Лодзинская битва (29.10–06.12.1914) стала одной из самых кровавых на русском фронте Первой мировой войны. Кайзеровская армия понесла наиболее тяжелые потери за всю кампанию 1914 года. Германцы и австрийцы после Лодзинской операции недосчитались 160 тысяч человек.
По оперативной конфигурации эта битва – одна из сложнейших операций Первой мировой, изобилующая маневрами, глубокими обходами, окружениями и полуокружениями со стороны обоих противников. Всего были задействованы около 750 тысяч человек. Силы неприятеля насчитывали 380 тысяч германцев и австрийцев. Им противостояли 367 тысяч наших солдат и офицеров.
“Русские войска устроили «котел» и перебили в нем почти всех. Окруженная 9-я армия потеряла до 90 процентов личного состава"Противнику удалось упредить русские армии в нанесении удара в сердце Германии, и действия командования Восточного фронта в лице прежде всего его начальника штаба генерал-лейтенанта Э. фон Людендорфа сорвали мощное наступление наших войск.
Командование германского Восточного фронта пыталось организовать второй Танненберг. Как известно, в том сражении в Восточной Пруссии в августе 1914-го попала в окружение ударная группа русской 2-й армии в составе пяти дивизий. В Лодзинской операции почти зеркальная ситуация сложилась для ударной группировки германской 9-й армии под общим командованием генерала пехоты Р. фон Шеффер-Бояделя. В этот раз именно русские войска устроили «котел» и перебили в нем почти всех. Окруженная 9-я армия потеряла до 90 процентов личного состава. И хотя в сложившейся обстановке «слоеного пирога» остаткам немецкой ударной группировки удалось вырваться из окружения, это стоило ей тяжелых потерь.
В самом начале Лодзинской битвы, 30 октября в бою с частями русской 1-й армии за Влоцлавск погиб генерал пехоты Альфред фон Бризен, командир 49-й резервной дивизии 25-го резервного корпуса. Во Влоцлавске разгорелся тяжелый для обеих сторон уличный бой. Пехотинцы сходились в рукопашную, бились прикладами и штыками. Фон Бризен решил во главе своего штабного конвоя провести рекогносцировку. Кавалеристы галопом помчались по мостовой, как вдруг из близлежащих домов сибирские стрелки открыли меткий огонь. Четыре лошади вместе со своими всадниками рухнули на мостовую. Фон Бризен получил ранение в шею и умер на месте.
Встреча русских и немецких пехотинцев
в польской деревне
Рис. И. Владимирова. «Нива», № 14, 1915
Наибольшие потери ударная группа 9-й армии понесла под Лодзью – в боях в окружении. Отчет ее командира Р. фон Шеффер-Бояделя зафиксировал, что группировка лишилась 42 тысяч человек. По свидетельству выживших в «котле» немцев, вышло из окружения не более восьми тысяч – в прорвавшихся полках оставалось по 500 штыков. Но еще несколько дней после этого район Рзгов – Брезины кишел отбившимися от своих германскими солдатами, бродившими группами или в одиночку – все они в итоге стали добычей русской кавалерии.
Очередной начальник все той же злополучной 49-й дивизии генерал-лейтенант Ф. Венкер фон Данкешвайль ненадолго пережил предшественника – погиб 10 ноября в бою за деревню Борово.
Фон Данкешвайль находился севернее Рзгова и под сильным огнем пытался руководить остатками своего соединения. Русские части напирали с юга, востока и запада. Не привыкшая к боям в окружении, 49-я резервная дивизия оказалась в тяжелой ситуации – ее фронт был прорван, а авангард уничтожен. Генерал перешел улицу деревни Борово, чтобы лично оценить сложившуюся обстановку. То, что он увидел, представляло собой плачевное зрелище: русская артиллерия качественно обработала прямую, как стрела, широкую улицу. Повсюду лежали разбитые повозки, валялись павшие лошади и погибшие солдаты. В этот момент пулеметным огнем из деревенского дома генерал был убит, а находившийся с ним рядом начальник штаба дивизии тяжело ранен.
Но не только 49-я резервная дивизия потеряла своих командиров.
12 ноября под Лодзью у города Згерж погиб командир 35-й пехотной дивизии 17-го армейского корпуса той же 9-й армии генерал-лейтенант Отто фон Хеннинг. 29 ноября у Замичков был убит командовавший 125-м пехотным полком 26-й пехотной дивизии 13-го армейского корпуса генерал-майор фон Мартин.
В ходе боев в Польше лишь за один месяц – с 30 октября по 30 ноября германцы лишились сразу четырех своих генералов, в том числе трех дивизионных командиров.