«Появилось предположение, на которое указывает ряд фактов, что Церковь хочет забрать себе помещение, где располагается закрытый колумбарий Донского кладбища. Место, где покоятся Герои Гражданской и Великой Отечественной, известные врачи, ученые, артисты… Их прах могут отправить в одну общую яму, а их урны, ставшие артефактами, пропадут неизвестно где».
Вот такое интересное заявление прочитали мы на сайте «Общества некрополистов» 2 октября 2011 года. В тот воскресный день на Донском кладбище проходили съемки сюжета для телеканала «Москва-24», в которых участвовал известный краевед-некрополист Алексей Николаевич. Он и обнаружил, что в колумбарии на каждой нише висит объявление с требованием к родственникам срочно обратиться в администрацию кладбища.
Тогда же он написал в Гостевой книге «Общества некрополистов», что, вероятно, РПЦ планирует забрать себе это помещение. Основания у них имеются, ведь колумбарий расположен на территории Донского монастыря в церкви Св. Серафима Саровского и Анны Кашинской, где на данный момент даже проходят службы. То есть помещение уже используется по своему прямому назначению, но окончательно перейти в ведомство церковников оно не может, так как зависает вопрос: а куда девать всех похороненных там? Попытка отобрать последнее пристанище у мертвых уже была лет десять назад, тогда колумбарий отстоять удалось. Сейчас история, видимо, повторяется.
Справка: Некрополистика – вспомогательная историческая дисциплина, главным предметом изучения которой являются кладбища, их описание, изучение и сохранение. В Москве в 2007 году ряд некрополистов, - среди которых историки, краеведы, архитекторы, журналисты, ученые - объединились в Общество.
Так ли это, мы попытались выяснить уже через неделю после визита Алексея Николаевича. Тогда Петр Устинов, Двамал и я, тоже оказались на Донском. Более того, даже встретились с его директором. Мы приехали туда по другим делам, но решили узнать, что же все-таки с главным колумбарием. Директор помялся, потом ответил, что озвучить готов только официальную версию, а именно: «У нас проходит инвентаризация. Урны стоят давно, за них никто не платит, а место, между прочим, стоит 70 рублей в год». Бешеные, конечно, деньги.
Вот собственно и вся суть этой истории на сегодняшний день. Тут и завязка, и интрига, и финал. Никакой другой информации пока нет, в поисках новостей я полазила в Интернете, просмотрела и неофициальный сайт Донского кладбища, который делает краевед-некрополист Алексей Николаевич, там в Гостевой книге люди пишут, что закрытый колумбарий будет перенесен на другое место, и что будет строиться под него новое помещение, и даже сообщается, где именно.
Читаешь и не можешь понять логики: строить новое здание – это всегда значительно дороже, чем сидеть в старом. А переносить урны… Страшно представить, какая морока. Многие из них наверняка стали хрупкими за 80 лет пребывания на одном месте. Мы ведь видели эти изящные конструкции в феврале 2011 года. Тогда в закрытом колумбарии прошла встреча «Общества некрополистов». Наше Общество смогло попасть туда потому, что в этом нам помогли ГУП «Ритуал» и администрация Донского кладбища. Сфотографировали много необычных, оригинальных урн; сложных конструкций, прикрепленных для украшения к нишам; выбитые на плитах портреты.
Разве они не разрушатся, если отдирать их от стен? Или для их переноса наймут ювелиров? Так и хочется спросить: «Кто будет оплачивать этот банкет?!». Наверняка переносом будут заниматься люди, для которых имена на плитах пустой звук. А наблюдателей, скорее всего не допустят: «коммерческая тайна».
Да и к чему перенос? Какую художественную или историческую ценность представляет собой маленькая церквушка Серафима Саровского? Расскажите, может, я просто не в курсе. Для меня она всегда терялась среди роскошных храмов Донского монастыря. И подозреваю, не только для меня: верующие сюда редко заходят.
Одним словом, в «Обществе некрополистов» зависли вопросы, не дающие покоя. Но так как ответов на них нет, попытаемся хотя бы разобраться в вопросах, косвенно замешанных в истории. В частности, почему вообще Церковь претендует на помещение, где расположился колумбарий?
Экономичный крематорий
Помог нам с деталями всё тот же Алексей Николаевич. Наверное, только у него настольной является книга "Сорок сороков" Паламарчука Петра Георгиевича.(в Интернете текста книги нет, ее можно только купить на озон.ру, там сейчас продают 4 тома, цена каждого плюс-минус 1000 руб.). В ней и рассказывается история крематория:
«Изначально в 1904 году на территории Донского начали строить церковь Серафима Саровского, архитектором был Иванов В.И. Проектировали ее не совсем по православному, церковь предполагалась кладбищенская, там сразу заложили 3 яруса по 450 склепов для покойников. 26 мая 1914 года её освятили. После революции Лев Троцкий настоял на создании в стране крематория, тогда же прошел конкурс на лучший проект. Сначала хотели разместить его в специально выстроенном здании, однако архитектор-конструктивист Дмитрий Осипов придумал более экономичный вариант: переоборудовать под «кремационное предприятие» церковь Серафима Саровского. В 1927 г. крематорий начал работать».
О том, как среди атеистов-неофитов пропагандировалась кремация, можно рассказать отдельно, и рассказ будет тот еще!
«…В справочнике-путеводителе «Москва безбожная» можно было прочитать следующую сентенцию: «Часто вы слышите, что новому быту не хватает той праздничной обрядности, которой так действует на «уловление человека» церковь. Красное крещение (октябрины), Красное бракосочетание (Загс) еще выработают красивую обрядность, а вот уж обрядность Красного огненного погребения куда больше впечатляет и удовлетворяет, чем зарытие полупьяными могильщиками в сырую землю на радость отвратительным могильным червям».
Полный текст статьи прочитать можно здесь, и там же можно прочесть об одном из упокоенных в закрытом колумбарии.
Показательно, образно, художественно-поэтично - «на радость червям». Вы знали, что черви умеют радоваться? Не знали, а их радости лишили: крематорий стал популярен. И причем кремировали зачастую людей очень известных: и героев, и писателей, и артистов, и маршалов, и гениальных врачей, и первых в стране авиаторов.
Нередко провожать этих людей стекалась вся Москва, порой сюда проходили целые конные полки. Иногда близких покойного допускали посмотреть на процесс сжигания тела. Например, на кремации Эдуарда Багрицкого присутствовал Исаак Бабель, о чем написано в мемуарах его современников.
«В тот его приход он рассказывал мне, как был на кремации Эдуарда Багрицкого. Его пустили куда-то вниз, куда никого не пускают, где в специальный глазок он мог видеть процесс сжигания. Рассказывал, как приподнялось тело в огне и как заставил себя досмотреть это ужасное зрелище».
Т. Стах «Каким я помню Бабеля»
В наше время стало модным говорить об «энергетике места», и в связи с этим, мне стало интересно, что если собрать все события, происходящие здесь, в одну книгу? Впечатлительного гражданина столь «энергетически насыщенное место» может взорвать, раздавить, а остатки закатать в асфальт. Пока остановлюсь только на одной истории.
Маяковский
«17 апреля в 6 час. 30 мин. пополудни печь московского крематория
испепелит жаром своих тысяч градусов тело поэта Маяковского.
Сожжет того, в чьем мозгу вынашивались и рождались
большие и горячие мысли. Может быть, такие же горячие,
как и пламя кремационной печи».
Газета «Труд»
942-й день работы крематория. 17 апреля 1930 года.
Фамилия, имя, отчество: Маяковский Владимир Владимирович.
Возраст: 36 лет.
Время: 7 часов 35 минут».
Регистрационная книга крематория
Владимир Маяковский также был кремирован на Донском. О том, как происходило это событие, прочитать можно здесь.
«…Похороны Маяковского состоялись на третий день после смерти. Гроб с телом поднимают на грузовик, обшитый железными листами. Никаких цветов, у гроба – единственный железный венок из молотов, маховиков и винтов с лаконичной надписью «Железному поэту – железный венок». Комиссия по организации похорон Маяковского определила, что тело поэта будет кремировано в крематории Донского монастыря, который открылся около трех лет назад и его использование было еще новинкой в Москве, своеобразным «авангардом», что соответствовало имиджу покойного. Бронированный грузовик плывет через многотысячную толпу москвичей, пришедших проводить поэта в последний путь. Конные милиционеры пытаются навести порядок в этом непредусмотренном и никем не организованном грандиозном похоронном шествии.
Вот и крематорий Донского монастыря, из трубы которого валит черный дым. Лиля Юрьевна и Осип Максимович проделали весь путь пешком с молодой знакомой, Варшавской-Краснощековой, которая потом вспоминала: «…На Арбате стояли трамваи, вливался новый народ, и мы оказались оторванными от машины с гробом. Так, с трудом держась в голове процессии, мы добрались до крематория. Ворота были закрыты, так как толпа ворвалась во двор, и могла произойти давка, но нам удалось как-то проникнуть во двор. У входа в крематорий была конная милиция. Мы сели на скамеечку. И тут Лилечка сказала, что мы будем сидеть здесь, пока все кончится. Вдруг конный милиционер кричит: «Брик! Где Брик? Требуют Брик!» – оказывается, мать поэта Александра Алексеевна не хотела проститься с сыном и допустить кремацию без Лили Юрьевны. Ося и Лиля прошли в крематорий».
Последние минуты прощания. Звучит «Интернационал», гроб с телом поэта опускается в жар всепожирающего пламени. Закрываются створки. Все кончено. Через несколько дней после кремации Брики, созвонившись с Маяковскими, отправились вместе с ними в крематорий Донского монастыря. Там при них урну с прахом Маяковского поместили на специальном возвышении-горке в помещении колумбария. Здесь ей предстояло простоять 22 года. Несмотря на то что урна с прахом Маяковского занимала почетное место в помещении колумбария, со временем становилось ясно, что такое примитивное «захоронение» известного поэта не соответствует его общественному статусу и следовало бы как-то исправить это положение. 22 мая 1952 года состоялось перенесение урны с прахом Владимира Маяковского из колумбария крематория Донского монастыря на Новодевичье кладбище».
Статья написана человеком, который (как о нем сказано в Интернете) создал в литературе новую область - «бриковедение». Это Анатолий Васильевич Валюженич, 1936 г.р. - литературовед, библиограф, автор ряда работ о Маяковском и Лиле Брик, а по основной специальности он, как ни удивительно, инженер-энергетик. Проживает в г. Астана. (Не удержалась и снова вспомнила о Лиле Брик, потому что некрополисты съездили на место, где был развеян ее прах 29 октября 2011. А 11 ноября этого же года исполнилось 120 лет со дня ее рождения. Если кому интересно, даю еще ссылку на статью о ней).
И если уж вспоминать, то в этот же крематорий Лиля отвезла и Осипа, а позже, возможно, и сама оказалась в той же печи (я сейчас не скажу точно, информацию нужно проверить).
Историю крематориев в Москве и в России кратко можно узнать из Википедии. Там же рассказано и про Донской. Согласно Википедии, он проработал до 1982 г. В 1982—1984 гг. кремации подвергались только скончавшиеся советские партийные и государственные деятели (последняя кремация — члена Политбюро ЦК КПСС, министра обороны СССР, маршала Д.Ф. Устинова, скончавшегося 20 декабря 1984 г.) До 1997-го года в нем проходили, так называемые, фальш-кремации; то есть, предоставлялся ритуальный зал для церемонии прощаний; тела же отправляли в Николо-Архангельский крематорий.
И снова мы прощаемся с ними…
В воскресенье 27 ноября 2011-го начало светить солнце! Для тех, кто далек от сумеречной, вечно-осенней жизни столицы, эта фраза обыденна, но для москвичей увидеть солнце посреди затянувшейся до самого нового года пасмурной погоды – великий праздник! И я набрала номер телефона Лидии Нарцевой.
- Лида, надо что-то делать! – сообщила я.
- Да. Надо, – согласилась она.
Если перевести для непосвященных, наш разговор означал, что надо куда-нибудь поехать и кого-нибудь поискать среди кладбищенских дебрей. Но, увы, мы слишком поздно собрались, Подмосковье нам уже не светило, мы продумали еще один маршрут, и еще один, но тоже не сложилось. В итоге дороги привели нас на Донское.
А так как «вопрос назрел», я предложила сразу пойти в закрытый колумбарий. Лида возразила, что там всегда дверь на замке, но я решила попробовать. Если нам туда надо, то ради нас замков не будет. Представьте, часть помещений колумбария и вправду оказалась открыта. При этом на церкви висит табличка, извещающая, что церковь открыта только во время служб. Я так и не поняла, где сия служба, потому как кроме двух пожилых служительниц мы никого не встретили. Они нас не тормознули, и мы отправились внутрь колумбария.
Сразу у его входа натыкаешься на бюст и урну с прахом архитектора Дмитрия Осипова. Того самого, по чьему проекту церковь перестроили под крематорий. Помогая сэкономить на строительстве, он и для себя получил шаткое пристанище. Вопрос - что будет дальше со зданием - четко прочитывается в местном тяжелом воздухе. Почти все стены оклеены бумажными квадратиками «Срочно зайдите в администрацию!» Да только срочно бежать в администрацию некому! У многих здесь покоящихся уже нет родных. Зато у них есть биографы, которые пишут о них серьезные труды; есть почитатели их талантов; есть ученики, уже ставшие академиками и министрами. Интересно, имеют ли они право отстаивать в администрации что-либо?
Рядом с архитектором располагается ниша, на которую Лида обратила мое внимание. На ней значится надпись «Первая кремация в СССР».
Странную историческую реликвию мне захотелось тут же сфотографировать, вдруг и правда скоро всё уйдет в небытие. Однако часть фамилии закрыта объявлением. Я попыталась отодрать листик ногтями (может не очень культурно, но какая разница – бумажкой больше, бумажкой меньше), да только не тут то было! Листик оказался приклеен намертво. Сапожным клеем работали? Теперь родные, если и найдутся, то им придется брать пузырь дорогого растворителя. Такой, наверняка, смоет и надписи на плитках, но, лес рубят, щепки летят.
Фото этой ниши, еще не оклеенное бумагой, мне позже прислали Петр Устинов и Женя Долгих. Оно заслуживает того, чтобы его разместить.
Кстати, когда я искала информацию о Соловьеве, случайно наткнулась на очень познавательную статью за 2009 год за подписью Александра Егорова, генерального директора ГУП «Ритуал», г. Москва.
Там можно посмотреть и снимки Донского крематория. Мне особенно понравилась подпись под фотографией органа, игравшего в Зале прощаний. Она сообщает, что «из кремационной шахты прах сожженных поднимался в Зал прощаний и оседал на трубах органа». Такие подробности впечатляют, особенно когда думаешь, как после такого вообще можно говорить о возрождении в этом месте церкви? И кто ж пойдет молиться в место, где почти шесть десятков лет работала печь крематория? Ничего себе Храм Божий. И еще один факт: данные Александра Егорова о Донском крематории немного расходятся с Википедией; я, если честно, не знаю, кто прав, но, скорее всего, Егоров.
Вернемся в колумбарий. Первый кого кремировали в СССР - «рабочий мытищинской водокачки Ф. Соловьев. Перед смертью он завещал сжечь себя в крематории. Но поскольку режим опытной отладки печи еще не закончился, родственникам поначалу отказали. Пришлось пробиваться наверх, привлекать партийные органы, и просьбу заслуженного человека все-таки уважили» (цитата из статьи А. Егорова). Читаешь и замираешь, какие же были времена: «рабочий водокачки – заслуженный человек». Впрочем, позже мне рассказали, что он был революционным балтийским матросом, членом ВКП (б).
По сути, в колумбарии, что ни имя – то легенда. И хотя дальние комнаты были закрыты, но и тот пятачок, на котором мы могли осмотреться, впечатлял. Берлин Абрам Львович (1903-1940) ученый-чумолог, профессор.
С его именем связана история со вспышкой и ликвидацией чумы в Москве в декабре 1939 года. Умер он молодым, всё потому, что на себе испытывал лекарства от чумы. Вот уж действительно Данко: «Что сделаю я для людей?». Представьте, сколько миллионов жизней спас человек, создавший лекарство от чумы?! (подробно о нем можно прочесть на сайте Алексея Николаевича).
Далее - Стешенко Иван Никифорович - «украинский Шаляпин» (подробности)
Сейчас на Украине его почитают как национального героя, но они не знают, что их герой скоро рискует оказаться бомжом. Если говорить начистоту, то они были даже не в курсе, где он похоронен. В ряде источников (украинских и российских) ошибочно утверждается, что певец умер и похоронен в Харькове. Причина этого – реально тяжело было пройти к его захоронению, поскольку в главном зале Донского крематория непрерывно проходили траурные церемонии. Только создатель сайта «Донское кладбище» Алексей Николаевич нашел гранитное захоронение Стешенко, сфотографировал и отправил снимки в музей певца в городе Лебедин Сумской области (Украина).
Также Алексей Николаевич рассказал, что связался с консульством Украины и сообщил им о происходящем. Они возмутились, заверили, что за своих пойдут войной. Интересно, как они могут пойти? Ну, заберут прах на родину, а будущее колумбария так и останется под вопросом.
Я тут прочла биографию Стешенко, его и при жизни доставали завистники и после смерти ему с ними «везёт». Его младшего сына, добровольцем ушедшего на войну, командование дважды представляло к награде Золотой Звездой Героя, и дважды (!) высшие эшелоны советской власти ему отказывали. «Это сын того Ивана Стешенко». Уже больше 70-ти лет со дня смерти певца прошло, но по иронии судьбы ему не дают покоя до сих пор. Потому как «занял тут, понимаешь, теплое местечко в центре Москвы»! Такая странная судьба, как будто озвученная репликами из старых водевилей: «Интриги! Зависть! Кругом враги!».
Перенос ответственности
Есть ли интриги? Есть ли зависть? Есть ли желание РПЦ забрать себе помещение, где расположен закрытый колумбарий? Вопросы дележа имущества – самые закрытые вопросы в мире. И нелепо даже задавать настоятелю монастыря вопрос: «Правда ли что вы хотите вынести все урны и свалить их в одну общую кучу, ради того, чтобы получить храм в свое полное пользование?».
Я с уважением отношусь к Церкви. Пока изучала историю Донского, залезла на сайт монастыря и нашла дивный рассказик, запавший сразу в память. Он об отношении к умершим. Добавили его на сайт в тот день, что я писала эту статью, что удивляет не меньше. Сложно предположить, что такие люди снесут часть кладбища.
Все-таки, мы же знаем, что РПЦ очень активно возвращают себе церковное имущество, даже иконы из Третьяковки требовали. И все-таки объявления на урнах зачем-то висят.
Каких таких родственников усопших ждут в администрации? Может представить им исторические справки, что родственников нет, но умерший оставил после себя столь значимые достижения, что ответственность за его захоронение готовы нести, к примеру, Музей вооруженных сил, Консульство Украины, Академия наук, Роскосмос, Министерство культуры, здравоохранения и т.д. и т.п.
Ну, и конечно придется кому-то обратиться во все перечисленные и не перечисленные здесь организации, донести до них информацию о возможных последствиях развития событий. Работа, которую не сделать на раз-два, и опять же повторюсь, получить информацию из официальных источников о том, что будет, тяжело. А устраивать шум, используя неофициальные, вроде бы некорректно.
Есть ли люди среди некрополистов, готовые заявить, что им достаточно жизненного опыта и интуиции, чтобы видеть печальную участь, нависшую над героями из колумбария: быть пересыпанными в одну общую «коммунальную» яму под «гордым» названием «братская могила» или «захоронение невостребованных прахов»? К тому же, боюсь, что прямых доказательств у нас не будет никогда. Имущественные войны часто ведутся молча, исподтишка. И когда общественность схватится, будет уже поздно. Когда-нибудь придя на Донское, мы обнаружим братскую могилу похожую на ту, где похоронены жертвы репрессий.
Меня возле нее всегда берет оторопь. Когда видишь маленький участок, на котором десятки табличек с имена маршалов, командармов, писателей, понимаешь, что если История однажды, не взирая на заслуги и награды, свалила в одну общую яму тех, кто были лучшими представителями своего времени, задумываешься, разве подобная ситуация не может повториться?
Елена Черданцева,
пресс-секретарь «Общества некрополистов»
Продолжение следует.
В нем Вы узнаете, как разделили людей, которые погибли в одной и той же битве, перенеся одних с почетом на Новодевичье, а других – забыв на Донском. А также как нашли в закрытом колумбарии героя обороны Ленинграда, начальника штаба 42 армии, генерал-майора Льва Самойловича Березинского (1902-1943). Из-за того в колумбарий долгие десятилетия было невозможно попасть (непрерывно шли траурные церемонии), в литературе о войне указывалось, что место его захоронения неизвестно. Расскажем об урне с прахом борт-радиста Серафима Иванова, который вместе с Михаилом Водопьяновым совершил первый в мире полет на Северный полюс.
Справка: колумбарий, расположенный в здании бывшей церкви, на Донском, конечно же, не единственный. Но это уже отдельный разговор.Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.