В молитвах об умерших христианах мы называем их усопшими (то есть уснувшими), потому что они только на время как бы уснули — душа их отделилась от тела и переселилась из этой, земной, жизни в другую, небесную, и ждет там того времени, когда, при всеобщем воскресении, она, по слову Божию, опять соединится с телом. Умерших потому и называют покойными, что они находятся в вечном покое.
В русском народе есть обычай называть покойников, родных и чужих, старых и малых — родителями, то есть принадлежащими уже к почившим отцам, которые отошли в жизнь вечную. Наименование покойников родителями пробуждает в нас благоговение к их памяти. Отсюда и дни, или, собственно, субботы, в которые совершается церковное поминовение усопших, получили название родительских суббот. В Церкви вообще именно в субботы полагается сугубое (особое) моление об усопших. День субботы, как день покоя, когда Господь после шести дней творения мира почил от дел Своих, по самому своему значению есть наиболее приемлемый день для моления о упокоении всех почивших от земных трудов.
Святая Церковь установила две вселенские родительские субботы — мясопустную и Троицкую, дни поминовения усопших в субботы второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста, на Радоницу (пасхальное поминовение усопших), на Димитриевскую субботу и поминовение воинов в День Победы 9 мая.
Мясопустная родительская суббота
Мясопустная родительская суббота бывает за девять дней до начала Великого поста. В воскресный день сырной седмицы (Масленицы), последний перед Великим постом день, в который по Церковному Уставу еще разрешается ядение мяса (Неделя мясопустная), Святая Церковь совершает воспоминание (напоминание) Страшного Суда (Второго пришествия Христова). Накануне, в субботу, как бы в день, предшествующий Страшному Суду Христову, и в преддверии Великого поста, когда следует войти в теснейший союз любви со всеми членами Царства Христова, Церковь ходатайствует обо всех от Адама до нынешних дней усопших во благочестии и правой вере отцах и братиях наших и всех внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения — умоляет Господа помиловать их, когда Он придет судить всех людей. Многие весьма нередко умирают неестественной смертью, например, во время странствования по морям, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода и холода, на пожарах и на войне. Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, установили, основываясь на апостольском учении, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, — когда бы, где бы и как бы ни окончил он земную жизнь, — не лишился молитв Церкви.
Троицкая родительская суббота
Троицкая родительская суббота бывает перед праздником Святой Троицы, на сорок девятый день после Пасхи. Начало Троицкой родительской субботы также восходит к апостольским временам. В день Святой Троицы — Пятидесятницы — искупительная жертва Спасителя мира была запечатлена сошествием на апостолов Животворящего Святого Духа, Который поныне благодатно простирается на всех живущих на земле и перешедших в вечность. Поэтому Православная Церковь, как в мясопустную субботу, представляющую как бы последний день мира перед Страшным Судом, так и в Троицкую, представляющую последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе Церкви Христовой, молится о всех усопших отцах и братиях.
Мясопустная и Троицкая родительские субботы называются вселенскими родительскими субботами — в эти субботы живые члены Церкви приглашаются как бы забыть самих себя и в усиленной молитве об усопших членах Церкви, родных и чужих, знаемых и незнаемых, всех возрастов и состояний, всех времен и народов, вообще всех почивших, в истинной вере скончавшихся, явить к ним в полной мере свою братскую любовь. Вся служба совершается заупокойная, специально для этих двух вселенских суббот составленная — даже чествование святых переносится на иной день. Церковный Устав в эти вселенские субботы, кроме поминовения усопших на вечерни и утрени, назначает еще великую панихиду после вечерни в качестве непременной, наряду положенной, обязательной службы. Святая Церковь напоминает нам, что, кроме любимых наших сродников и друзей, у нас есть еще множество братии во Христе, которых мы, и не видавши их, должны любить, о которых, даже и не зная их имен, мы должны молиться. Тогда молитва о каждом православном христианине будет непрестанно возноситься до скончания века, даже когда не останется в живых никого из лично знавших его. Поддерживая установление Церкви молиться о всех усопших православных христианах, мы способствуем тому, чтобы обеспечить вечное поминовение и наших любимых усопших, и как бы вносим некоторый залог в счет поминовения нас самих в века последующие, по слову Христову: "Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам".
Великопостные поминовения усопших
При наступлении Великого поста Святая Церковь вводит верующих в теснейший союз христианской любви со всеми своими членами. Этот союз со святыми, с живущими и с почившими она особенно укрепляет в продолжение самого великопостного говения. Церковь непрестанно ободряет и утешает верующих призыванием святых, их предстательством и примером, побуждая к делам благотворения, а в субботние дни второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста руководствует также к прилежнейшему молитвенному ходатайству об оставлении вольных и невольных прегрешений почивших христиан и вечном их упокоении со святыми. Великим постом Божественная литургия не совершается ежедневно, поэтому Святая Церковь, чтобы не лишить усопших своего спасительного покрова, вместо ежедневных поминовений установила совершать поминовения усопших трижды. В отличие от вселенских родительских суббот эти субботы называются просто поминовеним усопших — заупокойных молений здесь значительно меньше и характер их не такой исключительный и всеобъемлющий: там на первом месте поминовение всех прежде почивших и вместе с ним, как бы в дополнение к нему, поминовение наших сродников, а здесь поминовение сродников выдвигается на первое место, сопровождаясь поминовением и всех усопших.
Радоница
Первое воскресенье после праздника Пасхи в церковном календаре называется Неделей апостола Фомы. В этот день Святая Церковь вспоминает сошествие во ад Господа Иисуса Христа, и с понедельника второй седмицы по Пасхе (Фоминой седмицы) Церковный Устав позволяет начинать совершение сорокоустов об усопших. Вторник Фоминой седмицы называется Радоницей, потому что в этот день живые приветствуют усопших радостной вестью о Воскресении Спасителя: живые христосуются с усопшими, принося на могилы окрашенные яйца и оставляя их там. Древность поминовения усопших на второй седмице по Пасхе подтверждается свидетельствами таких святителей, как Амвросий Медиоланский. Святой Амвросий говорил: "Достойно и праведно есть, братие, после торжества Пасхи, которое мы праздновали, разделить нашу радость со святыми и мучениками и им, как участникам Страданий Господа, возвестить славу воскресения Господня". Усопших христиан в эпоху гонений погребали среди мучеников в память которых и совершали их поминовение. (Устраиваемые на могилах родственников в пасхальные дни поминки с крепкими напитками и закусками напоминают языческие тризны и противоречат самому смыслу православного поминовения усопших). Если во вторник Фоминой седмицы случится праздник, то Церковный Устав разрешает переносить на иной день или праздничную службу, или поминовение усопших.
Димитриевская родительская суббота
Димитриевская родительская суббота, бывшая сначала днем поминовения православных воинов, установлена святым благоверным князем Димитрием Иоанновичем Донским. Одержав на праздник Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1380 года (21 сентября по новому стилю) историческую победу над Мамаем на Куликовом поле, Великий князь Димитрий Иоаннович, по возвращении с поля брани, направился в Троице-Сергиеву обитель. Перед битвой с монголо-татарами игумен этой обители преподобный Сергий Радонежский благословил Великого князя на победу и дал ему из числа своей братии двух иноков-богатырей Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которые оба пали в сражении. После Богодарованной победы святой Димитрий велел петь в Троицкой обители панихиды и служить заупокойные литургии по всем убиенным на Куликовом поле. Ввиду заявленного боярами пожелания и на будущее время "память творити, кто сложил голову свою", он установил совершать это поминовение ежегодно в субботу перед днем своих именин 26 октября (8 ноября по новому стилю) — днем памяти великомученика Димитрия Солянского, которого славяне вообще считают своим покровителем, "отечестволюбцем славянских народов" и который по народным былинам ратоборствовал против Мамая. Впоследствии в Димитриевскую субботу стали поминать не только православных воинов, но вместе с ними и вообще всех усопших православных христиан. Димитриевская родительская суббота может быть между 19 и 25 октября (то есть между 1 и 7 ноября по новому стилю), но еслиона попадает на 22 октября (4 ноября) — праздник Казанской иконы Божией Матери, как в 1995 году, — тогда Димитриевская суббота переноситься на 15 (28) октября.
Поминовение воинов в День Победы
Новый день поминовения усопших установил Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, который проходил в Москве 29 ноября — 2 декабря 1994 года. В Определении Собора “Об установлении особого ежегодного поминовения усопших в День Победы 9 мая (26 апреля)” говориться:
«Установить особое ежегодное поминовение усопших — воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной воины — в День Победы 9 Мая нового стиля (26 апреля старого стиля)»
Читайте также:
http://www.golubinski.ru/ecclesia/muistelu.htm
http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/molitva/32.htm
http://www.liturgica.ru/bibliot/usopsh/usopsh2.html