С момента своего зарождения в Индии буддизм распространился на огромные площади от пустынь Центральной Азии на западе, до островов Японии на востоке, от ледяных плато Тибета на севере до залитого солнцем тропического острова Шри — Ланки на юге материка. Природные особенности всех этих стран различные, поэтому их архитектура имеет особенности. Однако, где бы вы не путешествовали по Азии, среди всех буддистских сооружений выделяются несколько типов конструкций — это ступы, пагоды, многоярусные канонической формы храмы.
Один из самых высоких храмов в Индии расположен в Бхактапура. Пятиэтажная пагода Ньятапола построена в 1702 г. королем Бхупатиндра Маллой. Храм расположен на пятиступенчатой платформе. На каждой ступени восседает пара фигур: два знаменитых борца, два слона, два льва, два грифона и две богини - Багхини (тигровая) и Сингхини (львиная). Пагода Ньятапола знаменита своей массивной структурой и тонкой ручной работой, также характерной для индийской архитектуры.
Ступа в буддийстской архитектуре представляет из себя монументальное символическое сооружение, и используется для хранения реликвий.
Выделяют несколько типов ступ:
- полусферические/башнеобразные ступы (бао та, пагода);
- колоколообразные ступы (зеди, пато, чеди, пранг, тхат);
- бутылеобразные ступы (субурган).
Согласно легенде (древнему тексту Париниббана-сутры) архитектором ступ был сам Будда, который изложил основные положения для строения конструкции. Находясь на смертном одре, Будда дал указания своим ученикам, как поступить с его телом. Он велел, чтобы его тело кремировали, а реликвии разделили и замуровали в четырех различных памятниках.
Эти памятники в последствии были установлены в местах, отмечающих важные вехи в духовном пути Будды:
- Лумбини: место рождения Будды.
- Бодхгайя: где Будда достиг просветления под деревом Бодхи.
- Сарнатх: где он дал свое первое учение.
- Кушинагар: Место смерти Будды (Паринирвана).
Когда ученики спросили, какую форму должен иметь этот монумент, Будда ничего не сказал, но взял свое желтое покрывало, сложил его пополам и так несколько раз, пока не получился грубый куб. Затем он взял свою чашу для сбора пожертвований (которая была, конечно, круглая) повернул ее вверх дном и положил поверх одежды. «Сделайте ступу как это», сказал он. И до сегодняшнего дня, независимо от географического расположения по всей Азии, основная форма ступы сохраняет эти черты, имея квадратное основание, на котором располагается полусферический купол, а завершает конструкцию конический шпиль и полумесяц, круглый диск.
В Азии, также как и в христианских европейских странах, издревле религия играла важнейшую роль в развитии архитектуры и культуры в целом. Местом зарождения буддизма официально можно считать город Сарнатх —здесь в оленем парке Будда дал первое своё учение, в котором сформулировал основополагающие принципы будущей религии. Первое в том смысле, что это было его первым публичным выступлением после обретения просветления в результате упорной медитации под деревом Бо (фикус религиозный) в Бодхгайе. На месте, где Будда дал это самое учение, царь Ашока построил довольно внушительную ступу, а все современные буддистские конфессии из разных стран сочли своим долгом понастроить вокруг собственные храмы.
Каждый из компонентов ступы несет сакральный смысл и идентифицируется с одним из пяти космических элементов: земли, воды, огня, воздуха и пространства.
Квадратное основание символизирует элемент земли. Феноменальный мир распределяется в четырех направлениях (4 стороны света), таким образом, квадрат является идеальным символом для обозначения земного мира. Часто ступы имеют также четверо ворот, по одному для каждого направления, которые охраняют божества — защитники этих сторон света.
Полусферический купол — основная часть классической формы ступы. Ранние буддийские тексты называют его «маткой» или «вместилищем». Во всех крупных системах космологии жизнь возникла из архетипических вод, символизирующих женское начало. Таким образом, эта часть ступы является отсылкой к изначальной творческой природе или изначальным водам. Купол, символизирующий утробу, из которой проявляются все вещи, означает бытие этой творческой матрицы. В ритуальном поклонении полусфера ступы отождествляется с золотым космическим яйцом, которое в йогических традициях называется «Хираньягарбха». Хиранья на санскрите означает «золотой» и garbha, означает утробу матери. Согласно Ведической космологии, эта золотая матка была ядром, из которого развиваются все творения. Иногда в ступе вырезают арки-проемы, для установления рядов масляных ламп, так что весь Курган может освещаться ночью, как бы из абстрактной концепции утробы или золотого яйца переходят к видимой реальности. Купол является символом как чрева, так и гроба. Согласно буддийской мысли, прежде чем мы попали в наши материальные тела наши души свободны в духовном мире. Наша физическая креализация в утробе следуюет за нашей смертью в духовном мире. Чрево, таким образом, является символом гроба. Это является метафизическим двойником исторической точки зрения, когда ступа возникла из древнего погребальные кургана. В этом контексте ступы часто упоминается как Чайтья, слово, которое происходит от санскритского погребального костра Чита.
Коническая сфера означает, элемента огня. Огонь, конечно, всегда поднимается вверх. Когда мы зажигаем огонь он никогда не горит вниз, но всегда идет к небесам. Таким образом, огонь символизируют энергию, восходящих вверх, а она в свою очередь представляет собой мудрость, которая сжигает все невежество.
Полумесяц обозначает стихию воздуха. Воздух обладает потенциалом для расширения, самка разделяет эту черту воздуха, это подтверждается в увеличении объема, фактическом расширении беременной женщины, полумесяц обозначает древний символ женственности, с прибывающей и убывающей луной, подобно зеркалу менструального цикла женщины.
Круг — совершенная форма круга выражает цельность и целостность. Она представляет собой принцип, который не имеет конца и начала. Таким образом, она означает элемент пространства.
И наконец венчает вершину ступы диск, который находится не только на вершине ступы, но и венчает голову изображений Будды всех стран и всех периодов. Это ушниша, который иногда выглядит как пламя, возникающее из головы Будды, а иногда, как бутон лотоса, растущего из макушки. Он означает ступень высшей реальности, а именно Просветления Великого Будды.
Следовательно, в определенном смысле, путь к вершине ступы — это процесс духовного восхождения. Таким образом, установление связи высшей точки ступы с высшей точкой в изображение Будды ведет нас к аналогии и поиску глубоких взаимосвязей между архитектурой ступы и физическим телом Будды.
http://memo24.ru/content/page/215