С точки зрения обслуживания, кладбища выполняют две основные функции: они являются местами погребения ушедших в мир иной и местами отдания почестей, поминовения и принесения утешения тем, кому ушедшие были дороги и близки. Собственно архитектурные решения их облика, организация режима посещения должны способствовать выполнению этих задач не только функционально, но и психологически. С этими целями создается ландшафтное архитектурное решение «города мертвых».
В цивилизованном мире кладбища относят не к коммунальным территориям, а к паркам специального назначения. Исключения составляют скальные «города мертвых» и здания-кладбища, имеющее многоэтажное построение входящих в них усыпальниц. Эти исключения здесь рассматриваться не будут.
Парками должны стать все кладбища, где есть могилы и намогильные сооружения. Парковое решение должно закладываться еще в проекте планировки при зонировании территорий, а затем в генеральном плане. Кладбище является градостроительным комплексом, поэтому для него разрабатывают проект планировки и генплан. Они закладывают основу будущего ландшафта и озеленения. Проектировщикам придется воспользоваться специальными нормативными документами для разработки ландшафтного проекта, в который будет включен и проект благоустройства.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛАНДШАФТА
Характер ландшафтной архитектуры всегда лежит в основе базовых исходных свойств отведенной территории. Среди них важнейшие - рельеф местности, состав грунтов и почв, наличие естественных водоемов и их состояние, существующие зеленые образования. Результаты инженерных изысканий должны подтвердить потенциальную безопасность территории. В местах, где явления просадок и оползней могут быть сдержаны инженерной подготовкой и мерами специальных форм озеленения, такие мероприятия изначально следует предусматривать проектом как первоочередные. К ним могут быть отнесены: террасирование участка, укрепляющие посадки деревьев и кустарников с развитой корневой системой, строительство подпорных стен, мостов, контрфорсов (укрепляющих склон перпендикулярных поверхности пилонов).
Композиционное решение ландшафта служит той же цели, что и архитектурное решение - организация и управление движением и покоем находящихся в его среде людей. Для этого создаются архитектурные композиции различных форм организованных, то есть определенным образом ограниченных пространств. Классификация их по сути та же, что и вообще в архитектуре. Они классифицируются первоначально по режиму их использования на целевые (функциональные) и коммуникационные. В роли первых выступают участки и их функциональные зоны, а в роли вторых - дороги, дорожки, тропы, площади, а также поляны и лужайки для свободного перемещения или рассеивания пешеходных потоков. По своему построению это напоминает планировку поселения и его застройку. Но если в застройке роль ограничителей движения и визуального наблюдения выполняют здания и сооружения, то здесь подобные задачи решают пластика рельефа и зеленые насаждения. Нормативными документами под озеленение и ландшафтные образования отводится не менее 35% территории кладбища без учета площади дорог.
Ландшафты по видам рельефа могут быть:
· равнинными;
· пересеченными;
· холмистыми;
· горными;
· скальными.
Исходя из рельефа, назначают будущее планировочное решение. Основных типов планировки три: регулярная, свободная и смешанная.
Под регулярной планировкой понимают геометрическую или геометризированную с упорядоченными композициями участков и ландшафтных объектов.
Свободная планировка максимально приближена к природным, слабо упорядоченным формам, но, тем не менее, представляет собой целостную организованную парковую систему. Композиции участков и объектов, хотя и искусственно преобразованы, выглядят как естественные преобразованные природные формы.
Смешанная планировка сочетает в себе регулярную и свободную формы. Примером такой планировки может быть террасный парк, выполненный на активном, например, холмистом рельефе. Отдельные участки такого парка носят достаточно «регулярный характер», но в целом они вписаны в свободную, близкую к природной, схему.
Казалось бы, все это чисто художественная сторона дела и специалисту похоронного дела пригодится в последнюю очередь. Но это - поверхностный взгляд и невнимательный вывод. Принимая в задании на проектировании и АПЗ то или иное решение, можно предопределить более легкое или сложное обслуживание территории кладбища, его участков и кварталов, ориентацию при движении и избегание неблагоприятных, а то и просто опасных ситуаций, разумность и эффективность использования ресурсов территории. Более того, первоначально исходные свойства могут показаться невыгодными, но принятое ландшафтное решение коренным образом может улучшить ситуацию. Примером может служить братское кладбище в Риге (Латвия), где овраг был преобразован в монументальный ландшафтный комплекс и где склоны оврага были укреплены подпорными стенами с контрфорсами и парковой скульптурой.
Парковая скульптура отличается от скульптуры памятников лишь статусом. Памятник в застройке устанавливается с разрешения хозяйствующих на территории субъектов, тогда как для парковой скульптуры этого не требуется, хотя согласования могут и потребовать. Для памятников, которые относят к историко-культурным, могут быть установлены законы охраны, затрагивающие и ландшафтные решения. Это заповедная зона, охранная зона и зона регулирования застройки. Подробнее о них сказано там, где мы рассматриваем исторические и архитектурные памятники, состоящие под охраной государства.
КОМПОЗИЦИИ УЧАСТКОВ
Ландшафтные композиции участков с позиции организации пространства нормами подразделяются на 5 основных категорий в зависимости от площади небосвода над участком, остающегося свободным для созерцания.
Необходимо иметь в виду, что обзор может закрываться любыми объектами - рельефом местности, композиционными группами камней, зеленых насаждений, зданиями и сооружениями. Городская и сельская застройки тоже образуют ландшафт.
Закрытое решение предполагает перекрытие небосвода над головой полностью или частично кронами деревьев, подобно помещению или открытому частично сооружению. Далее, как в сооружениях, часть направлений движения и наблюдения окружения открываются. Особое внимание следует обратить на композиции, которые раскрывают направления созерцания на открывающиеся панорамы, близкие или дальние. Они формируются проектом и управляют подсознательным желанием созерцать предоставляемые взору ландшафтные композиции.
СРЕДСТВА ОЗЕЛЕНЕНИЯ УЧАСТКОВ
Средствами создания озелененных ландшафтных композиций являются различные сочетания растительных культур: газоны, цветущие растения, кустарники различной плотности и высоты, деревья. Из них образуются элементы ландшафтных решений. Основными видами элементов озеленения являются:
· газоны - поляны со сплошным травяным покровом и образуемые ими партеры - горизонтальные площадки;
· группы деревьев или кустарников, обычно по 5-8;
· куртины - группы значительного количества деревьев и кустарников, образующие островную зеленую композиционную группу из 20-25 растений;
· массивы - рощи и леса с неограниченным количеством деревьев и других растений.
Такие формы применимы для всех видов парковых планировок. Однако для регулярных парковых композиций сложились геометризированные формы, которые могут быть применены для кладбищ. Наиболее распространены:
· партеры геометрических конфигураций;
· аллеи - обычно двухсторонние ряды деревьев по обочинам дорог и дорожек, их старинная разновидность - берсо - зеленый, замкнутый кронами туннель;
· цветники - геометрические партеры из цветущих растений и их разновидности - клумбы - центрических форм, холмы из цветов;
· живые изгороди - сложные ряды кустарников и плотно посаженных деревьев.
Каждая из таких форм должна найти свое место в планировке кладбища и определенное сочетание с архитектурными объектами и малыми формами благоустройства.
Для участков захоронений, выполненных как партер, подойдут шурфовые захоронения прахов, подземные урнохранилища - склепы с цоколями и цветниками, с горизонтальными небольшими плитами. А вот объемные намогильные сооружения, да еще с высокой плотностью размещения, партер уничтожат.
Аллеи хорошо оформят основные дороги и могут служить экранами для партеров. Куртины и отдельные группы деревьев хороши для зон отдыха и ориентиров, обозначающих различные функциональные зоны.
Цветники могут оформить мемориалы, отдельные могилы и ключевые точки партеров. Отдельные формы, сочетаясь между собой, будут образовывать оригинальные, соответствующие только данному объекту композиции. Такие композиции станут парком при соблюдении принципов ансамбля и при дополнении различными формами благоустройства.
К таким формам относят указатели и знаки, турникеты, скамьи и столешницы, павильоны и беседки, балюстрады, водные источники, фонтаны, бассейны, пруды, инженерные устройства уличного и декоративного освещения, систем связи и оповещения, систем водоснабжения и уборки мусора.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ОБРАЗОВАНИЯ ЛАНДШАФТНЫХ ФОРМ
Существуют и специальные правила образования ландшафтных форм различного назначения. Основные правила, связанные с безопасностью движения, приведены в Сводах правил СП 35-101-00 и СП 35-103-00. Назовем некоторые, наиболее важные из них.
Создаваемые озелененные композиции никакой своей частью не должны попадать в пространства движения коммуникаций, в частности, дорог, дорожек, аллей, площадок отдыха, а также аналогичные пространства участков захоронения. При этом следует руководствоваться понятием полосы движения, имеющей нормируемое сечение. Так, для пешеходных трасс односторонняя полоса движения должна быть не уже, чем 0,8 м, а двойная - не уже 1,6 м. Высота зоны движения в свете - не менее 2,1 м. Для дорог ширина в свете должна быть не уже проезжей части с обочинами, а высота - не менее 4,5 м. В нашей практике это достигается удалением посадок, и реже - стрижкой кроны. Крону все еще подстригают секаторами вручную. В зарубежной практике применяются специальные автоматизированные секаторы барабанного типа на автомобильной базе. Они при движении выстригают желаемое сечение вдоль полосы движения. Этот опыт стоит перенять.
На пересечениях путей движения элементы ландшафта должны отступать от перекрестка так, чтобы перекресток просматривался с запасом пространства, на котором можно увидеть того, кто движется в поперечном направлении. Причем увидеть так, чтобы хватило времени отреагировать и пропустить, избежав столкновения или даже касания.
Отдельные, хорошо видные группы деревьев должны, по возможности, образовывать характерные ориентиры для лучшей ориентации на территории похоронного объекта.
Близкие по облику ориентиры могут выполнять роль ландшафтных указателей, обозначая идентичные планировочные элементы и особенности территории.
Отнесение деревьев от могил и намогильных сооружений не менее чем на 5 метров преследует цель защитить их от разрушения корневой системой и своевременно принять меры по защите от падения дерева. Пренебрежение этим правилом может причинить памятникам существенный ущерб или вовсе их уничтожить.
Удобно применять на пересечениях путей круговые развязки, центр которых следует обозначить выразительной ландшафтной композицией.
ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
Применяя ландшафтные элементы в планировке территории кладбища, целесообразно учитывать свойства зрительного и энергоинформационного воздействия зеленых форм ландшафтной архитектуры, близкие по их результату к аналогичным свойствам архитектурных форм.
Простейшим образом, не применяя сложные физические модели, это можно представить следующим образом.
Каждый объект, в том числе дерево, сооружение или человек, окружены своим полевым образованием - эфирным телом, что подтверждает эфиродинамика. Они, как и всякие тела, взаимодействуют между собой, результат этого взаимодействия воспринимается подсознанием. Оно наряду с рассудком управляет, в частности, движением в пространстве. Зимой это легко просматривается на снегу как траектория движения на поляне с деревьями. Человек идет не по прямой к цели, а к ближайшему дереву, но загодя обходит его и идет к следующему, обходя затем и его. Если поле дерева выступает внутрь полосы движения, то человек стремится обойти его стороной. Одиноко стоящее дерево напротив Т-образного перекрестка как бы подтолкнет идущего человека к перекрестку. Отсюда можно применять подобную схему как ориентир пересечения путей. Сдвоенная группа деревьев или объектов образует «ворота», приглашая пройти сквозь них. Сплошной ряд укажет, что двигаться следует вдоль него. Ряд подобных решений можно продолжать бесконечно. Правда, приходится нередко сталкиваться со случайными композициями, которые создают иллюзию, но реально за этим ничего не стоит. Этого желательно избегать. Среда должна подсказывать, ориентировать. В этом смысл художественного подхода к ландшафтным композициям.
Михаил ЛИМОНАД, гранд-доктор философии, доктор архитектуры, профессор, преподаватель МГУС, руководитель социальных проектов международного консорциума МаВР, г. Москва
Полную версию материала читайте в полиграфической версии журнала
#GALLERY#