Полагаю, не всем коллегам, несмотря на привычность работы, вполне ясно понятие «индивидуальность похорон» и связанные с ним действия. В США, например, эта тема была популярной в похоронной профессии в зените расцвета прижизненного планирования похорон. В начале пути этой новой услуги она оказывала большое влияние на каждый аспект в похоронной отрасли. Газеты и журналы пестрили обилием публикаций, рекламных объявлений и просветительских семинаров. Как показал зарубежный опыт, а я знакома с ним не понаслышке, в итоге услуга прижизненного планирования похорон явилась чуть ли не угрозой как для владельцев собственного бизнеса, так и для профессии в целом.
Сегодня есть риск не разглядеть очередную проблему. Об этом говорят за рубежом, значит, и нам пора быть в курсе происходящего. Хотелось бы поделиться мыслями с коллегами со ссылкой на авторитетное мнение профессиональных похоронщиков, в том числе американских. Буду цитировать, в частности Шэрон Л. Джи, преподавателя бальзамирования.
Шэрон Л. Джи утверждает: «Персонализация - свежее, новомодное слово. Разумеется, концепция не новая. Похоронные директора всегда старались придать особую индивидуальность каждому похоронному обряду. Мы помогаем семье рассказать на похоронах, как прожил жизнь их близкий, о его профессиональных достижениях, хобби, в каких обществах он состоял, нес ли военную службу. Вместе мы пытаемся донести суть достойно прожитой жизни. Мы устанавливаем тематическую платформу для последующих обрядов и церемоний.
Бабочка - символ улетающей души. Родители ребенка таким образом выражают надежду, что душа его живет на небесах Внутри гроба и вокруг него клали предметы, некогда принадлежавшие человеку. Клюшка для гольфа, игральные карты, пульт дистанционного управления, связанные вручную шарфики и вышитые крестиком подушки, запонки - все, что составляло индивидуальность покойного. Разного рода фамильные ценности, фотографии и письма, награды за достижения - все, имеющее отношение к личности лежащего в гробу человека.
Но сегодня мы говорим о новом понятии индивидуальности, которую можно продать и купить. Не сразу можно разглядеть в этом угрозу. Памятные вещи и предметы, предлагаемые на продажу и поставленные на поток, не имеют исторической связи с усопшим. Предметы символичны, но, увы, не являются личными, индивидуальными. Они никогда не принадлежали усопшему. Такая тенденция может привести к искусственному украшательству жизни покойного, «украсть» у присутствующих последний поклон усопшему».
Действительно, там становится в порядке вещей, что, например кадры из жизни покойного, снятые на видео или фотопленку, могут быть ценным и необходимым дополнением во время похорон. Охотно соглашусь с американскими коллегами, что это достойная дань уважения, и родственникам, возможно, легче смотреть фильм, чем стоять рядом с мертвым телом их близкого. Общественное мнение на Западе стремится свести к минимуму или обойти многие тяжелые жизненные испытания подобной терапией. Легче всего принять решение избегать нежелательных, тяжелых эмоций. Но не искаженный ли это гуманизм, может ли приятный видеопросмотр заменить присутствие тела на похоронах?
В России, конечно, подобных тенденций нет, но даже отдельные случаи должны быть пристально рассмотрены как посягательство на вековые традиции, на право покойного «проститься» с родными.
Опять приведу слова Шэрон Л. Джи, которая в свою очередь ссылается на Алана Д. Вольфельта, доктора философии и директора Центра по исследованию развития понятий «утраты» и «жизни», крайне обеспокоенного новомодными явлениями: «Мы, кажется, начинаем забывать значимость похоронного обряда. Несмотря на то что похороны в истории человечества совершались испокон веков, мы стремительно подвигаемся к минимизации, уклонению и отказу от необходимости проведения обрядов, окружающих смерть». Может ли общество сделать выбор и отказаться от болезненных обрядов, которые одновременно определяют и обосновывают смерть? Возможно ли, чтобы предметы «персонализации» служили заменой реальной физической формы? Изменение отношения к смерти в нашем обществе заключается в изгнании из поля зрения общества не только темы смерти, но ее предмета - мертвого тела. В Соединенных Штатах с 1900 по 1960 годы более 90% тел умерших бальзамировали. Сегодня процент значительно снизился. Может ли похоронный обряд иметь истинное значение при отсутствии тела? Любая заурядная служба или компания может провести церемонию, обеспечить персонализацию и индивидуальность, если нет мертвого тела. Можем ли мы поставить под удар похоронный обряд?»
Хочу подчеркнуть, что основная роль дипломированного похоронного директора или бальзаматора, согласно общепринятым нормам за рубежом и у нас, - утилизация мертвых человеческих тел и охрана здоровья людей. С одной стороны, церемония прощания - это процедура, для выполнения которой никакого диплома не требуется. Но важнее другое -существование похоронной профессии зависит от того, насколько общество понимает значимость, которую мы придаем церемониальным обрядам в совокупности с соблюдением закона. Смерть стоит в начале этого процесса. Без нее не было бы никакой похоронной церемонии. Поэтому в центре этого события всегда должен быть усопший.
Гипсовые следы как напоминание об ушедшем в мир иной Еще раз подчеркну: главный предмет индивидуальности любых похорон, персонализации обряда - мертвое человеческое тело. Похоронный директор и бальзаматор должен заниматься мертвым телом, а покойный - главный почетный гость на похоронах. Несмотря на западную тенденцию отсутствия тела на собственных похоронах, я утверждаю, что мертвое человеческое тело в гробу в момент последнего прощания не потеряло актуальности в глазах российской общественности. Я бы даже сказала, что телефонные звонки в похоронные дома и бюро с вопросом: «Будет ли на церемонии тело покойного?» (на манер американской практики) в наших условиях неуместны, а как же иначе?! Отечественные традиции доказывают потребность и желание людей попрощаться с покойным. И все же, и все же… Наш профессиональный долг - соответствовать требованиям развивающегося общества. От нас зависит, какой выбор сделает клиент.
В Новосибирском крематории тело перед обрядом кремации обязательно выставляется для прощания с родственниками.
Вновь сошлюсь на мнение Шэрон Л. Джи, которая справедливо говорит, что «крепкий фундамент гарантирует успех любому начинанию. Бальзамирование и есть тот фундамент для представления тела публике. В искусном бальзамировании лежит залог успешного перехода к дальнейшим этапам. За ним следуют внешний вид, косметика и прическа. Хорошо сидящий костюм отразит заботливую тщательность при подборе одежды и приведении в надлежащий вид. Покойный удобно уложен и выражение его лица спокойно. Подобно тому, как человек готовится к важному событию, первому свиданию, собеседованию или любому другому мероприятию, которое может повлечь неприятные последствия в случае неряшливой внешности, - усопший также готовится предстать на суд родственников и друзей и должен выглядеть самим совершенством!
Во время приготовлений к похоронам подчеркните для родственников важность последнего свидания с умершим здесь, на земле. Обратите их внимание на важность последнего взгляда на их близкого. Обещайте приложить все свои профессиональные умения и пригласите членов семьи принять в этом участие. Посоветуйте им отыскать предметы, имеющие личную ценность для дорогого им человека, хранящиеся в шкатулках и ящиках комода. Предложите подобрать фотографии и письма. Эти некогда любимые и трепетно хранимые сокровища, выставленные на похоронах, позволят погрузиться в скорбь и приблизиться к душевному исцелению. Трогательный акт возвращения покойному его вещей на его похоронах укрепит связи между мертвыми и живыми».
Новосибирский похоронный дом, новый издатель журнала «Похоронный дом», имеет обширную библиотеку. Каждый месяц я просматриваю зарубежную периодику, чтобы найти что-то новое в опыте наших иностранных коллег. Вот несколько примеров, как погребальные урны на заказ могут сделать обряд кремации более индивидуальным.
Поскольку все больше похорон завершается кремацией, простые медные урны для праха постепенно заменяются скульптурами, рамками для картин, брелоками, колокольчиками, солнечными часами и даже плюшевыми игрушками.
Даже такой необычный символ лишь подчёркивает индивидуальность покойного В Америке я видела, как прах полицейского был помещен в пулю 44 калибра, подвешенную на цепочке. А прах байкера в Англии был упакован в урну в виде мотоциклетного бензобака.
«Крематорий дает людям много возможностей выразить скорбь», - рассказывал мне Арманд Чевретте, член правления Северо-Американской Ассоциации по кремации (Cremation Association of North America) во время моей учебы в Англии. Прах можно запустить в космос, из него можно сделать «бриллианты» для украшений, или же смешать останки с бетоном, чтобы получились шарики, которые затем опустят на дно океана, и там сформируется коралловый риф. Урна для праха - «последний подарок любимому человеку, - считает Сьюзан Фрейзер, сотрудник компании «In the Light Urns», Три Риверс, - и близкие хотят быть уверены, что нашли то, что нужно». На ее стенде на выставке в Париже всегда оживленно. Самый популярный экспонат - темно-синий кулон на шею за 30$. Он продается вместе с воронкой, чтобы при помощи нее засыпать пепел внутрь кулона, и с клеем, чтобы заклеить отверстие.
Компания Фрейзер, ежемесячный доход которой возрос с 5000$ в 2001 году до 30000$ на сегодняшний день, получила заказы на изготовление урн, отражающих род деятельности или интересы почившего, включая заказ на урну в виде скрипки, клоуна и даже в виде модели Chevy Implala 1955 года.
Улыбчивый мишка словно успокаивает родителей умершего малыша «Вечный образ» в Фармингтон Хиллз, штат Мичиган, в июне подписал лицензионное соглашение с Главной баскетбольной лигой, дающее право на использование имен и логотипов всех 30 команд Главной лиги в серии погребальных урн и гробов, которые будут выпущены в следующем году.
Александра Лачини, хозяйка «Hold Me Urns Redding», штат Калифорния, говорит, что начала изготовление урн в виде плюшевых медведей после смерти отца в 1998 году, его останки были помещены в «ужасную пластиковую урну», которая располагалась в специальной нише. У каждой плюшевой игрушки есть вельветовый мешочек, обрамленный пластиком, под пепел. Иногда эти мешочки изготавливают из кусочков ткани от одежды, которую носил усопший. Такие мишки стоят 80$. Карен Далтон - медсестра из Лаурелдейл, штат Пенсильвания, подарила своей сестре на День Матери плюшевого мишку в знак памяти о ее сыне, который также был медбратом и умер от передозировки наркотиков. Мишка сделан из его медицинского халата и куртки Harley Davidson. «Он постоянно стоит у нее возле кровати», - добавляет Далтон.
Фрейзер занялась производством урн после смерти своего 14-летнего сына Райена, он утонул в 1995 году. «Я была абсолютно опустошена», - рассказывает Фрейзер. У нее три плюшевых мишки с его именем и датами рождения и смерти.
«Кремация домашних животных тоже пользуется большим спросом», - продолжает Фрейзер. Люди хотят сохранить что-то в память о домашнем любимце, и иногда прах питомца сопровождает их до собственной могилы.
Лиза Эрнст, инспектор по надзору в Лимерик, Пенсильвания, привезла урну, сделанную в виде четырехгранной фоторамки, после того как четыре домашних питомца в августе погибли в пожаре. «Нам всем нужна защита», - говорит Лиза. Двое ее сыновей очень сильно скучают по погибшим собакам и любят рассматривать фотографии.
Через корни спиленного дерева умершие супруги как бы связаны с родными Да, индивидуальность может выражаться в конкретных предметах, но она шире их. Сосредоточение всеобщего внимания и заботы на покойном, его персонализация - кульминационная точка истинно уникального обряда, с помощью которой похоронный директор воздает последнюю почесть ушедшему из жизни, и тем, кто продолжает жить. Покойному воздается дань уважения ради благополучия тех, кто остался.
Можно вспомнить Уильяма Эварта Глэдстоуна, который говорил: «Покажите мне, как нация заботится о своих мертвых, и я с математической точностью измерю степень их милосердия, уважения к закону государства и стремления к высоким идеалам».
И в заключение вновь приведу слова Шэрон Л. Джи. Как замечательно она выразила образ: «Занавес. Звезда появляется в последний раз на сцене: для последнего взгляда, рассмеяться или пустить слезу от грустного воспоминания. Еще один, последний момент перед тем, как все разойдутся. Главный герой выходит на последний поклон, даже если он убит. Присутствуют все. Никто не забыт. А после, как обычно, все подходит к известному концу. Если на похоронах нет человека, вся индивидуальность вторична - эффектная и символичная, но, увы, не совсем та».
P. S. При подготовке этой статьи мне во многом помогла Шэрон Л. Джи, преподаватель по основам бальзамирования, в программе похоронных наук в государственном университете города Уэйн, штат Детройт. Кроме того, она - управляющий похоронного бюро Пиксли в Киго-Харбор, член Американского общества бальзамировщиков, президент Мичиганского общества бальзамировщиков.
В будущем ожидается рост кремационной индустрии. Исследование, которое было проведено в 2005 году фирмой, занимающейся сбором статистических данных по всему миру, показало, что 46% американцев хотели бы быть кремированными после смерти. А вот цифры более ранних исследований: 39% в 1995 году и 31% в 1990.
Некоторые религии не одобряют кремацию, например Ислам и Ортодоксальный Иудаизм. Римско-католическая церковь отказалась от своих возражений в 1963 году.
Шерил Гафка - массажист из Алгонкина, штат Иллинойс, говорит, что ее отец страдает от неизлечимого заболевания и хочет, чтобы его прах был захоронен в Национальном Парке Йеллоустоун. Она уже приобрела урну в форме сердца из саморазлагающегося материала. Шерил призналась: "Он был единственным человеком в моей жизни, который действительно затронул мое сердце".
Ольга КУЧИНЕВА, директор МУП «Новосибирский крематорий»