3 мая у православных христиан Радоница – пасхальное поминовение усопших в храмах. В этот день, с одной стороны, их поздравляют с Пасхой, а с другой – испрашивают для них у Бога помилование. Ведь если до Страшного суда Бог не переведет грешника в рай, он будет мучиться вечно. Слово "радоница" восходит к словам "род" и "радость", причем у Радоницы в годичном круге церковных праздников особое место - сразу после Светлой пасхальной недели.
Преподобный Иустин Попович пишет в своем труде «Догматика Православной Церкви: Эсхатология»: «Души умерших людей входят в загробную жизнь со всем своим содержанием. Входят со всеми своими мыслями и чувствами, со всеми достоинствами и пороками, со всем своим нравственным миром. И таких, какие они есть, какие они вышли из тела и земной жизни, их судят на Частном суде и определяют их временное положение в загробном мире, положение, в котором они будут находиться от Частного до Страшного суда».
На Страшном суде участь людей будет решена окончательно. После него уже никто не сможет помочь грешникам. Причем, времени после Страшного суда уже не будет – наступит вечность. Поэтому и мучения грешников, и блаженство праведников, будут бесконечны.
Преподобный Иустин пишет, что после выхода из тела «дозревает то, что было начато на земле», то есть душа уже не может начать новую жизнь. По его словам, души на том свете «ощущают, сознают, понимают, рассуждают и вообще совершают все психические действия».
Праведники до Страшного суда вкушают блаженство в раю. А грешники мучаются в аду. Преподобный Иустин сообщает, что грешники «не сгорая, горят в огне своего диавольского самолюбия и эгоизма, сознавая все свои грехи, разъедаемые огненными червями отчаяния и угрызений совести». Кроме того, он так описывает адские мучения: «Лишенные тела и телесных предметов греха, грешные души в загробной жизни остаются одни-одинешеньки со своими грехами, нагие в своем пламенном зле, в своих неугасимых страстях и похотях. Они полыхают и рвутся к земным телесным предметам, но, отделенные от них непреодолимой пропастью, навечно замирают в своем отчаянии, так как не могут ни чем утолить свои, словно, в пустыне, жаждущие страсти, ни чем напитать свои адски жаждущие похоти». То есть, если человек умер, например, не излечившись от алкоголизма, то на том свете он будет испытывать сильное стремление к спиртному, которое ничем нельзя будет утолить. Кроме того, мучение грешников, по словам преподобного Иустина, усиливается из-за того, что они видят рай и понимают, что не попали в него исключительно по своей вине. К тому же, как говорит преподобный, «находясь в обществе зловонных бесов, грешные души терпят различные невыразимые мучения, к изобретению которых бесы весьма привычны».
Для того, чтобы избежать всех этих ужасных страданий, следует при жизни очень много трудиться. Надо не только развивать дух, участвуя в богослужениях и таинствах истинной, то есть православной, Церкви, но и омывать покаянием грехи и восполнять их большим количеством добрых дел. Сейчас мало кто из россиян ведет такую жизнь. Между тем, усопшие ничем помочь себе не могут. Для умерших грешников остается единственный способ если не избавиться полностью от мучений, то хотя бы попасть в место наименьших страданий. Ведь в аду есть места с большей или меньшей степенью мучений для грешников. Этот способ – помощь живых. Никто не знает, по каким принципам Бог судит – какую душу можно вывести из ада, а какой можно лишь ослабить мучение. Однако совершенно точно известно, что крепкая вера христианина, соединенная с его праведной жизнью, может с помощью Божией творить чудеса – не исключено, что и выводить из ада больших грешников. И вообще, Христос и апостолы призывали людей неотступно молиться, как о своих нуждах, так и о других людях.
В Церкви существуют разные виды помощи крещеным в Православии умершим. Можно ставить свечки на специальный подсвечник в виде прямоугольного стола – на канун, с молитвой к Богу о упокоении конкретных усопших и о прощении их грехов. Можно подавать записки на панихиды – они часто бывают после литургий, то есть после утренних богослужений. Говорят, что во время панихид души усопших чувствуют радость. В некоторых монастырях можно заказывать чтение Псалтири как о здравии, так и о упокоении. Говорят, что чтение Псалтири отгонят бесов от тех, о ком ее читают.
Самым действенным является поминовение на проскомидии («заказные записки» на литургии). В некоторых монастырях можно заказать поминовение на проскомидию на год. Во всех храмах и обителях есть возможность заказать сорокоуст – это когда о человеке молятся сорок дней. В одних местах это бывает поминовение на проскомидии, а в других – простая молитва. Кроме того, в некоторых обителях есть вечное поминовение – это простая молитва. В некоторых монастырях можно подать деньги на именной кирпич как «о здравии», так и «о упокоении» конкретных людей. Пока будет существовать такая обитель, в ней будут возносить молитвы об этих людях, как о благотворителях.
Помогает душам усопших и приносимая от их лица милостыня. Причем, нет необходимости объявлять, от чьего имени даются деньги – Бог видит помышления людей.
Иногда от лица усопших приносят продукты в храм и кладут их на канун – кроме мяса и рыбы. Эти продукты отдают священникам, певчим и бедным людям. Кроме того, можно дома читать Псалтирь о упокоении со специальными молитвами – все это есть в некоторых молитвенниках. Чем больше молятся о душе усопшего, и чем больше денег раздают от ее лица, тем лучше ей становится. Можно заказывать различные поминовения одновременно во многих местах – от этого будет только лучше. Особенно много поминовений нужно заказать в первые сорок дней после смерти человека, так как частный суд бывает на сороковой день после кончины.