Логическим завершением «борьбы с мертвецами» в эпоху индустриальной революции просто обязана была стать кремация. И дело тут не только в увлечении не то язычеством, не то восточными культами, распространившееся на рубеже веков, но в самой этой своеобразной легкости превращения человеческих останков в дым, вылетающий в трубу («вверх, к свету», как гласит надпись на одном из немецких крематориев начала XX века). Превращения в прах, который можно затем где-нибудь развеять, так чтобы человек полностью растворился в окружающей действительности, ибо после всех тягот и лишений этой жизни современным людям даже страшно подумать, что там дальше еще что-то… Но кремацию во второй половине XIX века продвигали, прежде всего, как наиболее чистый способ избавления от трупов. Каковую идею в веке XX, как всем известно, подхватили борцы с недочеловеками. А все же и «после Аушвица» кремация сохранила свою популярность, не вызывая в сознании нашего современника никаких дурных ассоциаций.
В XVIII столетии завершилась вторая эпоха европейских кладбищ, продлившаяся без малого полторы тысячи лет! Но, странное дело, именно в этот момент надгробные сооружения, как и места захоронений, завладели умами архитекторов. Более того, став не просто еще одним заданием в ряду многих, но, кажется, крайне популярной идеей, так что можно даже говорить об одержимости похоронной тематикой – кстати, весьма актуальной накануне и во время великих потрясений, в данном случае — французской революции и последовавших за ней войн. Именно в это время кладбище или гробница становятся популярными у зодчих. Сначала, правда, лишь в качестве материала для фантазий на бумаге, слишком грандиозных, чтобы быть воплощенными.
Героя Джерома К. Джерома, помнится, разозлило предложение церковного сторожа осмотреть на местном кладбище какие-то «исторические надгробья». Но зачем навещать чужие могилы, когда, по словам рассказчика, в других местах существуют памятники редкой красоты в честь твоих предков?
С момента своего зарождения в Индии буддизм распространился на огромные площади от пустынь Центральной Азии на западе, до островов Японии на востоке, от ледяных плато Тибета на севере до залитого солнцем тропического острова Шри — Ланки на юге материка.
Так уж повелось издревле, что великих мира сего, в отличие от простых смертных, хоронят с пышностью. И усыпальницы их также отличаются монументальностью. Одна из разновидностей таких усыпальниц - мавзолей - сооружение, состоящее из камеры с останками умершего и (иногда) поминального зала... Ольга Конюхова, Новокузнецк
Так уж повелось издревле, что великих мира сего, в отличие от простых смертных, хоронят с пышностью. И усыпальницы их также отличаются монументальностью. Одна из разновидностей таких усыпальниц – мавзолей – сооружение, состоящее из камеры с останками умершего и (иногда) поминального зала. Самыми др ...
Журнал номер №10-11-12 (38-2009)
Журнал номер №10-11-12 (38-2009)
НЕКРОЛОГ
И. А. Фомин прошел длинный и сложный творческий путь, но на всем протяжении этого пути чрезвычайно ясно и отчетливо звучат основные мотивы, объединяющие его многоликое архитектурное творчество. Одним из главных, доминирующих мотивов явилась в произведениях Фомина переработка образов и форм ...
Журнал номер №3-4 (31-2008)
И. А. Фомин прошел длинный и сложный творческий путь, но на всем протяжении этого пути чрезвычайно ясно и отчетливо звучат основные мотивы, объединяющие его многоликое архитектурное творчество. Одним из главных, доминирующих мотивов явилась в произведениях Фомина переработка образов и форм ...
Журнал номер №3-4 (31-2008)
С точки зрения обслуживания, кладбища выполняют две основные функции: они являются местами погребения ушедших в мир иной и местами отдания почестей, поминовения и принесения утешения тем, кому ушедшие были дороги и близки. Собственно архитектурные решения их облика, организация режима посещения долж ...
Статьи 31 - 38 из 38