11 сентября 2001 года мир потрясла ужасная трагедия. 19 террористов захватили 4 самолета американских авиалиний с десятками пассажиров. 2 самолета были направлены на здания Центра международной торговли в Нью-Йорке, разрушив до основания финансовый и деловой символ Америки - два 107-этажных небоскреба, в которых размещались офисы большинства транснациональных компаний. Один из самолетов рухнул на здание Пентагона - главного управления вооруженных сил и обороны США. Четвертый самолет должен был разрушить Белый дом, но, благодаря сопротивлению команды и пассажиров, упал в сельской местности в штате Пенсильвания. Вероломный террористический акт унес жизни около 3200 человек из более 90 стран мира, включая пассажиров и команды захваченных самолетов, пожарных, спасателей, полицейских. Это был обычный рабочий день, 8:46 утра, когда 40 тысяч сотрудников пришли в свои офисы и готовились начать новый день. После удара первого самолета в северное здание сотни людей были отсечены огнем и дымом от путей эвакуации. По официальной статистике, более 200 человек, спасаясь от пожара, выпрыгнули из окон и разбились. 1366 человек оказались в ловушке на этажах выше места крушения самолета в северном здании, никто из них не выжил. В южном здании, разрушенном вторым самолетом минуты спустя, 600 человек также не смогли прорваться к выходам, лишь 18 удалось спастись из здания перед обрушением. Кроме двух небоскребов, к вечеру того же дня обрушилось здание № 7 комплекса ЦМТ, многие окружающие здания получили значительные повреждения. Спасателям и медикам удалось опознать 1600 тел погибших, около 1100 жертв так и остались неопознанными. Во время разбора завалов спасатели обнаружили более 10000 фрагментов мертвых тел. Спасательные работы на месте трагедии заняли несколько месяцев. Лишь для тушения пожаров потребовалось несколько недель. По данным Красного Креста, в спасательной операции было задействовано 50 423 человека, из них 48 491 были добровольцами. С сентября по ноябрь во время спасательных работ Красный Крест предоставил более 11 500 000 обедов для специалистов и добровольцев. Во время террористического нападения я находился на службе в Вооруженных силах РФ. Тот акт терроризма меня потряс.
Проблема терроризма вышла на авансцену человеческого внимания по той же причине, что и катастрофы техногенного и природного характера - резкого возрастания человеческих жертв. Беспрецедентной с этой точки зрения стала трагедия 11 сентября в Соединенных Штатах Америки. За прошедшие семь лет бесчисленная армия писателей, журналистов, ученых представила общественности различные точки зрения на события того рокового дня, пытаясь объяснить суть этой катастрофы.
Задолго до американской трагедии академик РАМН В.П. Казначеев выдвинул неожиданное объяснение несомненного глобального феномена - явной деградации человечества. Удивительно, но все главные религии мира трактуют нашу эпоху в самых мрачных тонах. По мнению Казначеева, эта эпоха управляется иллюзорной энергией загадочного происхождения, уводящей человека от осознания своего истинного предназначения. «На молекулярно-биологические объекты, - утверждает академик, - оказывает влияние внемолекулярный компонент, имеющий, возможно, внеземное происхождение и обладающий отрицательным психополем. Яд посторонней биопсихической энергии все больше заполняет окружающее человека пространство». Влаиль Петрович рисует апокалиптическую картину своеобразного интеллектуального СПИДа, который нас ожидает. Чужеродное поле, по его мнению, поражает прежде всего мозг. А один пораженный индивидуум может инфицировать до миллиона субъектов! В итоге целая армия инфицированных лиц начинает неадекватно воспринимать и толковать окружающую действительность, создавая эпидемическую ситуацию «интеллектуального смыва». Эти лица, основываясь на своих химерах, образуют всевозможные секты, общественные движения со странной ориентацией, развязывают разномасштабные конфликты. Убедить пораженных людей в неадекватности их мыслей и деяний невозможно по причине органических изменений в нейронных сетях мозга. Дальнейшее развитие болезни завершается распадом первичной личности, но физическая активность сохраняется. Перед нами классический пример зомбирования человека неизвестными разумными силами!
Размышления академика помогают приоткрыть тайну 11 сентября. Поведение террористов, их чудовищный замысел, метод его реализации трудно объяснить иначе, чем полным распадом человеческой личности на генетическом уровне.
Вот как описывают трагедию люди, которым посчастливилось спастись из разрушенных небоскребов Всемирного торгового центра: Майк Уилсон, сотрудник компании, располагавшейся в первом небоскребе, находился в момент катастрофы на 51 уровне. Вместе с другими сотрудниками они решили не спускаться по лестнице сразу, а подождать, так как там находилось очень много народу: «Все подумали, что самолет врезался в здание, и на этом все кончится. Никто не предполагал, что здание может внезапно обвалиться. Те, кто поднимался наверх, в основном пожарные, погибли». Джордж Оклей успел покинуть второй небоскреб до его падения: «Когда я покинул здание, сверху посыпался дождь из бумаги, одежды, женских туфель. Я успел разглядеть коричневый пиджак, летевший к земле».
Офис-менеджер компании «Verison»: «Через 15 минут из окон небоскреба стали выпрыгивать люди, а точнее, стали вылетать тела. Я не знаю, были ли они мертвы или только собирались встретить смерть».
«Я схожу с ума, - сообщил по телефону полицейским Майкл Девита, работавший во втором здании Центра на 84 этаже, за несколько минут до того, как и его здание стало жертвой катастрофы, - там развалины и огромные клубы дыма, очень похоже на извержение вулкана».
Среди бесчисленного множества свидетельств и оценок американской трагедии особое внимание привлекли размышления нашего американского коллеги, директора похоронного бюро и бальзамировщика из США Фредерика Китчена. Он пишет: «С самого начала своей истории, нам, смертным, на подсознательном уровне пытались навязать мысль о том, что в один прекрасный день все мы умрем. Сама жизнь и общество запрограммировали нас таким образом, что смерть - сугубо индивидуальна и конкретна во времени.
Популярна точка зрения о том, что мы идем по жизни, уже назначив свидание со смертью. Лично у меня сложилась умозрительная формула, которая выглядит как «встреча со смертью, предначертанной судьбой». Заведомо «запрограммированные» время, место и конкретные обстоятельства смерти - вот три составляющие этой формулы. Итак, смерть как бы предопределена, намечено предварительное свидание с ней. Многие надеются - смерть наступит в определенный момент жизни, так сказать, при стечении конкретных обстоятельств или когда эти самые обстоятельства выстроятся в один стройный ряд. Но, как правило, эти надежды безосновательны.
Когда вопрос о смерти затрагивает, к примеру, членов семьи, друзей или сограждан, мы зачастую представляем себе её «индивидуальный характер». Реже всего мы думаем о многочисленных случаях смерти людей, происходящих одновременно и в одном месте. Время от времени мы живем в гипотетичном мире, где ощущаем вещи совсем по-иному, нежели это имеет место в действительности. Приведу ряд примеров.
17 октября 1989 года произошло землетрясение на полуострове Сан-Франциско в Лома Приета, в не очень густонаселенном районе. Оно унесло жизни 75 человек. В тот же год земля содрогнулась вновь, уже в Армении. Здесь число смертей превысило 25 000 человек. В то, что произошло на этой древней земле, было трудно поверить. Информация о количестве погибших и всевозможные отклики по поводу случившегося подверглись жесткой проверке.
1995 год. Еще одно землетрясение, на этот раз к западу от острова Хонсю. Погибли свыше 5000 человек в южной префектуре Хуого, особенно в городе Коба (Япония). Известия о столь многочисленных людских жертвах, да еще в стране, где были предприняты столь колоссальные усилия, дабы оградить себя от этого стихийного бедствия, взбудоражили весь мир. К печальной славе Коба, как города массовых смертей, добавилась еще одна характеристика - город стал могилой для людей, погибших в результате землетрясения.
11 сентября 2001 года. Миру еще раз «напомнили», что смерть может забрать жизни сразу многих. Здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, Пентагона в Вашингтоне и в загородном местечке в Пенсильвании - все они превратились в «вечное, суровое и холодное» царство смерти. Еще совсем недавно эти известные своей деловой активностью места в одночасье превратились в башни смерти, погребя под собой тысячи людей со всего мира вследствие ужасающих действий террористов. В считанные минуты сознание жителей США и всего мирового сообщества навсегда изменилось.
В последние годы авторитетные мировые СМИ со ссылкой на источники в спецслужбах не только в США публикуют свои версии причин трагедии, сходясь в главном: за терактами видится тень и влияние ЦРУ. Это противоречит уже устаревшей официальной оценке Белого дома. Руководство США не предоставило общественности никаких доказательств вины Усама бен Ладена и мусульманских террористов. Факты свидетельствуют о тщательно продуманном замысле и четкой организации действий террористов, что вряд ли под силу тем, кого подозревают американцы. Как считают специалисты, пилоты «самолетов-снарядов» показали высочайший профессионализм. Вся система диверсий была четко отлажена. Не случайно запретили публикацию некоторых книг. Особенно опасна для США книга Т. Мьессана "Чудовищная махинация. Никакой самолёт не падал на Пентагон", т.к. она содержала уникальные фото Пентагона, где явственно видно отсутствие самолёта перед зданием. Реакция была обратная, книгу перевели на 28 языков и распродали миллионными тиражами. Были телефонные угрозы и кампании в СМИ против журналистов, которые посмели усомниться в утверждениях американской пропаганды.
События 11 сентября перевернули сознание всех людей. Ужасающая трагедия еще раз напомнила - заблаговременных предупреждений о смерти не будет. Как не будет и времени на подготовку к ней. Значит, нам необходимо быть всегда готовыми к ее приходу.
Профессиональная готовность работников похоронной сферы заключается в том, что надо знать, как реагировать на нужды семей погибших в скорбный час? Как следует вести себя по отношению к психологически сломленному человеку, потерявшему близкого. Как смягчить его горе, как помочь преодолеть душевный дискомфорт?
Работникам похоронной сферы иногда приходится принимать участие в ликвидации последствий стихийных бедствий. Им хорошо известны основные принципы поведения в подобных ситуациях. Они выработаны с учетом опыта и знаний сотрудников спасательных служб, извлекающих останки из обрушившихся шахт, обломков потерпевшего аварию самолета, строительных руин, из огня пожаров,
во время землетрясений и ураганов... С течением времени жизнь вносит поправки в привычные правила. Однако обстоятельства могут сложиться таким образом, что их невозможно уложить в предусмотренные правила. Тогда похоронщик должен быть готов на основе своего профессионального опыта, интуиции принять единственно правильное решение.
Стандартная процедура заключается в поиске живых людей, если таковые остались; если нет, поисковые команды начинают подъем и извлечение человеческих останков из-под обломков.
В первые минуты то место, где разбушевалась стихия, напоминает сцену из фильма о разбойном нападении. В большинстве случаев на месте преступления есть улики, способные дать подсказку исследователям о причине случившегося. Мертвые тела и предметы вокруг - своеобразные носители этих улик, которые будут впоследствии использованы в качестве осуждения или, наоборот, оправдания подозреваемых. Судмедэксперты, патологоанатомы, зубные техники особого профиля и другие специалисты приглашаются на место для опознания жертв и установления причин смерти.
В большинстве подобных ситуаций, когда речь идет о массовой гибели людей, их тела изуродованы: отдельно лежащие туловища, кисти рук или их фрагменты (от кисти до плеча), головы, ноги... И все это - страшные последствия аварий и взрывов.
Может случиться, что эти останки не будут идентифицированы; есть ситуации, когда человеческие останки представляют собой месиво, разделить их просто не представляется возможным. Это тот случай, когда с человеческим телом работать невозможно. И тогда остается человеческая душа. Она - тончайшая материя, с которой профессионалам предстоит иметь дело. В несчастье, вызванном утратой близких, человеческая душа ведет себя непредсказуемо.
Всегда ли готовы в России, в том числе МЧС, похоронщики, медики к подобному повороту дела? Думаю не всегда. Именно потому, что подобного поворота не ожидаем. Но мы не имеем права позволить любым обстоятельствам застать нас врасплох. Только тогда мы имеем право называться «профи», когда в любой момент готовы проявить оперативность и психологическую уравновешенность.
На протяжении многих лет похоронщики стремятся уверить общество в том, что способны проявить необходимую гибкость при удовлетворении индивидуальных потребностей и пожеланий клиентов. Но убеждать нужно не столько словом, сколько делом, предъявляя конкретные результаты работы, свидетельствующие, что кроме нас никто не предоставит такие специфические услуги.
Существуют, по крайней мере, три ключевых принципа, которых необходимо придерживаться в практике выживания, когда речь идет о смерти во множественном числе: адаптация, видение, применение.
Во-первых, адаптация к новому способу мышления позволит действовать уверенно и эффективно в неудобных и непривычных условиях на незнакомой территории.
Во-вторых, надо видеть перспективу. Сознавать, что даже в такой традиционной отрасли, как похоронная, возникают новые подходы, соответствующие развитию общества. Нужно быть готовым вовремя отзываться на требования времени и вести свою работу на уровне современных стандартов.
В-третьих, применение новых технологий и методов необходимо осуществлять с осторожностью, учитывая, способны ли семьи, в которых случилось несчастье, принять таковые.
Будущее похоронной индустрии видится весьма перспективным, и от нас зависит, насколько успешным будет ее развитие, в том числе и в тех направлениях, которые связаны с чрезвычайными ситуациями.
В Нью-Йорке строится монумент на месте рухнувшего ЦМТ. Победителем конкурса на проект мемориала погибшим стали архитекторы Майкл Арад и Питер Уолкер. По их замыслу, центральная часть мемориала, который будет находиться на том месте, где стояли две башни Всемирного торгового центра, представляет собой два бассейна. Вода из этих бассейнов должна стекать на нижний ярус, где на стене будут высечены имена погибших 11 сентября. Они будут расположены в случайном порядке. К мемориалу должна прилегать Башня Свободы - небоскреб, который призван заполнить пробел в ряду зданий Манхэттена, образовавшийся после падения ЦМТ.
11 сентября 2006 года в Байонне (Нью-Джерси, США) состоялась церемония открытия памятника «Слеза скорби» работы российского скульптора Зураба Церетели.
Памятник воздвигнут в районе, отделенном Гудзоном от Манхеттена, напротив места трагедии, и представляет собой расколотую 30-метровую бронзовую плиту с гигантской слезой, выполненной из титана. На постаменте высечены около 3 тыс. имен погибших 11 сентября 2001 г., а также в атаке на Всемирный торговый центр в 1993 г. Памятник является даром народа России, поэтому Зураб Церетели и его коллеги полностью взяли на себя оплату расходов по его возведению.
Официально 176-тонная скульптура Церетели посвящена борьбе против мирового терроризма.
В церемонии принимали участие бывший Президент США Билл Клинтон, министр национальной безопасности Майкл Чертофф, спикер Совета Федерации Сергей Миронов.
Олег ДЕГТЕВ, подполковник
#GALLERY#