Однажды известный общественный деятель, врач Елизавета Глинка, в своем блоге опубликовала историю о том, как в хосписе, где она служит, умирал бизнесмен. У него были деньги на любые лекарства и услуги, но рядом с ним не было никого из близких. Никто не навещал этого человека, не переживал за его здоровье. За хорошую плату о нем заботились шофер и телохранитель. Когда бизнесмен понял, что дни его сочтены, он удивил всех своим последним желанием: по его просьбе ему в палату принесли живого козленка.
Эта печальная история созвучна библейскому рассказу о вавилонской башне. Можно спросить – какая же связь между событиями многотысячелетней давности и историей нашего современника? Однако практически в каждом ветхозаветном сюжете есть универсальный смысл, позволяющий применить его к нашей жизни.
В Священном Писании рассказывается, как под руководством Нимрода, потомка Хама, возводился город и гигантская башня в нем, потому что люди захотели достичь небес (Быт. 11, 4). Этим небывалым строением они, как сказано в Библии, желали создать себе имя, то есть увековечить самих себя, свое величие и могущество. Святитель Иоанн Златоуст называет вавилонскую башню символом «нежелания человека оставаться в пределах, положенных ему Богом. Он захотел сделать себя богом: обожествить себя». Финал затеи был бесславным: Господь смешал языки, и люди перестали понимать друг друга, поскольку взаимопонимание вело их к вечной гибели. Башня осталась недостроенной и постепенно разрушилась, ведь изначально она была лишена всякого практического смысла – это был лишь памятник человеческой надменности.
С тех пор вавилонская башня стала символом бессмысленной деятельности, самонадеянно выстраиваемой людьми жизни. Каждый строит свою жизнь, подбирая для нее «кирпичики»: мысли, слова, поступки. И подобно древним строителям вавилонской башни, современный человек изматывает себя в делах с утра до вечера ради собственных амбиций. Он стремится быть востребованным, преуспевающим, хорошо зарабатывать, красиво одеваться и тому подобное. Год за годом такой человек нагромождает друг на друга кирпичи повседневных дел, возводя изолированную от окружающих башню своей жизни.
Так поступал и герой истории доктора Лизы, пока не остался совсем один. Итогом его жизненного строительства стали ненужное ему богатство и выжженная человеческая душа. В его окружении остались только расчетливые партнеры по бизнесу и раболепные подчиненные. А нужным перед смертью ему оказалось совсем иное – маленький козленок, как память об иной, настоящей жизни. Может быть, прижав к себе козленка, он вспомнил свое детство в деревне, давшее ему познать бескорыстную любовь, участие, сострадание.
Этот человек построил свою вавилонскую башню, занимаясь бизнесом. Но рабочей площадкой для такого строительства может быть любое занятие, исключающее Бога, любая деятельность, которая ценна для человека сама по себе. Ею может стать личное совершенствование или даже благотворительность, если человек занимается ею не ради славы Божией, а ради своей славы, ради самолюбования, самоутверждения и всех остальных самостей.
Речь не идет об отказе от активной деятельности. Праздность святые отцы причисляют к порокам. Еще апостол Павел писал: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3, 10). Сам апостол и христианские подвижники занимались рукоделием, чтобы не быть обузой другим и помогать нуждающимся. Прожить на земле без исполнения земных дел нельзя, но надо задаваться вопросом: ради чего я все это делаю, говорю, обдумываю? Надо видеть за сплошной чередой дел, слов, пожеланий главное – их значение для вечности. Даже обычный семейный ужин можно приготовить либо, желая получить похвалу, либо ради заботы о домашних. Окружающим это может остаться неизвестным, но Господу открыто сердце каждого. Поэтому человек всегда должен давать себе отчет в цели своей деятельности.
Бог, видя, как человек загоняет себя в ловушку, выстраивая изолированный от Него образ жизни, разными способами призывает его к исправлению. Если иные средства бессильны, Господь пресекает эту бессмысленную деятельность, чтобы человек не перешел в вечность поглощенным исключительно материальным строительством, как те, кто возводили башню в древнем Вавилоне. Тогда у человека появляется возможность переменить точку зрения на свои достижения, взглянуть на земную жизнь из вечности, понять, насколько бессмысленно собирание богатств на земле, а не на небесах (ср.: Мф. 6, 19–21). Как это успел понять перед смертью тот бизнесмен, который прижал к себе козленка и заплакал. Видимо, многое он передумал за время своей болезни, и это были благодатные, дорогие Господу слезы покаяния.
Надо помнить, что нашу судьбу в вечности определит не деятельность, которой мы занимаемся, сама по себе, не приносимые ею богатства, а та цель, ради которой мы трудимся. Важно, чтобы любое занятие приближало нас к Богу. Слова Спасителя: «Кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30), – прямо относятся к жизненному строительству. Собирать со Христом значит участвовать в Божием домостроительстве нашего спасения. Человек в силу дарованной ему свободы волен выбирать: будет ли он строить свою жизнь в виде изолированной от Бога башни или сам станет живым камнем, пригодным для строительства Церкви Христовой. Только в ней человек может обрести жизнь с Богом, которая продлится и в вечности, в Его Царстве.