Замедляет ли спорт процесс старения?

28.02.2017
Замедляет ли спорт процесс старения?
Почти любое количество и любой вид физической активности может замедлить старение, причём на клеточном уровне, утверждают авторы нового исследования. А средний возраст - критический период для запуска этого процесса, по крайней мере в отношении одного из критериев старения клеток.

Определить возраст клетки - процесс достаточно сложный, потому что биологический и хронологический возраст редко соответствуют друг другу. Клетка может быть относительно молодой в рамках долготы своего существования, однако её функционирование может быть замедленным или непостоянным, как если бы она была уже старой.

Сегодня многие учёные начали определять биологический возраст клеток - в смысле того, насколько хорошо они функционируют и сколько им в буквальном смысле лет - измеряя длину их теломер.

Для тех из нас, кто не знаком со всеми составляющими наших клеток: теломеры - это крошечные колпачки, находящиеся на конце нитей ДНК, похожие на пластиковые пистончики на шнурках. Считается, что они защищают ДНК от повреждений при делении и репликации клеток.

Когда клетка стареет, её теломеры естественным образом укорачиваются и изнашиваются. Однако этот процесс может быть ускорен ожирением, курением, бессонницей, диабетом и другими аспектами здоровья и образа жизни.

В таких случаях попадающие "под раздачу" клетки стареют преждевременно.

Однако недавние научные открытия предполагают, что физические упражнения могут замедлить процесс изнашивания теломер. Например, было обнаружено, что у мастеров спорта по атлетике обычно более длинные теломеры, чем у их сверстников, ведущих сидячий образ жизни. Но такие же длинные теломеры оказались у пожилых женщин, которые часто занимаются ходьбой или другими достаточно умеренными физическими нагрузками.

Однако круг этих научных исследований был достаточно узок и сосредоточен в основном на пожилых людях, которые занимались бегом или ходьбой. Оставалось неясным, будет ли наблюдаться подобный эффект у теломер людей других возрастных категорий, занимающихся различными физическими упражнениями.

Поэтому для нового исследования, опубликованного в октябрьском номере журнала "Медицина и наука в спорте и физических упражнениях", исследователи из Университета штата Миссисипи и Университета Калифорнии в Сан-Франциско решили шире взглянуть на взаимосвязь упражнений и теломер среди большого количества американцев.

Для этого они обратились к огромному количеству данных, собранных в ходе продолжающегося Опроса о национальном здоровье и питании, в ходе которого десятки тысяч граждан ежегодно заполняют анкету о своём здоровье, в которой есть вопрос об их привычке делать физические упражнения, проходят полный осмотр здоровья и сдают кровь на анализ.

За последние годы эти образцы крови были проверены, помимо всего прочего, на длину теломер в белых кровяных клетках участников опроса.

Исследователи собрали данные около 6500 участников в возрасте от 20 до 84 лет, а затем распределили их по категориям на 4 группы, в зависимости от того, как они ответили на вопрос о физических упражнениях.

Вопросы в этой анкете были довольно открытыми: в них спрашивалось лишь занимались ли участники за прошедший месяц силовыми тренировками, умеренными физическими упражнениями, такими, как ходьба или более насыщенными, такими, как бег, а так же ходили ли они на работу пешком или ездили на велосипеде.

Если респондент отвечал "да" на любой из этих четырёх вопросов, то он или она получал балл от исследователей. Поэтому тот, кто занимался ходьбой, получал один балл. Если он ещё и бегал, то получал второй, и так далее, до четырёх баллов максимум. Затем исследователи сравнили эти результаты с длиной теломера каждого человека.

И заметили явное соответствие. За каждый балл, который человек получал от того или иного вида упражнений, её или его риски иметь необычайно короткие теломеры значительно снижался.

В частности, человек занимавшийся одним типом нагрузки, и получивший за это 1 балл, на 3% реже имел короткие теломеры в сравнении с тем, кто вообще не занимался.

И этот риск ещё более значительно снижался, если человек больше упражнялся. Люди, занимавшиеся двумя видами физических упражнений, на 24% реже имели короткие теломеры, а тремя - на 29% реже; те, кто занимался всеми четырьмя видами физической активности на 59% реже имели короткие теломеры.

Интересно то, что это соответствие было самым сильным у людей в возрасте от 40 до 65 лет, что подтвердило предположение, что средний возраст - ключевой период, чтобы начать или продолжить поддерживать программу упражнений, если вы хотите удержать теломеры от сокращения, утверждает Пол Лопринци (Paul Loprinzi), помощник профессора отдела науки о здоровье и физических упражнениях в Университете штата Миссисипи. Он был соавтором исследования совместно с Джереми Лоннеке (Jeremy Loenneke), тоже сотрудником университета, и Элизабет Блэкбёрн, профессором из университета Калифорнии в Сан-Франциско, которые в 2009 году разделили Нобелевскую премию за открытие теломер.

Однако, как отмечает доктор Лопринци, это исследование основано только на ассоциации, и поэтому не может показать, действительно ли упражнения влияют на длину теломер: только то, что люди, занимающиеся физическими нагрузками, имеют более длинные теломеры.

Исследование также не может указать идеальное количество упражнений для сохранения длины теломер, говорит доктор Лопринци, потому что в опросе спрашивалось, занимались ли люди упражнениями вообще, а не то, как часто они это делали.

Самое важное, возможно, то, что результаты не говорят нам, зависит ли хорошее здоровье от длины теломер. Однако доктор Лопринци утверждает, что другие исследования, в том числе те, которые проводит его лаборатория, "показали, что теломеры предсказывают смертность", причём более короткие теломеры соответствуют более короткой жизни.

Поэтому послание ясное, заявляет он: "Физические упражнения полезны" для ваших клеток, и "большее количество различных видов упражнений", возможно, приносят ещё большую пользу.