утверждают, что подобная акция помогает знакомить молодежь с культурой памяти по усопшим. «Когда нам поступило предложение от музыканта, мы были немного обескуражены. Тема, конечно, деликатная, но в день концерта церемоний прощания мы не проводим. Обычно в Родительские субботы люди приходят и ухаживают за урнами в ячейках колумбария, но все-таки это пожилые люди» - поделился директор ООО «Некрополь» Борис Якушин. Он отметил - больше всего людей приходит в основную Родительскую субботу перед Пасхой.
Молодежь все реже посещает похороны, не приезжает в колумбарий крематория, чтобы навестить усопших родственников. У молодых иной ритм жизни, им хочется многое успеть, их жизнь проходит в интернет-пространстве, трудно выкроить время для посещения крематория.
«Все реже люди вспоминают о дне поминовения умерших родственников. Нет сомнений - через 10-15 лет общество забудет часть, казалось бы, нерушимых традиций. Естественно ожидать, что на их место придут новые формы памяти, полагаю, главным образом связанные с интернетом. Уже сегодня люди заказывают онлайн-трансляцию похорон, все чаще выражают соболезнование по электронной почте», – отметил вице-президент Союза похоронных организаций и крематориев России Сергей Якушин.
Авангардный джаз звучал на фоне гробов Сталина, Высоцкого и Папы Римского. Фото Полины Некрасовой
Но основные похоронные традиции остаются для новосибирцев неизменными. «Есть противоречивая статистика – около 20% новосибирцев верующие, но отпевают 35% усопших от общего числа умерших. Отпевание покойного - многовековая практика русского народа. В силу исторической памяти и по причине отсутствия достоверного знания о посмертной жизни души, таинство отпевания часто заказывают, в том числе, и неверующие люди», – подчеркнул Сергей Якушин.