Memento mori: тема смерти в искусстве

01.12.2016
Memento mori: тема смерти в искусстве

Memento mori (рус. «помни о смерти») — латинское выражение, ставшее крылатой фразой. Предполагается, что эта фраза изначально появилась в Древнем Риме и была связана с одной традицией, которая состояла в том, что во время триумфального шествия римских полководцев, возвращавшихся с победой, за спиной военачальника ставили раба, который был обязан периодически напоминать триумфатору, что несмотря на свою славу, тот остается смертным. Возможно, настоящая фраза звучала как: «Respice post te! Hominem te memento!» («Обернись! Помни, что ты — человек!»).

Являясь членами современного общества, мы особенно не думаем о смерти. Это слишком тягостно и болезненно для нас, всегда стремящихся мыслить позитивно. Наша культура посвящена увековечиванию лжи о том, что мы можем оставаться вечно молодыми, и что наша жизнь будет продолжаться бесконечно.

Но для мужчин, живущих в древности и вплоть до начала XX века, мысль о смерти не вызывала депрессию, а, наоборот, была отличным мотиватором для того, чтобы прожить хорошую, значимую и добродетельную жизнь. В целях напоминания мужчинам о том, что они смертны, многие художники создавали картины, скульптуры, мозаики, изображающие черепа, скелеты и прочие символы смерти. Церкви демонстрировали своим посетителям различные произведения искусства на тему memento mori, чтобы заставить зрителей поразмышлять о смерти, задуматься о своей жизни и подготовить себя к встрече с Богом. Благочестивые христиане часто просили, чтобы на их надгробии был изображен скелет в том или ином виде для напоминания всем членам семьи, посещающих могилу усопшего, о том, что им следует вести праведную жизнь.

Далее вашему вниманию предлагается коллекция некоторых знаменитых работ на тему memento mori. Подобные картины с черепами и скелетами будут не только устрашающе и круто смотреться у вас дома, например, но и помогут вам не забывать о том, что с каждым днем вы становитесь ближе к смерти, и значит вам не следует тратить свою жизнь на всякую ерунду, а следует начать уже сейчас жить той жизнью, которую вы хотите.

«Memento Mori» (гравюра на дереве), Alexander Mair, 1605
«Memento Mori» (гравюра на дереве), Alexander Mair, 1605
«In ictu oculi» («В мгновение ока»), Хуан де Вальдес Леаль, 1672
«In ictu oculi» («В мгновение ока»), Хуан де Вальдес Леаль, 1672
«Святой Иероним», Альбрехт Дюрер, 1521
«Святой Иероним», Альбрехт Дюрер, 1521
Реверс левого крыла из диптиха св. Иоанна и Вероники, Ганс Мемлинг, 1483
Реверс левого крыла из диптиха св. Иоанна и Вероники, Ганс Мемлинг, 1483
«Memento Mori», Ян Санредам, конец XVI века
«Memento Mori», Ян Санредам, конец XVI века
«Портрет человека, держащего череп», Франс Халс, 1615
«Портрет человека, держащего череп», Франс Халс, 1615
«Юноша, держащий череп», Франс Халс, 1626
«Юноша, держащий череп», Франс Халс, 1626
Гравюра из книги по анатомии Бернарда Зигфрида Альбинуса «Tabulae sceleti et musculorum corporis humani» («Таблицы скелета и мышц человеческого тела»), Ян Ванделаар, 1747
Гравюра из книги по анатомии Бернарда Зигфрида Альбинуса «Tabulae sceleti et musculorum corporis humani» («Таблицы скелета и мышц человеческого тела»), Ян Ванделаар, 1747
Иллюстрация из книги по анатомии Андреаса Везалия «De corpore humani fabrica» («О строении человеческого тела»), Ян Стефан ван Калькар, 1543
Иллюстрация из книги по анатомии Андреаса Везалия «De corpore humani fabrica» («О строении человеческого тела»), Ян Стефан ван Калькар, 1543

Макабр, или Пляска смерти


Одним из поджанров искусства на тему memento mori является Пляска смерти, или Макабр (от фр. Danse macabre). Этот сюжет живописи берет начало в позднем Средневековье, но популярным становится уже в эпоху Возрождения. Сюжет представляет собой аллегорию на тему бренности человеческого бытия: пляшущая или играющая музыку Смерть ведет к могиле представителей различных слоев общества — королей, попов, купцов, крестьян, детей. Искусство на тему Пляски смерти, которое проявлялось также и в словесной форме, в виде серий рифмованных девизов, выросло из мрачных ужасов XIV века: голода, Столетней войны и, прежде всего, эпидемии Черной смерти. Пандемия чумы отчетливо продемонстрировала, каким образом смерть равняет всех, беспощадно выкашивая население без малейшей скидки на возраст или ранг.

Некоторые картины на тему Пляски смерти настолько болезненно наглядны, что становится прямо-таки жутко. Нет никаких сомнений в том, что они способны быть мощным напоминанием о личной смертности.

«Пляска смерти», Михаэль Вольгемут, 1493
«Пляска смерти», Михаэль Вольгемут, 1493
Фрагмент фрески «Пляска смерти» на кладбище Малого Базеля, Эммануэль Бюхель, 1773
Фрагмент фрески «Пляска смерти» на кладбище Малого Базеля, Эммануэль Бюхель, 1773
«Смерть-друг», Альфред Ретель, 1851
«Смерть-друг», Альфред Ретель, 1851
«Смерть-враг», Альфред Ретель, 1851
«Смерть-враг», Альфред Ретель, 1851
Рисунок из серии «Пляска смерти», Ганс Гольбейн (младший), 1524-1526
Рисунок из серии «Пляска смерти», Ганс Гольбейн (младший), 1524-1526
Иллюстрация из книги «Heidelberger Totentanz», автор неизвестен, 1488. Ученые полагают, что это первая книга, посвященная исключительно Пляске смерти. Книга содержит серию из 38 гравюр на дереве, в которой смерть посещает граждан различного рода занятий.
Иллюстрация из книги «Heidelberger Totentanz», автор неизвестен, 1488. Ученые полагают, что это первая книга, посвященная исключительно Пляске смерти. Книга содержит серию из 38 гравюр на дереве, в которой смерть посещает граждан различного рода занятий.
В большинстве случаев скелет несет с собой музыкальный инструмент, представляющий определенный мотив.
В большинстве случаев скелет несет с собой музыкальный инструмент, представляющий определенный мотив.
К сожалению, уже в древности люди слишком хорошо знали, что даже дети порой не могут избежать пляски со смертью.
К сожалению, уже в древности люди слишком хорошо знали, что даже дети порой не могут избежать пляски со смертью.
Зачастую наша жизнь — это игра случая. Удача как приходит, так и уходит. Но рано или поздно нам придется обналичить свои фишки и отправиться в большое казино на небе.
Зачастую наша жизнь — это игра случая. Удача как приходит, так и уходит. Но рано или поздно нам придется обналичить свои фишки и отправиться в большое казино на небе.
Иллюстрация из книги «Heidelberger Bilderkatechismus», автор неизвестен, 1455. Возможно, это одно из самых ранних изображений Пляски смерти.
Иллюстрация из книги «Heidelberger Bilderkatechismus», автор неизвестен, 1455. Возможно, это одно из самых ранних изображений Пляски смерти.
Средневековый сюжет «Трое мертвых и трое живых» был популярной темой многих росписей и фресок. По легенде трое богатых и гордых юношей — принц, герцог и граф — встречают трех оживших мертвецов. Первый труп предупреждает господ, что они станут такими же уродливыми, как он, второй жалуется на ад, а третий говорит о неизбежности смерти и необходимости быть к ней готовым.

Средневековый сюжет «Трое мертвых и трое живых» был популярной темой многих росписей и фресок. По легенде трое богатых и гордых юношей — принц, герцог и граф — встречают трех оживших мертвецов. Первый труп предупреждает господ, что они станут такими же уродливыми, как он, второй жалуется на ад, а третий говорит о неизбежности смерти и необходимости быть к ней готовым.

Vanitas vanitatum et omnia vanitas


Другой поджанр искусства на тему memento mori называется vanitas (рус. «суета, тщеславие»). Этот художественный мотив был особенно популярен среди художников Золотого века Голландии в XVI и XVII веках. Термин восходит к библейскому стиху «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета!» (лат. vanitas vanitatum dixit Ecclesiastes vanitas vanitatum omnia vanitas). Вообще, начало первой главы из Книги Екклесиаста, посвященное мимолетности и непостоянству нашей земной жизни, звучит как вдохновительное послание для деятелей этого пугающего искусства:

2 Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета!

3 Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?

4 Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.

5 Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.

6 Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои.

7 Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.

8 Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.

9 Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.

10 Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас.

11 Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после.

В жанре vanitas неотвратимость смерти по-прежнему является основной темой, но при этом делается дополнительный акцент на быстротечности и незначительности земной славы и удовольствий. Общие символы, встречающиеся на полотнах в жанре vanitas, включают: череп (представляет неизбежность смерти); мыльные пузыри (краткость жизни и хрупкость земной славы); курительная трубка, песочные и механические часы (быстротечность времени с каждой минутой приближающего вас к смерти); гнилые фрукты и увядшие цветы (старение и разрушение земных вещей); музыкальные инструменты и ноты (эфемерная природа жизни); ветхие, помятые книги (земные знания); кубки, игральные карты и кости (роль случая и удачи в жизни).

Основной целью искусства в жанре vanitas является напоминание зрителю о том, что жизнь слишком ценна, чтобы растрачивать ее на пустые и бессмысленные вещи.

Филипп де Шампань, ок. 1671
Филипп де Шампань, ок. 1671
«Автопортрет с символами vanitas», Давид Байи, 1651. Заметили мыльные пузыри?
«Автопортрет с символами vanitas», Давид Байи, 1651. Заметили мыльные пузыри?
Якоб де Гейн (старший), 1603. Помимо привычных символов vanitas здесь изображены деньги, а в пазухах арки — плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит — два знаменитых греческих философа, которые имели противоположные мировоззрения.
Якоб де Гейн (старший), 1603. Помимо привычных символов vanitas здесь изображены деньги, а в пазухах арки — плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит — два знаменитых греческих философа, которые имели противоположные мировоззрения.
Ян Давидс де Хем, XVII в.
Ян Давидс де Хем, XVII в.
Ян Давидс де Хем, XVII в.
Ян Давидс де Хем, XVII в.
Питер Клас, 1630
Питер Клас, 1630
Питер Клас, 1656
Питер Клас, 1656
Симон Ренар де Сен-Андре, сер. XVII в.
Симон Ренар де Сен-Андре, сер. XVII в.
Симон Ренар де Сен-Андре, 2-я пол. XVII в.
Симон Ренар де Сен-Андре, 2-я пол. XVII в.
Хармен Стенвейк, ок. 1640
Хармен Стенвейк, ок. 1640


Конечно, смерть — это не самая приятная тема для рассуждений, но попробуйте все же детальнее изучить хотя бы одну из увиденных здесь картин. Подумайте об этих символах и о том, что они означают, а затем спросите себя: «Чему я посвящаю свою жизнь? Тому, что в итоге исчезнет, как дым или мыльные пузырьки? Или тому, что позволит мне оставить наследие, которое будет жить и после того, как меня не станет?».

Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика