Столичные власти в настоящее время разрабатывают законопроект, который призван регулировать правила содержания в домах и квартирах экзотических животных и хищников: крокодилов, львов, змей, хамелеонов и тому подобных созданий. Руководитель городского департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский предполагает, что к концу этого года он будет внесен на рассмотрение в Мосгордуму, а уже в начале следующего вступит в силу, поскольку необходимость в таком документе назрела давным-давно.
В свете этого события, а также в преддверии года экологии (которым официально объявлен 2017 год) «СП» решила вспомнить о том, какие обязанности действующее законодательство накладывает на владельцев собак и кошек, содержащихся во многоквартирном доме и насколько жестко контролируется их соблюдение.
Прежде всего стоит отметить: несмотря на то, что, по данным июньского исследования Национального агентства финансовых исследований, фактически каждый второй россиянин содержит в своем доме какое-либо домашнее животное (в подавляющем большинстве это кошки, собаки и птицы), единого федерального закона на этот счет до настоящего времени не существует. Положение дел здесь худо-бедно регламентируется, по сути, только локальными нормативными документами местных властей, отдельными требованиями различных санитарных правил и норм, несколькими статьями различных Кодексов (в том числе и уголовного), да Постановлением Совета Министров РСФСР № 449 36-летней давности.
Хотя, надо отдать должное депутатам и законотворцам, попытки внести ясность в этих вопросах предпринимались. Так, с 1996 года по настоящее время в Государственную Думу вносилось 27 подобных законопроектов (причем 50% из них — в течение последних трех лет).
Тем не менее, некоторые общие обязательства владельцев кошек и собак перед государством и своими соседями, считают представители юридического сообщества, все же существуют.
Во-первых, владелец домашнего животного должен его зарегистрировать в местной ветеринарной службе и следить за тем, чтобы оно проходило систематическую вакцинацию как минимум от бешенства. Гражданин, не соблюдающий этого предписания, может быть оштрафован на сумму до 3 тысяч рублей.
Однако на практике подавляющее большинство обладателей собак и кошек (особенно не породистых) спокойно пренебрегает этой обязанностью. Потому что все прекрасно знают — ни ветврач, ни участковый уполномоченный, ни тем более судебный пристав для проверки наличия регистрации у кошки или собаки не придет. В местном бюджете не хватает средств для решения куда более насущных вопросов, например, для уточнения кадастровых границ земельных участков, а тут какие-то животные.
Во-вторых, если речь идет о многоквартирном доме, то следует помнить, что ни собаку, ни кошку содержать в местах общего пользования (в частности, в коридорах, на лестничных клетках
«Моя соседка с первого этажа подобрала где-то уличную кошку и устроила ей „спальное место“ прямо у входной двери в квартиру, — рассказывает старшая по подъезду одной московской многоэтажки в спальном районе Антонина Яковлева. — Ночами кошка орет дурным голосом, всем спать не дает, дерет обивку на дверях. Я пошла к участковому, говорю — привлеките гражданку к ответственности, у меня с ней договориться не получается. Он пришел, а соседка ему говорит — знать не знаю, чья кошка, и кто ей тут что настелил, мне не мешает, и ладно. Ну, полицейский развернулся и ушел, а на прощание, мне посоветовал по суду признавать соседку владелицей и призывать ее порядку».
В-третьих, выгул домашних животных не должен осуществляться в общественных местах в радиусе 40 метров от подъезда. Для этого надо либо использовать специальную площадку, либо уходить в безлюдные места. При этом владельцы обязаны убирать за своим питомцем экскременты. В отношении же собак особо оговаривается, что выгуливать их нужно на поводке, а представителей бойцовых пород — еще и в наморднике.
Но много ли тех добросовестных хозяев, которые четко следуют этим предписаниям? Пожалуй, их можно, фигурально выражаясь, пересчитать по пальцам. Остальные руководствуются принципом «что хочу, то и ворочу», дескать, еще доказать надо, что нелицеприятные следы жизнедеятельности принадлежат именно их любимому зайчику-котику. А хозяева «друзей человека» любят уверять всех вокруг, что их питомец «не бойтесь, не укусит».
Между тем сотрудник одного из ведомственных подмосковных спецпитомников Майя Клинцоваподчеркивает:
— То, что творится в голове у конкретной собаки в определенный момент времени, далеко не всегда могут предугадать даже опытные кинологи, что уж тут говорить о неподготовленных людях. Случаев, когда нежданно-негаданно спокойные и вроде бы добродушные псы набрасывались даже на своих хозяев и загрызали их до смерти — масса.
Но, с другой стороны — «государевых людей», контролирующих наличие поводков на собаках и соответствие зоны выгула нормативу, ни в одном городе страны не найдешь днем с огнем, а попытки добиться наказания нарушителей для законопослушных и сознательных граждан превращаются в самую настоящую пытку.
Взять для примера хотя бы такую норму, как соблюдение режима тишины во многоквартирных домах. «У соседей через стенку два мопса нередко остаются ночью одни в квартире, — говорит москвичкаВалентина С., — лают всю ночь напролет, спать мешают. Я два года терпела, потом пошла в полицию — примите меры. Мне разъяснили — предъявите доказательства. Включила запись на телефоне. Говорят — не имеет юридической силы, надо специальные замеры делать. Но такой прибор просто так в магазине не купишь, да и стоит он не три копейки. А потом — кто ко мне, например, из санэпидстанции в три часа ночи поедет громкость лая замерять? И сколько им за это заплатить придется?»
Если в разрабатываемом для Москвы законе о содержании экзотических животных не будет жестко регламентироваться ответственность хозяев за нарушения, а контролирующие инстанции и надзорные органы не будут четко определены, то такой инициативе грош цена, как и пресловутому закону о запрете курения в общественных местах, уверены многие правозащитники. «Но мне кажется, в нынешней непростой ситуации законотворцы не могут позволить себе работать „вхолостую“, — поделился своими соображениями в приватной беседе со спецкором „СП“ сотрудник одной из столичных правозащитных организаций Владислав К-ий.— Не исключаю, что эта новация вполне может быть запущена с обыкновенным экономическим прицелом. Торговля экзотическими животными — бизнес вполне отлаженный, и деньги в нем крутятся немалые. Рогатая гадюка или крокодиловый кайман за три копейки не продается, значит, покупают люди состоятельные. А, значит, размеры штрафов за нарушения и стоимость лицензии на содержание для них могут быть соответствующими. Учитывая, что даже обычного человека при очень сильном желании можно оштрафовать за один день множество раз по самым разным поводам, могу предположить, что нормы этого закона могут использоваться просто в качестве одного из источников пополнения городского бюджета. Там, если не ошибаюсь, упоминаются питомники и зооуголки. И, например, чтобы не расставаться с любимой ящерицей, человек может оформить документы на этот самый домашний питомник. А налог на его содержание может быть далеко не маленьким».