Андреассен:
- Мы с вами сегодня отправляемся прогуляться по Никольской улице , той самой, которую не так давно сделали абсолютно пешеходной, удобной - ходи и рассматривай каждый уголок. А историй в этих уголках хватает. Эта улица может назвать себя первопроходцем во всем. Это была первая улица, на которой появилось первое радио, первая академия, первый крах банка. Ну а все эти истории нам сейчас расскажет Наталья Леонова, координатор проекта «Иди и смотри необычную Москву» .
Леонова:
- Здравствуйте.
Андреассен:
- Ну, с чего начнем? Крах банка предлагаю напоследок.
Леонова:
- Да. Тем более, это произошло в конце Никольской улицы. Я бы хотела посоветовать слушателям прогуляться по Никольской улице несколько иначе. Мы все идем просто по улице, обращая внимание на обилие магазинов, кафе и обычно никуда не заглядываем. А Никольская таит свои интересные истории, события именно во дворах.
Доходный дом со Святыми воротами Заиконоспасского монастыря, часть строений которого церкви сейчас не принадлежат.Фото: Михаил ФРОЛОВ
Ну, например, если мы говорим о том, что там было впервые, то буквально сразу за Никольскими торговыми рядами, где раньше был открыт переход на станцию «Площадь Революции» (переход закрыт в настоящее время), есть такая незаметная табличка, что отсюда произошла трансляция первой радиопередачи. Это был 24-й год, акционерное общество «Радиопередача», когда впервые Москвауслышала постоянную радиопрограмму.
Но помимо радио, в 30-е годы там была открыта первая телевизионная студия, то есть еще до Шуховской телебашни. Телевидение было очень смешное, механическое. Картинка была черно-белая, естественно, и в основном показывали балет (чтобы видно было движение). Во время передачи, когда люди смотрели этот телевизор, все рябило, было нечетко, движения были похожи на движения роботов. По воспоминаниям тех, кто работал там, часто люди писали письма с недовольством: мол Казанцеву было видно хорошо, балет плохо. Желательно трико сменить на черное и сделать экран более темным. Балет выбирайте с более медленными движениями.. То есть, иначе говоря, людям было просто непонятно, что идет на экране.
Если судить по табличкам, это красивейшее здание - Историко-архивный институт Российского государственного гуманитарного университета. А раньше оно принадлежало Заиконоспасскому монастырю.Фото: Михаил ФРОЛОВ
А сразу за этим зданием, если заглянуть во двор, нам встречаются Школьные или Ученические ворота Заиконоспасского монастыря. Надо сказать, что сам по себе монастырь Заиконоспасский называется так, потому что Спасский монастырь находился за иконными рядами - там, где была первая торговля иконами. Хотя тогда не принято было говорить о «продаже» иконы, а принято было обменивать икону. Вот стоит продавец, перед ним святые образы. Подходит покупатель, снимает картуз или шляпу (потому что мужчина, подходящий к иконе, должен снять головной убор), говорит: хочу обменять икону, назовите божескую цену. И дальше идет своеобразная «торговля». Продавец называет какую-то не «божескую цену», покупателю это не нравится. И как только покупатель берется за картуз, это означает, что он торговаться больше не хочет, сейчас он наденет шапку и уйдет. И тогда продавец вынужден был остаться на последней предложенной цене. Таким образом и выменивали икону.
Этот собор Спаса Нерукотворного Образа - действующий, во дворике монастыря вы его увидите.Фото: Михаил ФРОЛОВ
Первоначально это был монастырь, а потом его полностью передали в ведение Славяно-греко-латинской академии, кудаи пришел учиться Михайло ВасильевичЛомоносов. Это было первое серьезное учебного заведения в России - можно сказать, первого вуза в стране. Михаилу Васильевичу было уже 20 лет, конечно, ученики смеялись, говорили: какой дылда пришел латыни учиться!.. Тем не менее, отучился и смог потом создать Московский университет.
Андреассен:
- А собор этот остался? И вообще, что осталось от монастыря?
Во дворе Заиконоспасского монастыря продают монастырскую выпечку, а еще тут бывает и свежая рыбка.Фото: Михаил ФРОЛОВ
Леонова:
- Собор остался, Братский корпус тоже, здание ученических классов, в которых ученики жили и занимались. Правда, все это перестраивалось уже впоследствии, в XIX веке, потому что там была духовная семинария, потом ее перевели в Троице-Сергиеву лавру. Потом там было просто Московское духовное училище.
Доходный дом с колокольней бывшего Николо-Греческого монастыря. Храмы самого монастыря снесены в 1930-х годах.Фото: Михаил ФРОЛОВ
Сейчас там ведется реставрация. Потому что в ужасающем состоянии пока еще главные Святые врата. Там же электроподстанция, прямо в Святых вратах. В ужасающем состоянии здание коллегиума и братского корпуса. Поэтому, когда заходишь во двор, конечно, грустное создается зрелище.
Андреассен:
- А сквер с лавочками, на которых никто не сидит, потому что под ними - кладбище, относится к этому же монастырю?
Леонова:
- Нет. Сразу за Заиконоспасским монастырем находится территория бывшего Николо-Греческого монастыря, который вообще получал дотацию от государства. Есть много историй про этот монастырь - например, там полагалось крест целовать, чтобы доказать, что ты не виноват в том, в чем тебя обвиняют. То есть, было там некое подобие судебного заседания. К сожалению, от Николо-Греческого монастыря остался только доходный дом по фасаду Никольской улицы, с надвратной колокольней, который был построен в начале ХХ века, и здания бывших монастырских келий, расположенных по бокам. А вот храмы самого монастыря были снесены в 1930-х годах и на их месте, а также на месте старинного, где хоронили представителей Греческой православной церкви и к примеру Дмитрия и Антиоха Кантемира, сейчас скверик со скамейками… А в бывших кельях офисы и кафе «Ванильное небо».
Сквер на месте храмов Николо-Греческого монастыря и кладбища, где людям не сидится: будто аура не позволяет...Фото: Михаил ФРОЛОВ
А на месте кладбища и храма, как я уже сказала, – скверик и две лавочки. И вот, как я заметила, летом у нас везде на газонах лежат, а в этом месте никто не отдыхает. Такое ощущение, будто люди чувствуют, ЧТО под ними находится. Потому что кладбище закатали под асфальт. Предполагают, что останки многих людей там так и находятся. Были выкопаны только останки Дмитрия Кантемира, сподвижника Петра и молдавского государя, и его сына поэта Антиоха Кантемира. До Пушкина Антиох был один из самых известных русских поэтов, который тоже учился в Славяно-греко-латинской академии. Монастырь в конце 1920-х годов готовили к сносу. И спасибо большое одному румыну, партийному деятелю, он просто зашел и у поинтересовался у священника: «А здесь ли похоронены Кантемиры?». А наше правительство было заинтересовано тогда в дружеских связях с другими странами, и оно договорилось о перезахоронении Кантемира с румынским правительством. Останки Дмитрия Кантемира и его сына Антиоха эксгумировали, чтобы провести научную экспертизу в Государственном историческом музее. А затем торжественный кортеж отправился черезОдессу в город Яффу, где и поныне в соборе покоятся мощи Дмитрия Кантемира, который был захоронен когда-то на Никольской улице в Москве.
Приглядитесь к улице с этой стороны: слева на вас глядит колокольня Заиконоспасского монастыря, правее - Николо-Греческого, которого больше нет.Фото: Михаил ФРОЛОВ
Андреассен:
- В конце этой улицы мы хотели вспомнить про первый крах банка.
Леонова:
- Есть знаменитая картина художникаМаковского «Крах банка». Очень похоже на сегодняшнее время, когда у банков забирают лицензию. И вот там так же случилось. Руководство банка было никакое. Здание стояло примерно на месте нынешнего торгового центра «Наутилус». Это был первый банк, который обанкротился. И это был первый банк, который вызвал бурю негатива. Слава Богу, удалось за несколько лет расплатиться с вкладчиками. Помогло правительство, помогли сами акционеры, которые за время проведения судебного заседания каким-то образом накопили денежные средства и отдали. Об этом событии писал Федор МихайловичДостоевский в своем дневнике, что хотя бы один банк должен был рухнуть, чтобы заставить нас. И были придуманы специальные законы. Как сегодня есть несгораемая сумма, которую нам вернут при любом раскладе, так и тогда были придуманы специальные законы под такие случаи. Но это был первый крах банка.
А еще на этой улице был первый печатный двор, о чем напоминает эта плита.Фото: Михаил ФРОЛОВ
Андреассен:
- Но это была далеко не вся история о Никольской улице. Все остальное Вы услышите на экскурсии проекта «Иди и Смотри необычную Москву».