100 лет в обед

18.02.2015
100 лет в обед
Московский кулинар Сергей Протопопов перешагнул вековой рубеж
Недавно «СП» отозвалась публикацией на столетие известного российского актера Владимира Зельдина. Сегодня мы продолжаем тему долголетия и рассказываем о другом человеке, перешагнувшем вековой рубеж. Это - москвич Сергей Иванович Протопопов, который семь (!) десятилетий трудился в кулинарной сфере. Его стаж – 70 лет!
В 1929 году он, 14-летний уроженец старинного городка Одоева Тульской губернии, с матушкой и сестрой приехал в Москву. Поначалу устроился в столовую мальчиком на побегушках. Набирался знаний, опыта, стал поваром, работал в кафе и ресторанах столицы. В конце концов, его назначили главным кулинаром Москвы. На этой должности он наблюдал за качеством блюд на предприятиях общепита.
Стоит добавить, что Сергей Иванович – один из организаторов интереснейшего Музея кулинарного искусства, где до сих пор проводит лекции.
На снимке: московский кулинар Сергей Протопопов
«СП»: - Каково себя ощущать человеком, прожившим сто лет?
- Силы уже не те, слышу неважно, да и зрение ослабло. И ходить нелегко... Хорошо бы скинуть хотя бы десяток лет, тем более, что в девяносто лет я был как огурчик, - посмеивается юбиляр. - Но ничего не поделаешь…
«СП»: - Выпьете за свой юбилей?
- Непременно! В ближайший вторник, когда меня будут чествовать в «Метрополе», подниму бокал, но, конечно, не полный, а налитый примерно на… треть. Да никогда я в этом деле не усердствовал. Правда, в молодости и пил, и курил. Но «мотор» начал барахлить. Курить окончательно бросил лет семьдесят назад, но рюмочку и сейчас поднять могу за компанию. Но только одну…
«СП»: - Вы родились при царе, жили при всех правителях СССР - от Сталина до Горбачева. Потом начался новый российский период - к власти пришел Ельцин, его сменил Путин…
- Хотите спросить, какое время было для меня лучшим? Я никогда не интересовался политикой, меня больше волновали меню, рецепты блюд, ассортимент продуктов и прочие кулинарные тонкости. Всю жизнь варил, жарил, мариновал и старался делать так, чтобы людям, которых я обслуживал, было хорошо. Ну а люди, находившиеся у власти, меня особенно не интересовали. Мне только хотелось, чтобы было больше разнообразных, полезных продуктов.
«СП»: - Вы кулинар, но не толстый. Как вам удается держать себя в форме?
- Вы считаете, что если человек находится при кухне и рядом с продуктами, так непременно должен наедаться до отвала? Да нет, повар обязан знать, что есть, когда, сколько, а так же что полезно, а что, наоборот, вредно. И не только другим советовать, но и самому эти правила выполнять. Я так и поступал.
«СП»: - И все вас слушали?
- Не всегда. В конце пятидесятых годов был случай, который мог закончиться для меня тюрьмой. Я работал шеф-поваром в столовой на улице Кирова, нынешней Мясницкой. В Москву приехали участники большого всесоюзного – уж не помню, какого, съезда. И чем их кормить, решали не мы, кулинары, а организаторы. Так вот, они предложили «оригинальное» меню, состоящее из свинины и молочных продуктов. А это абсолютно несовместимо! Я пытался возражать, но меня одернули: «Не ваше дело, сказано - кормите!»
Случилось то, чего я опасался. После обеда некоторые из делегатов почувствовали недомогание. Меня прямо из театра, куда я вечером отправился, сразу вызвали к начальству. Но больших неприятностей удалось избежать. И все потому, что накануне трапезы я оставил свое мнениев письменном виде: «Вышеназванные продукты могут вызвать расстройство желудка».
«СП»: - Кстати, а чем вы питаетесь, Сергей Иванович? И как удалось дожить до ста лет? Неужели ваше меню содержит какие-то особые компоненты?
- Никаких секретов нет. Разносолов и яств на моем столе не было с самого детства. Всегда писался просто – жирную и жареную еду давно не употребляю. И сладкое исключил из рациона. Каждый день, а я готовлю я себе сам, варю супы. И стараюсь больше двигаться, бывать на природе, заряжаясь положительными эмоциями. Бываю на даче под Москвой, где у меня растут цветы. Они так греют душу…
Похвала Льва Толстого
Столетний кулинар Сергей Протопопов «пошел по стопам» своего предшественника Семена Гришина, которого хорошо знали москвичи - завсегдатаи популярного рыбного кафе на улице Герцена (сейчас это Большая Никитская). В начале 80-х годов здесь работал невысокий коренастый человек с пышными усами.
Семен Федорович, будучи заведующий производством, всегда был приветлив, часто интересовался у посетителей кафе качеством блюд. Никому и в голову не приходило, что этому человеку скоро исполнится сто лет! И только перешагнув этот рубеж, кулинар отправился на пенсию…
Гришин прошел школу у лучших кулинаров Москвы. Они слыли суровыми и требовательными, однако давали такие знания, с которыми можно было работать не только в заведениях России, но и в лучших заграничных ресторанах. 78 лет он отдал «трактирному промыслу», а потом - работе в советском общепите.
Когда Гришин работал в трактире «Мартьяныч», находившемся недалеко от ГУМа, туда часто заходил писатель Владимир Гиляровский. А в 1907 году повар удостоился похвалы знаменитого писателя. Кулинара, который в то время трудился в ресторане «Прага», неожиданно вызвали в зал. Первая мысль была тревожной: «Наверное, кто-то недоволен качеством блюда…» Однако клиент намеревался его не отругать, а наоборот, выразить благодарность за вкусное угощение. Это был сам Лев Николаевич Толстой, который пожал повару руку и предложил стаканчик «бордо».
Но Семен – тогда по отчеству его еще никто звал, - с поклоном отказался. Как часто повторял Гришин, «вина не пью, табака не курю». Работа повара тонкая, а потому голова должна быть ясная и светлая, а чутье острое, как у собаки…
Гришин уверял, что доволен своей жизнью. И добавлял: «Едой можно настроение испортить, здоровье расстроить. А знаток доставит человеку удовольствие и радость. В общем, наша профессия - благодарная…
Удивление Жака Маржерета
Проблема долголетия с далеких времен волнует человечество. Как его достичь? Какой образ жизни подходит для тех, кто хочет далеко перешагнуть порог старости. Ученые ставили опыты, изучали организм человека, выдвигали различные гипотезы, но ответ так и не нашли. У каждого долгожителя свои, индивидуальные особенности организма, свой стиль жизни…
Во всех городах и весях России находились люди, удивлявшие окружающих возрастом, до которого сумели дожить. Такое происходит теперь, так было и в давние времена…
Француз Жак Маржерет в своей книге «Состояние Российской державы и Великого княжества Московского в 1606 году» писал: «Многие русские доживают до 80, 100, 120 лет и только в старости знакомы с болезнями. За исключением царя и главнейших вельмож, никто не признает лекарств. Многие лекарства находят даже нечистыми, пилюли принимают весьма неохотно, промывательные же, мускус, выхухоль и другие подобные средства ненавидят…»
Пушкин вспоминал о своей встрече со 160-летним казаком, который помнил бунт Разина и Пугачева. В начале ХХ века в связи с наступающим 100-летием войны с Наполеоном в газетах было упомянуто несколько имен долгожителей - очевидцев и участников тех событий. К примеру, в журнале «1812 год» была помещена заметка, в которой упоминались Иван Васильевич Зорин - 108-летний фельдфебель, 111-летняя Надежда Гавриловна Сурина и некий Родион Медведев. Ему было и вовсе 139 лет! К 100-летию Бородинской битвы в Ялуторовске Тобольской губернии был найден Павел Яковлевич Толстогузов. В 1912 году этому участнику исторического сражения было 117 лет. Он плохо видел и слышал, но при этом, по свидетельству современников, был «достаточно бодрым».
Художник, врач, балерина
Можно вспомнить и известных российских долгожителей, представителей творческих профессий, чье имя еще недавно было на слуху. Это - народный художник СССР Борис Ефимович Ефимов, проживший 108 лет. Ему немного «уступил» хирург и писатель Федор Григорьевич Углов. Удалось перешагнуть столетие народным артистам Советского Союза балерине Марине Тимофеевне Семеновой, хореографу и балетмейстеру Игорю Александровичу Моисееву, бывшему министру обороны СССР Сергею Леонидовичу Соколову.
Несколько слов о россиянах-эмигрантах, которые совсем немного не дотянули до векового рубежа. Это – знаменитая балерина Матильда Кшесинская и шахматист Андрэ Лилиенталь (99 лет). Другая известная танцовщица – Татьяна Красавина - прожила 93 года.
Среди долгожителей были и политики сталинской поры. Бывший «железный» нарком Лазарь Моисеевич Каганович и Николай Константинович Байбаков, долгое время занимавший пост председателя Госплана, прожили 97 лет. Всего на год ответила судьба экс-председателю Совета министров СССР Вячеславу Михайловичу Молотову.
Сегодня сохраняют перспективы перешагнуть вековой рубеж народная артисты СССР Татьяна Михайловна Карпова (99 лет), Кира Николаевна Головко (95), Нина Николаевна Архипова (93), Владимир Абрамович Этуш (92), международный гроссмейстер Юрий Авербах (93).
Разумеется, мы им этого желаем. И многие из нас хотели бы пойти по их «стопам»…

Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика