История зарождения вегетарианства

30.09.2016
История зарождения вегетарианства

Именно растительная пища стимулировала ускоренное развитие головного мозга, которое началось 1,8 миллионов лет назад.

(Ричард Вронгхам)

Вегетарианство как особый вид питания практиковался на протяжении многих тысячелетий в странах, в которых были распространены такие религии, как буддизм, индуизм, джайнизм и др.

В частности, в Индии традиционно большая часть населения являлись вегетарианцами.

Вегетарианцами также были приверженцы разных древних философских школ, например, пифагорейцы и представители творческой и научной интеллигенции.

Поэтому до появления термина «вегетарианство»  воздержание от приема мяса животных называлось«индийской» или «пифагорейской» диетой, в России – «безубойное питание» и др.

В широкое употребление слово «вегетарианец» было введено в 1842 г. основателями «Британского вегетарианского общества».

За основу было взято латинское слово «vegetus», что означает «крепкий, здоровый, свежий, бодрый».

Изначально слово «вегетарианство» означало образ жизни, гармоничный с философской и нравственной точки зрения, а не только особый способ питания.  

Словосочетание «homo vegetus» означало физически, духовно и гармонично развитую личность.

В современном понимании вегетарианство - это учение о том, что естественной пищей человека являются продукты растительного происхождения.

В прошлые века вегетарианцами становились, прежде всего, философы, наиболее образованные, выдающиеся, высоконравственные  личности своего времени.

Великих вегетарианцев отличало более глубокое проникновение в суть вещей, острое чувство сострадания к чужой боли, высокое чувство справедливости и умение преодолеть традиционные, устоявшиеся стереотипы.

 Мудрые люди, придерживавшиеся вегетарианства, в разные времена приходили к нему в первую очередь  благодаря здравому смыслу, из философских и этических соображений.

Многие из великих вегетарианцев оставили после себя значительные научные и литературные труды. Их вклад в формирование гуманных этических взглядов начинается с эпохи античности.

Первые вегетарианские сообщества - Пифагорейский союз

В первую очередь среди наиболее известных вегетарианцев этого периода необходимо отметитьПифагора, Платона и Плутарха.

Особо колоритной фигу­рой в истории человечества был Пифагор (580–500 гг. до н.э.) –древнегреческий философ-идеалист, математик.

Большинству людей Пифагор известен прежде всего как выдающийся ученый-математик, творец акустики, основоположник теории музыки, богослов.

Ему принадлежит идея о всеобщей гармонии, лежащей в основе мироздания. Кладезь мудрости, которую открыл человечеству Пифагор, заложенная им вера в красоту и гармонию природы, в простоту и целесообразность ее законов, построенных на единых математических принципах, стала научным базисом и стимулом для многих выдающихся ученых, изучавших естествознание.

Но мало кто знает, что он был  основателем монашеского ордена, своеобразного религиозно-этического братства. Одним из условий членства в братстве был отказ от животной пищи. Фактически это было первое организованное вегетарианское сообщество.

Пифагор родился на острове Самос в Эгейском море. Самос у греков считался родиной богини Геры, покровительницы супружеской любви.

В возрасте акме, который у греков считался пиком творческих сил, Пифагор переехал в город Кротон – древнейшую ахейскую колонию на юге Апеннинского полуострова.

Именно в Кротоне Пифагор и учредил свое тайное братство, члены которого обязывались вести так называемый пифагорейский образ жизни.

В пифагорейский союз входило примерно 235 человек из самых влиятельных семей греческих полисов– Кротона, Сибариса, Тарента, Метапонта, Регии, Аргоса, Аркадии, о. Самос и др. В пифагорейское братство принимали не только мужчин, но  и женщин.

В союзе насчитывалось примерно 17 женщин, в том числе дочь Пифагора Милона Мия и его женаФеано. Согласно историческим хроникам Пифагор женился в 60 лет на своей ученице, молодой девушке удивительной красоты, мудрой и душевной.

Одним из условий принятия в общество были общность имущества и строгая воздержанность. Члены общества руководствовались в своей жизни учением Пифагора, основанным на принципах гуманности и самоограничения, справедливости и умеренности.

Главным пифагорийским символом и тайным опознавательным знаком была пентаграмма, звездчатый пятиугольник, образованный диагоналями правильного пятиугольника.

Первые известные изображения пентаграммы датируются примерно III–IV в до н. э. Нарисованные на глине пятиконечные звёзды были найдены в развалинах древнего города Урука.

Изображения пентаграмм встречаются и на египетских статуях. Египтяне называли пентаграммузвездой псоглавого Анубиса.

Пентаграмма встречается также на талисманах гностиков как символ интеллектуального могущества.

По мнению историков, маги средневековой Европы узнали о пентаграмме в форме «печати царя Соломона», которая скрепляла арабские манускрипты.

У евреев пентаграмма ассоциировалась с их священным Пятикнижием, полученным Моисеем от Бога.

Для ранних христиан пентаграмма была напоминанием о пяти ранах Христа: от тернового венка на лбу, от гвоздей в руках и ногах.

Пентаграмма была широко известна как оберегающий от всякого зла знак, вера в это её свойство была столь велика, что в Древнем Вавилоне пентаграмму изображали на дверях магазинов и складов, чтобы уберечь товары от порчи и кражи.

Для посвящённых пентаграмма являлась могущественным знаком власти. Например, в Вавилоне этот знак часто встречался на царских печатях и, по мнению современных учёных, олицетворял собой «власть правителя, распространявшуюся на все четыре стороны света».

Пентаграмма обладает замечательными математическими свойствами. Она содержит все пропорции изучавшиеся  пифагорейцам:

  • арифметическую;
  • геометрическую;
  • гармоническую;
  • и так называемую золотую.

Можно только догадываться в какой священный восторг приводило пифагорейцев столь редкое обилие математических свойств в одной фигуре.

К математическому феномену присоединялась и цифровая мистика. Число 5  = 2+3 было для пифогарийцев числом любви как сумма первого женского 2 и первого мужского 3 чисел.

Пифагорейцы учили, что мир состоит из пяти взаимосвязанных элементов – Эфира, Воды, Воздуха, Огня и Земли. Для отражения этой доктрины вокруг пентаграммы изображались пять букв:

·         ί  (самая верхняя точка) символизирует Эфир;

·         ά (верхний левый угол) символизирует Воздух;

·         ύ (верхний правый угол) символизирует Воду;

·         г  (нижний левый угол) символизирует Землю;

·         έ  (нижний правый угол) символизирует Огонь.

Поэтому древние греки называли пентаграмму Пентальфа, что означает «пять букв альфа», поскольку символ может быть разложен на альфу пять раз.

Деятельность общества регулировалась собранием изречений – символов, называемых акусмами (греч.– услышанное) и так называемыми «Золотыми стихами».

Акусмы в основном регулировали внешнюю сторону жизни пифагорейцев, тогда как «Золотые стихи» ставили целью их нравственное совершенствование.

Первая акусма – «Сердце не ешь» отражала запрет пифагорейцев на животную пищу. Сердце считалось символом всего живого. Запрет на употребление животной пищи был связан с учением о бессмертии и переселении душ, которое называлось метемпсихоз.

Из этого учения следовали предписания запрещающие убивать животных и питаться их мясом, так как в животном могла обитать душа умершего человека.

Пифагор говорил: «Братья мои, не оскверняйте свое тело греховной пищей. У нас есть пшеница, у нас есть яблоки, под тяжестью которых сгибаются ветви яблонь, и виноград, наливающийся на лозах. Есть душистые травы и овощи, которые можно готовить на огне, не отказано нам в молоке и меде, пахнущем чабрецом.

Земля щедро дарует нам свои сокровища, предоставляя чистую пищу, и приглашает нас на пиршество, которое не омрачено кровопролитием; только звери утоляют свой голод плотью, и то не все из них, ведь лошади, коровы и овцы кормятся травой.

Те, кто убивает животных для того, чтобы есть их плоть, могут, не задумываясь, уничтожать и себе подобных».

Вегетарианские принципы учения Пифагора были изложены в книге «Метаморфозы» в изящной стихотворной форме знаменитым древнеримским поэтом Публием Овидием Назоном (43 – 17 г. до н.э.).

 В 15-ой книге «Метаморфоз» одним из лучших поэтических мест считаются строки, посвященные Пифагору и его братству:

«Он, Пифагор, первым воспретил подавать на стол мясо животных; первым открыл уста, чтобы произнести полные мудрости слова, которым, однако, никто не внемлет:

Полно вам, люди, себя осквернять недозволенной пищей!
Есть у вас хлебные злаки; под тяжестью ноши богатой
Сочных, румяных плодов преклоняются ветви деревьев;
Грозди на лозах висят наливные; коренья и травы
Нежные, вкусные зреют в полях; а другие,
Те, что грубее, огонь умягчает и делает слаще;
Чистая влага молочная и благовонные соты
Сладкого меда, что пахнет пушистой травой-тимианом,
Не запрещаются вам.

Расточительно щедро все блага
Вам предлагает земля; без жестоких убийств и без крови

Вкусные блюда она вам готовит.
Лишь дикие звери голод свой мясом живым утоляют...
...И что за обычай преступный,
Что за ужасная мерзость: кишками - кишок поглошенье!
Можно ль откармливать мясом и кровью существ нам подобных
Жадное тело свое и убийством другого созданья, -
Смертью чужою - поддерживать жизнь?»

Пифагор убеждал своих учеников, что, довольствуясь чистой гуманной пищей, они будут иметь здоровье, душевное равновесие, обладать высокими нравственными качествами. Пифагорейский союз был союз истины, добра и красоты.

Сам Пифагор питался сырыми или вареными овощами, медом, хлебом, не пил вина. По словам его биографа, «сон Пифагора был краток, душа чиста и бодра, тело закалено в совершенном и несокрушимом здоровье».

По свидетельству историков, в 40-летнем возрасте Пифагор стал лучшим кулачным бойцом на Олимпийских играх, что наглядно подтверждает достаточность вегетарианской пищи для физической силы и выносливости.

Последователем Пифагора можно считать крупнейшего древнегреческого философа и писателяПлатона (427-347 гг. до н.э.).

Платон основал близ Афин Академию, где читал свои лекции. В знаменитом сочинении «Диалоги», в разделе под названием «О республике», Платон излагает свои мысли об идеальном обществе, жизнь которого построена на принципах воздержания и благоразумия.

Автор подробно останавливается на том, какую пищу будут есть члены общества: это изделия из муки, овощи, фрукты, сыр.  Платон был убежден, что питание мясом приведет к возникновению болезней.

Для животноводства потребуется специальный класс людей, которых он называет «свинопасы». Возникнет необходимость в новых пастбищах для разведения скота, а это, в свою очередь, приведет к междоусобицам и войнам.

Город, если его жители начнут употреблять в пищу мясо, перестанет быть здоровым городом, а жизнь перестанет быть простой и справедливой. Платон с негодованием восклицает: «И не стыдно ли, когда медицинская помощь требуется не от ран или случайных болезней, свойственных времени года, а вследствие нашей распущенной жизни...»

Сам Платон отличался строгим воздержанием, в том числе и в еде. Не случайно за приверженность к простой пище в народе его прозвали «любителем фиг».

Платон писал: «Вот человек, молящий о здоровье и доброй старости: однако огромные блюда и громоздкие нафаршированные мясом кушанья препятствуют Богам вы­полнить его моления — Юпитер тут бессилен».

Выдающийся ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452–1519), сделав выбор в пользу вегетарианства, фактически противопоставил себя эпохе, основным принципом которой был отказ от самоограничения.

«Правда, что человек – это король животных, по своей жестокости он превосходит их. Мы живем за счет смерти других. Мы просто ходячее кладбище. С раннего детства я отказался от употребления мяса, и придет время, когда человек будет смотреть на убийство животного так же, как сейчас он смотрит на убийство человека».

Кроме того, среди выдающихся философов прошлых веков вегетарианцами были: Аристотель (384–322 гг. до н.э.), Эпикур (341–270 гг. до н.э.), Сократ (469–399 гг. до н.э.),  Платон (427–347 гг. до н.э.),Публий Овидий Назон (43–17 гг. н.э.), Луцей Аней Сенека (3–65 гг. н.э.), Иоанн Златоуст (347–407 гг.),Томас Мор (1440–1535 гг.), Мишель Монтень (1533– 1592), Франсуа Мари Вольтер (1694–1778), Жан-Жак Руссо (1712–1778), Артур Шопенгауэр (1788–1860), Фридрих Ницше (1844–1900) и др.

В частности, французский мыслитель, просветитель Жан-Жак Руссо считал противоестественным для человека питание мясом и негуманным лишение жизни животных ради вкусовых ощущений.

Он отмечал: «Как на одно из доказательств того, что мясная пища не свойственна человеку, можно указать на равнодушие к ней детей и на предпочтение, которое они всегда оказывают овощам, молочным блюдам, печениям, фруктам и т.п.»

Одно из самых сильных эмоциональных воззваний к совести людей принадлежит английскому мыслителю Освальду (1730–1793), автору книги «Крик природы».

Писатель различными художественными формами – прозой и стихами пытался воздействовать на чувства, призывая людей к нравственности. Вот одно из его стихотворений:

Далеко ли путем кровавым преступленья
Зайдем мы, смертные? Мы кровь, как воду, льем;
Мы, равнодушные, глядим без сожаленья
На связанных телят, дрожащих под ножом;
Мы глухи к жалкому блеянью ягненка,
Когда, чтобы убийц разжалобить сердца,
Он им напоминает первый крик ребенка,
Но тщетно... Что же дальше? Разве нет конца
Жестокости людей?

Продолжая эти мысли, Освальд писал: «Люди питаются трупами без угрызения совести, потому что борьба со смертью убиваемой жертвы скрыта от их глаз. Потому что ее крики не поражают их слуха, потому что пронзительные вопли агонии не западают в их души.

Но если бы люди были вынуждены убивать собственными руками пожираемые ими жертвы, то каждый из нас не бросил бы нож с отвращением, не согласился ли бы скорее отказаться навсегда от привычной пищи, чем осквернить свои руки убийством ягненка?»

Великие и современные вегетарианцы

Идеи вегетарианства получили широкое распространение и стали завоевывать мир, начиная с середины XIX в., когда во многих странах стали создаваться вегетарианские общества.

Идеи вегетарианства получили широкое распространение и стали завоевывать мир, начиная с середины XIX в., когда во многих странах мира стали создаваться вегетарианские общества.

Первое и самое знаменитое вегетарианское общество появилось в Англии в 1847 г. в городе Манчестер.

В настоящее время «Британское вегетарианское общество»  имеет свои отделения по всей стране, издает множество книг, журналов и специальной литературы.

В 1871 г. члены одной из английских вегетарианских организаций переселились в Америку и обосновались в Филадельфии, где позднее организовали первое американское вегетарианское общество.

В настоящее время в США наиболее влиятельными являются  две организации – Американский вегетарианский союз и Американское вегетарианское общество. Общее число вегетарианцев в США по разным оценкам составляет от трех до пяти миллионов человек.

В 1908 г. была создана самая большая международная вегетарианская организация – Международный вегетарианский союз, который объединил своих сторонников из многих стран мира.

Одной из целей создания организации была выработка единого подхода к решению этических и нравственных проблем, пропаганда здорового образа жизни, жизни без жестокости, без насилия, в том числе в отношении всех живых существ.

Среди вегетарианцев выделяются веганы –  это чистые вегетарианцы, в их рационе нет не только мяса, рыбы, яиц, но и молочных продуктов.

Автором термина веган является британский общественный деятель Уотсон Дональд, который прожил 95 лет.

В 1944 г. он создал «Веганское общество Великобритании». У веганов множество сторонников по всему миру.

Члены этого общества не просто стараются вести здоровый образ жизни, они мечтают изменить мир, сделав его более разумным и гуманным. 

В позапрошлом и прошлом веке к вегетарианцам относились великие писатели и поэты: Джорж Байрон(1788–1824), П.Б. Шелли (1792–1822), Иоганн Фридрих Шиллер (1759–1805), Бернард Шоу(1856–1950), Герберт Уэлс (1866–1946), Эмиль Золя (1840–1902),

Среди всемирно известных ученых придерживались вегетарианских взглядов или были вегетарианцами: Исаак Ньютон (1642–1727), Адам Смит (1723–1790), Чарльз Роберт Дарвин(1809–1882), Томас Алва Эдисон (1847–1931), Альберт Эйнштейн (1879–1955) и др.

Великий экономист Адам Смит писал: «Очень сомнительно, что для поддержания жизни нам необходимо мясо убитых животных. Овощи и зерновые, молоко, сыр, сливочное масло дают нам полноценную, обильную, питательную, калорийную пищу. Никакие разумные соображения не требуют от человека, чтобы он питался убоиной».

По оценке специалистов, в настоящее время в мире насчитываются десятки миллионов вегетарианцев. Больше всего вегетарианцев в Индии свыше 80% населения, в Великобритании примерно 7%, в США около 5% населения.

Во многих странах это обусловлено не только экономическими причинами, но и национальными привычками, религиозными мотивами, племенными табу.

Потребление мяса во многих странах крайне низкое и составляет в среднем от 4 г до 20 г на одного человека в день.

К таким странам относятся: Индия, Непал, Пакистан, Бирма, Шри-Ланка, Верхняя Вольта, Гана, Малави, Бурунди, Гвинея, Сьерра-Леоне и др.

По существу, большинство жителей этих стран можно отнести к младовегетарианцам, которые используют  преимущественно растительную пищу с низким содержанием белка.

В настоящее время многие известные актеры, музыканты, спортсмены  не только становятся вегетарианцами, но и активно выступают в защиту животных.

Среди популярных актеров вегетарианцами считаются:  Ричард Гир, Арнольд Шварценеггер, Дастин Хофман, Брэд Пит, Том Круз, Николь Кидман, Бриджит Бардо, Памела Андерсон, Синди Кроуфорд, Клаудиа Шиффер, Ума Турман и др.

Среди известных музыкантов вегетарианцами считаются члены легендарной группы «Битлз» - Джон и Йоко Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон, Ринго Стар, а также популярные певцы Стинг, Мадонна, Тина Тернер, Монсерат Кабалье, Джастин Тимберлейк, Боб Дилан, Мелани Си и др. 

Вегетарианство в России

В России широкая дискуссия относительно отказа от потребления продуктов животного происхождения, переходу к вегетарианству и о необходимости рационального и эффективного использования природных  ресурсов началась в 1878 г., когда русский журнал «Вестник Европы» опубликовал статью на тему: «Питание человека в его настоящем и будущем».

Автором статьи был Андрей Николаевич Бекетов (1825-1902) – русский ботаник, профессор, академик, тайный советник, ­­ректор Санкт-Петербургского университета.

Фактически он написал первую в истории России работу на тему вегетарианства. Его эссе способствовало развитию движения, стремящегося изменить существующую парадигму питания, основанную на потреблении мяса.

Профессор пытался обосновать вред здоровью вследствие питания животным продуктами. Андрей Бекетов убедительно доказывал, что пищеварительная система человека максимально адаптирована к перевариванию зелени, овощей и фруктов.

В эссе так же рассматривался вопрос об неэффективности животноводства. Автор приходит к выводу, что выращивание растительного корма для животных очень ресурсоёмко и малоэффективно.

В качестве альтернативы он предлагал обществу использовать эти растительные ресурсы для обеспечения собственного пропитания.

Утверждение медиков о необходимости иметь в рационе питания животную пищу считал предрассудком.

Профессор был искренне убеждён в том, что человек способен получать всю необходимую ему полезные вещества, в том числе белки, углеводы, аминокислоты и витамины исключительно из растительной пищи. При этом многие растительные продукты содержат больше белка, чем мясо.

В конце своего эссе он рассматривает моральные аспекты  отказа от потребления животных продуктов: «Высшим проявлением благородия и нравственности человека является любовь ко всем живым существам, ко всему, что живёт во Вселенной, не только к людям. Такая любовь не может иметь ничего общего с повальным убийством животных. Ведь отвращение к кровопролитию – первый признак человечности».*

Спустя 12 лет идеи академика А.Н. Бекетова поддержал и развил великий русский писатель ЛевНиколаевич Толстой (1828–1910).

В 1892 г. он опубликовал статью в журнале «Вопросы философии и психологии» под названием«Первая ступень», которая вызвала широкий резонанс в обществе и была названа современниками«Библией русского вегетарианства».

В своей статье он акцентировал внимание на том, что человек может стать духовно зрелой личностью лишь сам прикладывая усилия к изменению своей сущности.

Сознательное воздержание от пищи животного происхождения будет признаком того, что стремление к нравственному самосовершенствованию человека серьёзно и искренне, отмечает он.

Л.Н. Толстой повествует о посещении им скотобойни в г. Тула. Описание убийства животных, является, пожалуй, самым ярким и ужасным местом статьи.

Изложив весь кошмар происходящего, он отмечает, что «мы не имеем права оправдываться незнанием. Мы – не страусы, а значит не должны думать, что если мы чего-то не видим воочию, значит этого не происходит».**

Л.Н. Толстой  считал, что культура и нравственность человека несовместимы с жестокостью, убийством, на кого бы эта жестокость ни была направлена.

Прежде чем причислять себя к категории нравственных людей каждый человек, считал он, должен снять с себя личную ответственность за убийство живых существ, перестать есть мясо.

В 1903 г. Л.Н.Толстой издал брошюру «Безубойное питание или вегетарианство», в которой он собрал высказывания знаменитых мыслителей по вопросу растительного образа питания.

Л.Н.Толстой поддерживал издание журнала «Вегетарианский вестник», организованное профессорской элитой России. Журнал издавался с 1904 г. и просуществовал полтора года. За это время было организовано издание 18 номеров.

Просветительская деятельность и гражданская позиция А.Н. Бекетова и  Л.Н. Толстого  по отношению к «безубойному»  питанию, а также их личный пример способствовали тому, что в начале позапрошлого века в разных слоях российского общества идеи вегетарианства получают широкое распространение и начинают внедряться в жизнь.

Первое в царской России вегетарианское общество было учреждено Министерством внутренних дел в Санкт-Петербурге   21 октября 1901 г.

Бессменным председателем общества, вплоть до кончины в 1914 г. был врач-хирург Александр Петрович Зеленков. В народе общество в шутку называли: «Ни рыба, ни мясо».

К началу Первой мировой войны в царской России было зарегистрировано и действовало уже 14 вегетарианских обществ, в том числе в таких крупных городах как Москва, Екатеринодар, Одесса, Киев, Харьков, Полтава, Саратов, Кишинев, Вильно, Тюмень и др.

На базе вегетарианских обществ стали создаваться вегетарианские столовые. Только за период с 1904 по 1914 гг. число вегетарианских столовых в России увеличилось с 10 до 73.

В то время добротный домашний вегетарианский обед можно было найти в 37 городах России, где  функционировали вегетарианские столовые.

Для сравнения, например в Германии в 1913 г. существовало 184 вегетарианских столовых или ресторанов, т. е. не намного больше, чем в России.

Первый Всероссийский вегетарианский съезд состоялся в Москве в 1913 г. Накануне съезда была организована выставка, рассказывающая о развитии вегетарианства по всей стране.

В этом же году жена Ольга Константиновна Зеленкова жена А.П. Зеленкова, выпустила вегетарианскуюповаренную книгу под названием «Я никого не ем».

В ней автор приводит 365 варианта ежедневного вегетарианского меню. В общей сложности 1500 рецептов по времени года. Книга разошлась тысячами экземпляров, несколько раз переиздавалась.

В то время в царской России среди вегетарианцев были, те которые не ели мяса из «гигиенических соображений», и так называемые «сердобольники» — те, кто следовал вегетарианству из «своего чувства жалости». 

Как писали современники, в народе уважали только «сердобольников», которые не ели мясной пищи не потому, что считали её нездоровой, а из жалости к убиваемым животным.

В то время для россиян был более понятен русский термин «безубойное питание», чем заморский аналог «вегетарианство».

Великие российские и современные вегетарианцы

Лев Николаевич Толстой

Самым великим российским вегетарианцем был несомненно Л.Н. Толстой, который обратился к «безубойному питанию», в 1884 г. и окончательно отказался от мяса под влиянием упомянутой выше статьи академика А.Н. Бекетова.

Долгое время он питался только горячей овсяной кашей, которую ел два раза в день с пшеничным хлебом, пил компот из сухофруктов. Позднее все же стал употреблять яйца.

Он резко критиковал представителей своего класса, которые считали обязательным условием благополучного существования роскошь, комфорт, праздность и обжорство.

Л.Н.Толстой, писал: «Одна из главных забот, которая занимает обеспеченный класс – вкусная и обильная еда».

Ведя праздный и неумеренный образ жизни, утверждал писатель, человек не может оставаться нравственно чистым, не имеет права считать себя порядочным, добродетельным.

«Как можно надеяться, что на земле воцарится мир и процветание, если наши тела являются живыми могилами, в которых погребены убитые животные?».*

Николай Семенович Лесков

Следует отметить, что Л.Н. Толстой своим непререкаемым авторитетом оказал существенное влияние на вегетарианский выбор многих выдающихся русских людей своего времени.

Среди них выдающийся русский писатель Николай Семенович Лесков (1831–1895). Как говорили про него современники самый русский из русских писателей.

Вегетарианство оказало значительное влияние на жизнь и творчество писателя. В то же время сам писатель внес существенный вклад в продвижении вегетарианских идей в России.

В частности в июне 1892 г. в газете «Новое время» Николай Лесков выступил с призывом о необходимости издания на русском языке «хорошо составленной обстоятельной кухонной книги для вегетарианцев».

Необходимость издания подобной книги писатель аргументировал значительным и постоянно увеличивающимся числом вегетарианцев в России, которые, к сожалению, до сих пор не имеют поваренных книг с рецептами приготовления вегетарианских блюд на родном языке.

В результате, благодаря его усилиям в 1893 г. в России была издана первая вегетарианская поваренная книга на русском языке. Называлась она «Вегетарианская кухня. Наставление к приготовлению более 800 блюд, хлебов и напитков для безубойного питания».

Во вступительной статье кроме рассказа о значении вегетарианства есть любопытное уточнение – для интеллигентных читателей.* 

Николай Лесков был первым русским писателем, который создал позитивный образ человека, придерживающего вегетарианских взглядов в классической русской литературе. Это был рассказ«Фигура» (1889)..

К различным аспектам вегетарианства, в том числе к вопросам этики в питании  и защиты животных Николай Лесков обращался и в других своих произведениях, в частности в рассказах «Грабёж» (1887),«Полунощники» (1890), «Соляный столб» (1891).*

Павел (Паоло) Петрович Трубецкой

Хорошим знакомым Л.Н. Толстого и убежденным вегетарианцем был  всемирно известный русский скульптор и художник – Павел (Паоло) Петрович Трубецкой (1866-1938).

Среди его известных творений памятник императору Александру III в Санкт-Петербурге, памятник Данте в Италии, бюст Льва Толстого, статуэтка  Льва Толстого верхом на лошади. Его кисти принадлежат портреты Льва Толстого, Бернарда Шоу и других великих писателей.

Паоло Трубецкой был первым, кто попытался выразить идеи вегетарианства в скульптурной форме.

Скульптура была создана в 1900 г. и была единственной из всех произведений автора, которая имела название – «Divoratori di cadaveri», что в переводе с итальянского означает «Питающаяся падалью».

 Скульптура изображает стол, на котором стоит миска с поросенком. За столом сидит мужчина, пожирающий котлеты. Внизу надпись –  «противно законам природы».

Рядом моделирована гиена, которая бросилась на мертвое человеческое тело.  Внизу надпись «согласно законом природы».

Скульптура была выполнена в Италии и там осталась навсегда. Она была подарена автором ломбардскому обществу по охране животных.

Соплеменники Паоло Трубецкого называли его воинствующим вегетарианцем за его любовь к животным и активную пропаганду своих взглядов. Сам он был веганом, т.е. строгим вегетарианцем. Не употреблял в пищу даже молочных продуктов.

Николай Фёдорович Фёдоров

Вегетарианцем был русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор Николай Фёдорович Фёдоров (1829-1903). Ученого считают одним из родоначальников русского космизма.

Современники именовали его «московским Сократом». C уважением и восхищением отзывались о Николае Фёдорове и его философских воззрениях Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьёв и др.

Он мечтал воскрешать людей, не желая примириться с гибелью даже одного человека. С помощью науки он намеревался собирать рассеянные молекулы и атомы, чтобы «сложить их в тела отцов».

Николай Фёдоров вёл достаточно аскетическую жизнь, старался не владеть никаким имуществом, значительную часть жалования раздавал своим «стипендиатам», от прибавок к жалованию отказывался,всегда ходил пешком.

Николай Фёдоров был глубоко верующим человеком, поэтому  его отказ от мяса был естественным выбором православного христианина, проповедовавшего неприятие всякого насилия.

Кроме того, его философия космизма и аскетичная скромность ученого способствовали вегетарианскому выбору.

Наталья Борисовна Нордман

Убежденной вегетарианкой была известная русская феминистка, писательница Наталья Борисовна Нордман (1863-1914), которая писала под псевдонимом Серова.

Ее монография «Поваренная книга для голодающих» пользовалась заслуженной популярностью и выдержала четыре издания.

В 1913 г. она выступила с публичной лекцией на тему: «Сыроедение – путь к здоровью и счастью», в которой впервые в России представила теорию и практику сырого питания необработанными продуктами растительного происхождения.

Наталья Нордман была второй невенчанной женой великого русского художника живописца Ильи Васильевича Репина (1844-1930).

И именно она приобщила его к вегетарианскому, рациональному питанию. Ее личный пример, а также дружба и частые общения с Л.Н. Толстым, портрет которого он писал, оказали влияние и на гастрономические предпочтения художника. Илья Репин тоже стал вегетарианцем, правда на период их совместной жизни с Натальей Норман в знаменитых «Пинатах».

Вегетарианство в Советском Союзе

После Октябрьской революции в России все вегетарианские общества были закрыты и перестали существовать. Последнее общество было закрыто в 1929 г. в Москве.

В период существования Советского Союза вегетарианство фактически было в загоне. На идеи «безубойного» питания был наложен негласный запрет. Многие активисты вегетарианского движения были осуждены на существенные сроки заключения. Слово «вегетарианство» было исключено из многих словарей.

Идеологизация всех сторон жизни, начавшаяся в Советском Союзе, монополизация научной мысли, особенно в общественных науках и биологии, привели к полному вытеснению из науки специалистов, поддерживавших вегетарианство.

Позицию официальных властей по отношению к вегетарианству весьма красноречиво характеризует статья во втором издании Большой Советской Энциклопедии (БСЭ), опубликованной в 1951 г.

О вегетарианстве говорится коротко, с позиций партийной пропаганды того времени. Приводимый ниже фрагмент статьи не нуждается в комментариях:

«Идеологи эксплуататорских классов в своем стремлении скрыть от трудящихся масс истинные причины экономического неравенства усиленно поддерживают всевозможные антинаучные доктрины, маскирующие моральными принципами «личного усовершенствования» классовую сущность угнетения. Этим и объясняется популяризация вегетарианства в капиталистических странах. Все доводы, приводимые вегетарианцами в пользу питания исключительно растительной пищей, антинаучны».

В 1961 г. в той же БСЭ в статье про вегетарианство сказано: «Идеи вегетарианства, основанные на ложных гипотезах, не имеют приверженцев в Советском Союзе».

Тем не менее, многие советские ученые находили в себе смелость придерживаться противоположных точек зрения и продолжали отстаивать свои вегетарианские убеждения.

Александр Николаевич Несмеянов

В советское время этическим вегетарианцем был выдающийся советский ученый, химик-органик, Президент Академии наук СССР  Александр Николаевич Несмеянов (1899–1980), который активно проповедовал свои взгляды на рациональное питание.

 Убежденным вегетарианцем, так сказать, по идейным соображениям Александр Несмеянов стал еще в детстве.

В зрелом возрасте, уже будучи академиком, он в своей книге «Пища будущего» писал: «Питаясь мясом, мы вынуждены убивать миллионы быков, баранов, свиней, гусей, уток, кур, приучая тысячи и тысячи людей к хладнокровному кровопролитию, к работе кровавой и грязной. И это не очень вяжется с воспитанием у человека любви к природе, доброты, сердечности».

После отставки с поста Президента Академии наук СССР  он занялся «для души и тела» проблемой своей мечты — искусственной пищей.

В возглавляемом им Институте элементоорганических соединений разрабатывалась технология производства синтетической пищи, которая, как мечтал академик А.Н. Несмеянов, позволит человеку отказаться от «постоянного убийства животных».

Как известно, пища состоит из трех основных компонентов: белков, жиров и углеводов. Жиры и углеводы получить путем синтеза довольно легко.

Сложнее с белками. Химики стали искать принципиально новый путь получения белка. И нашли целых два! Во-первых, можно синтезировать аминокислоты. Во-вторых, можно напрямую использовать белковую массу, производимую, например, дрожжами.

 Далее необходимо было сделать искусственную пищу вкусной и аппетитной. Первоначально нужно было научиться имитировать натуральную консистенцию животного продукта. С этой задачей химики-органики справились довольно легко.

Затем предстояло разработать способы синтеза запахов. И эта проблема оказалась разрешимой. В настоящее время усилители вкуса и искусственные ароматизаторы в широких масштабах применяются в пищевой промышленности.

И наконец задача насыщение искусственной пиши микроэлементами и витаминными добавками не вызвала затруднений. Такие технологии давно были разработаны и использовались в пищевой промышленности.

В середине шестидесятых годов в лаборатории А. Н. Несмеянова проводится дегустация искусственной красной икры. На вкус участников этой церемонии икру практически невозможно было отличить от натуральной.

К сожалению, в промышленных условиях технологию попытались упростить, и в результате вкус икры и качество существенно изменился. В результате продукт не пользовалась спросом у населения.

Надо полагать, в новом тысячелетии, грозящем перенаселением Земли, результаты изысканий академика Николая Несмеянова могут быть востребованы.      

Иван Антонович Ефремов

Очень близки идеи академика Николая Несмеянова были другому выдающемуся советскому вегетарианцу Ивану Антоновичу Ефремову. (1908—1972).

Иван Ефремов был удивительная, уникальная личность. Один из сильнейших советских фантастов, учёный-палеонтолог,  философ-космист  создатель тафономии и др.

Причиной его отказа от мяса стала идейная убеждённость в том, что прогресс человечества и культуры не реален без отказа от употребления в пищу мяса животных.

В своем романе «Час Быка» он писал:  «Когда отпала необходимость убивать для еды, тогда человечество совершило последний шаг от необходимости к истинно человеческой свободе. Этого нельзя было сделать до тех пор, пока мы не научились из растительных белков создавать животные».

В другом своем романе «Туманность Андромеды» писатель гениально предсказал возможности омоложение организма, в том числе и кожи с помощью лазерной и радиоволновой терапии.

 Он писал о радиолифтинге и термаже кожи, направленные на активизацию роста молодых клеток, а также омолаживающие процедуры с использованием лазера и широкополосного света. 

«Эвда Наль вызвала в памяти все, что знала об основах долголетия, - очистке организма от энтропии. Изученные за тысячелетия, эти древние структуры, когда-то очаги старения и болезней, стали поддаваться энергетической очистке - химическому и лучевому промыванию, и радиоволновой встряске организма».*

Иван Максимович Поддубный

В былинах о русских богатырях говорится, что питались они «краюхой хлеба да жбаном кваса».Казалось, как после такого скудного питания можно быть сильным и могучим да еще «биться с вражескими ордами тридцать дней и три ночи».

А богатыри могли, потому что были сильны и чисты духом, то есть питались дополнительно еще и высшими энергиями.

Таким же был не былинный,  а реальный наш русский богатырь, один из сильнейших людей планетыИван Максимович Поддубный (1871-1949).

Иван Поддубный родился в семье запорожских казаков. Их род славился сильными мужчинами, однако возможности Ивана были воистину выдающимися. Его называли «Железный Иван». «Русский Богатырь», «Чемпион Чемпионов».

Начав свою спортивную карьеру в цирке, Иван Поддубный стал профессиональным борцом. Не раз русский богатырь становился победителем мировых чемпионатов по классической борьбе. Иван Поддубный стал первым шестикратным чемпионом мира по греко-римской борьбе.

Он одерживал победы над сильнейшими европейскими и американскими спортсменами. Хотя Иван Поддубный и проигрывал отдельные схватки – на его счету ни одного поражения в официальных турнирах. Русский богатырь в возрасте 50 и даже 60 лет с легкостью побеждал молодых 20-30 летних борцов.

На пике профессиональной карьеры ему были присвоены почетные звания – заслуженный мастер спорта СССР и заслуженный артист РСФСР. Иван Поддубный был награжден  и советским «Орденом Трудового Красного Знамени» и французским «Орденом Почетного легиона».

Сложно поверить, но богатырь, который при росте 184 см весил 120 килограммов, в целом придерживался вегетарианской углеводной диеты.

Иван Поддубный любил простую, сытную русскую еду. Основу его ежедневного рациона составляли каши, хлеб овощи, фрукты и мед. Из овощей очень любил редьку.

Любому заморскому деликатесу Иван Поддубный всегда предпочитал борщ и пирог с капустой. С удовольствием ел, как вспоминают родственники, картошку «в кожушках».

Иван Поддубный не был чистым вегетарианцем, он не ел мяса, но любил молочную еду и яйца, плов. Мог за один присест съесть до десятка яиц.

Жизнь чудо-богатыря и его уникальные победы свидетельствуют о том, что сильный человек  - это не обязательно тот, кто может съесть за один присест свиную рульку или баранью ногу, или то и другое вместе, заедая все это салом и кровяной колбасой.

Среди мясоедов часто бытует стереотип, что для поддержания себя в хорошей физической форме профессиональный спортсмен обязательно должен есть мясо. Особенно это заблуждение касается бодибилдеров, культуристов, тяжелоатлетов и др.

Однако в мире существует большое количество известных спортсменов, которые занимаются силовыми нагрузками и при этом придерживаются вегетарианской и даже веганской диеты.

Жизненная сила и жизненная энергия человека имеет не только калорийную, пищевую основу. Важную роль играет  духовная  и волевая оставляющую, что наглядно доказал своей яркой жизнью человек-легенда Иван Поддубный.

Современные российские вегетарианцы

В Советском Союзе впервые «Вегетарианское общество СССР» было создано в 1989 г. После распада Советского Союза в  1991 г. оно было переименовано «Вегетарианское общество России».

И только в 90-х годах прошлого столетия о вегетарианстве вновь заговорили в России. Идеи стали возрождаться. На протяжении последних лет медленно, но верно вегетарианское движение вновь набирает обороты в России.

Среди наших известных соотечественников считается, что вегетарианцами были и являются Фаина Раневская, Гeоргий Вицин, Людмила Гурченко, Михаил Задорнов, Юлия Бордовских, Оксана Пушкина, Николай Дроздов, Тина Канделаки, Клара Новикова, Лайма Вайкуле, Ольга Шелест, Рашид Нургалиев, Надежда Бабкина, Елена Ленина, Наталия Ветлицкая, Сати Казанова, Лариса Вербитская, Валерий Золотухин, Александр Невзоров, Валерия, Федор Конюхов, Андрей Лошак, Мария Калинина и др.

Как видим достойных примеров для подражания более чем достаточно. Растительная пища соответствует биологическому виду человека, поэтому отказ от употребления мяса является разумным, выбором разумного человека.

Следует отметить, что, как и в прошлые века, сейчас вегетарианцами становились и становятся наиболее образованные, социально ответственные личности, с высоким чувством справедливости, руководствующиеся  здравым смыслом. 

Адрианов Владимир

Советник Департамента стратегического развития Внешэкономбанка, профессор МГУ, д.э.н.

Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика