Случайно на фото у решётки посольства в слове stop оказалась листочком закрыта буква s… Случайно? Или ТОП ТЕРРОР — знак судьбы? Ну, не будем отвлекаться. Пока большая политика делается в больших кабинетах, маленькие участники процесса по-муравьиному строят гору или проедают плешь. Олег Кашин, похоже, из проедателей. Поскольку его мастерством выдавать грешное за праведное регулярно пользуется один из влиятельных информационных органов, есть смысл понять, каким инструментом пользуется оппонент. И решить, получать ли этим инструментом идейную «контузию». После расстрела в американском гей-клубе у Кашина появился отличный повод позлословить в наш адрес, Deutsche Welle предоставила страницы.
Так что же к нам сегодня приплыло на волне немецкой пропаганды? Ну, Deutsche Welle вспенилась желанием поучить нас правильно сочувствовать. DW регламентирует проявление скорби и печали. А интуиция подсказывает, что нам подсовывают протезные чувства. Нет, внешне всё на страницах Deutsche Welle вполне благопристойно. И даже один из самых любимых немцами колумнистов на фото серьёзен. Кто бывал на его личных страницах, оценит такое выражение лица профессионала глума. Однако большинство интересующихся мнением Запада о России и россиянах не личность О. Кашина привлечёт, а изложение им западного отношения к нам. Поскольку он ведёт в DW еженедельную колонку и часто берётся за самые сложные темы, хотелось бы понять, что нам условно-воображаемый Запад говорит его устами. И тут для нас сюрпризы.
К последним комментариям в немецком источнике: официальное радио ООН донесло до общественности слова заместителя Генсека ООН Яна Элиассона с призывом не поддаваться на провокации. Он сказал, что террористы хотели нас «запугать и заставить увидеть врагов в определенной группе людей». Элиассон: «Мы должны набраться мужества и выступить в защиту наших ценностей, нашего убеждения, что все люди равны. Если мы встанем на скользкую дорожку разделения людей по отдельным категориям, нас ждёт опасное будущее».
Итак, сюрприз первый: Ян Элиассон не может не знать, что ценности его сегмента человечества разделяют не все. Однако, поскольку в особых симпатиях к ЛГБТ сообществу экс-министр и известный дипломат не замечен, понимать его слова следует в широком смысле. Надо полагать, речь не о праве геев собираться в клуб и не быть расстрелянными, а о праве любого человека жить, не опасаясь, что псих или религиозный истерик без видимых причин неожиданно нападёт.
Второй сюрприз: колумнист Deutsche Welle писал, казалось бы, про свежую криминальную историю или хотя по мотивам недавних трагических событий, а написал про то же, что и всегда. То есть про то, что нынешняя Россия ему не по нутру. Понятно, что колумнисту платят. А кто платит, тот и заказывает. Но вывод, который по американскому поводу по немецкой подсказке должны делать в России — это из области расщепления мозгов сразу на три полушария. То есть бред, но художественный. И не потому, что полушарий бывает только два, а потому, что даже колумнист-комментатор Кашин не может впихнуть невпихуемое, каким бы златоустом и борзописцем ни являлся. Не может, но впихивает — убийства в США и малое число цветонош к посольству в Москве для него означило, что в российском обществе стало доминировать жестокосердие, равнодушие и агрессивность. Должно быть, заказчик очередного выступления в колонке очень настаивал на пунктах задания.
Сюрприз третий: мы неправильно скорбим по рекомендованному поводу. То, что люди к посольству США приносили цветы (несколько десятков человек), Кашину показалось признаком ритуала — «самым социопатическим из публичных траурных ритуалов». Если для Кашина слова «сочувствую вашему горю», «соболезную», «скорблю вместе с вами» — только ритуал, то это его диагноз, а не наша проблема.
Но «Немецкой волне» платят из бюджета, допустим, ФРГ, чтобы она находила проблемы для нас, а Кашину Deutsche Welle платит, если он ищет для нас проблемы успешно и помогает своему работодателю досаждать нам. За качественную работу редакция DW продолжает принимать Кашина в качестве колумниста. Уточним? Ритуал — это, например, «я очень люблю ПэЖэ» на Плюке, и даже «а я его ещё больше ку». А у нас, если не ощущаешь скорби, бежать с цветами к посольству и выражать то, чего не чувствуешь, не обязательно — не в Кин-дза-дза же мы живём. По приказу ни любить, ни ненавидеть нельзя. Сопереживать тоже нельзя. Но по Кашину — можно и как бы обязательно, а то зачислит в плохиши.
Так и добираемся до последнего сюрприза. После неоднократного чтения статьи Кашина в DW возникает то же чувство, что и после «Эха Москвы», «Медузы» и подобных — воспользовавшись формальным поводом, они запрограммировано ругаются. Это не критика, а уязвление, пасквиль, колупание в болячках, смесь грешного с праведным, расчеловечивание читателя демагогией и манипуляциями. В принципе, применяется штатное оружие проституток пера и клавиатуры, обычные атаки наёмников в гибридной войне. Но оппозиционными СМИ всё больше ценится имитация искренности при непременном напоминании о любви к родине. С маленькой буквы.
При попытке выделить информационные мишени снайпера-колумниста Кашина получается: в первом же абзаце лягнул соотечественников за чрезмерную сентиментальность из-за Фриске — в подтексте намёк на примитивность россиян, распереживавшихся из-за страданий и смерти медиа-персоны; кто ещё помнит общественные стенания из-за «Рабыни Изауры» и «Просто Марии», сразу сообразит, что Кашин большинство соотечественников записал в чувствительные недоумки.
Далее: лягнул выбор значительной части россиян. Считать ли покойного Немцова героем реформатором? Или вороватым недополитиком, жуликом и подпольным миллиардером-демагогом? По тону статьи можно понять, что выбором большинства сограждан Кашин не доволен. Попутно в общественное сознание внедряется мем «Немцов-мост» — это место убийства Немцова очень маленькая группка фанатов желает увековечить, а тех, кто против, предлагается считать маргиналами. Ещё попутно навязывается деление общества на маргиналов и цивилизованных добропорядочных. Например, кто чтит память Немцова, тот попадает в хорошие люди, а кто не чтит, того надо (по Кашину) позорить.
И ещё: лягнул Маркова, приписав ему нагнетание агрессивности и мордобойных предпочтений в обществе, что точно не соответствует смыслу короткого выступления милицейского генерала; зато ложь отлично подкрепила утверждение о современном языке граждан России или двоемыслии, если вспомнить Оруэлла. Цитата из статьи Кашина: «А этот второй язык — тот, в котором об убийствах мечтают, или тот, в котором о терактах всерьёз говорят, как о возмездии, или даже тот, в котором драки футбольных фанатов приветствуются и противопоставляются гей-парадам. Именно так выступил генерал Следственного комитета Владимир Маркин».
Не проблема ознакомиться с высказыванием Маркина. Драка не приветствовалась. Осуждалось нытьё и обиженное блеянье или того хуже — «молчание ягнят». Маркин одобрительно писал о мужских качествах. Кашину больше нравится женоподобие? Или он просто убеждён, что кое-кому можно говорить, что захочет, а бить его за это нельзя? Видно, что читателя опять подтаскивают к хитроумной логике и ситуативной этике Шарли Эбдо. Но зачем? Обычно по-мужски говорят, что мозги пачкают, чтобы запачкать. Или, вероятно, затем, чтобы отработать гонорар DW.
Можно попробовать угадать, какое редакцией DW давалось Кашину задание. Увидев выполнение в абзацах, обозначим темы, которые он хотел осветить.
1). Указать на гибельный для российского общества путь развития. 2). Указать признаки гибельности (рост агрессивности, утрату свободы, терпимости и прочее пренебрежение западными ценностями). 3). Назвать хотя бы одно имя высокого должностного лица из окружения Путина и дискредитировать. 4). Указать признаки расщепления российского общества на враждующие фракции. 5). Обвинить Россию и её граждан в драке в Марселе с английскими околофутбольными хулиганами — русских как задир, а президента, чиновников и политиков как опоры режима, одобряющего своих задир. 6). Обвинить часть общества, обозначив их как «патриотов-путинистов» в издевательстве над покойниками — таким образом, создавать культ Немцова и убитых сотрудников Charlie Hebdo. 7). Обвинить путинскую команду в насильственной перекройке общественной морали с доведением упадка до людоедства включительно. 8) Убедить читателя, что российская власть экспериментирует с быдло-массой, внедряя в общественное сознание вредные Западу аспекты… Это не весь список, проступающий сквозь кашинский текст, но любимые темы оппозиции узнать не сложно.
Вывод: от обычных выступлений «независимого журналиста и писателя» Кашина рассматриваемый комментарий в немецком источнике отличился привязкой к «самому массовому убийству, совершённому одним человеком, за всю историю США». То есть к формальному, но очень громкому информационному поводу. В ранних колонках и в последнем выступлении на «Немецкой волне», и в текстах на его собственном сайте kashin.guru он делает всё тоже — «расчеловечивает» аудиторию. На первый взгляд он обращается к совести и морали читателя. Но постепенно становится понятно, что есть «пропутнинцы», которых уважать нельзя, и те, кто против действующей власти, которых уважать можно. Этические проблемы не рассматриваются, читателя обманывают в стиле «любому понятно, что…» и «само собой разумеется…».
Так о чём же речь? О пропаганде и её большом ассортименте на «Немецкой волне». Просто в меню есть ещё и Кашин. И он одарённее, виртуознее многих других авторов DW. Стало быть, опаснее? Вряд ли. Обычный житейский здравый смысл и независимость развеивают «аргументы» Кашина. Что бы он ни писал о своей любви к России, внимательное чтение его разговора с кем-то из его знакомых, выложенный в виде интервью на его сайте в последний день прошлого года, даёт возможность читателю понять, кто он такой.
Вот и финал. Ещё одно исследование «выстрела» вражеского информационного оружия в гибридной войне. «Снайпер» Кашин может попасть отравленной пулей только в того, кто сам подставится. Как это? Например, так Кашин пишет о нас и нашей культуре: это новая культура, в которой память о войне исчерпывается формулой «можем повторить», убийство французских карикатуристов становится поводом для массовых митингов с осуждением убитых, «а могила убитого политика превращается в место действия для похабных телешоу…» Дальше он предсказывает, что с такой новой культурой каннибализм — следующий шаг.
Про «похабное телешоу» это он не про пуссириоток в храме, а про что-то из антинемцовщины, видимо, и про «Немцов-мост», на котором скорбящие фаны Немцова негодуют в адрес тех, кто Немцова презирал и при жизни. И попробуйте угадать с трёх раз, «скорбь» по понятиям Кашина — это просто обычный в наших краях ритуал или это правильный и приемлемый в кругу евроориентированных персон ритуал, одобренный работодателями Кашина, или это искреннее чувство, гнетущая тоска, ноющая грусть, глубокая печаль; это когда болит сердце, ничто не мило, нет замены утерянному. Одним словом, страдание.
В итоге «исследования комментария» получается почти парадоксальный вывод: Кашин будто оспаривает слова Яна Элиассона из ООН, сказанные чиновником официально после трагедии. Ведь своими пасквилями Кашин пытается «заставить увидеть врагов в определенной группе людей» — делает именно то, что опытный шведский политик категорически осуждает сразу после кровопролитного теракта в Орландо, устроенного в популярном ночном гей-клубе Pulse. Теракта, в котором обвинили Омара Матина, расстрелявшего 49 человек.
Но в центре внимания у комментатора Кашина было проявление чувств в городах или даже одном городе, где есть дипломатическое учреждение США. И… «Немецкая волна» публикует комментарий, явно направленный на то, чтобы «заставить увидеть врагов в определенной группе людей». В Одессе Кашину и «Немецкой волне» предложили бы купить петуха. Зачем? А чтобы перед супом «крутить ему мозги, а нам не надо». Такой получается вывод: нет смысла спорить с крутильщиками мозгов. Их невозможно упрекнуть в запутывании смыслов, потому что путать — их способ влиять на читателя. Они хотели делать именно это: пудрить мозги пропагандой. И не планируют отказываться от своей затеи. Спорить с ними не о чем и незачем.
Но главный посыл остаётся: россияне с цветами у посольства. Скорбь… Так это ритуал или страдание? Ритуал напоказ или страдание, которое скромность велит не выставлять на потребу публике? Увы, если даже несколько раз подряд прочитать этот последний комментарий Кашина в Deutsche Welle (от 14 июня — «Цветы у посольства — последний островок сочувствия»), то получается, что россияне виновны не в плохом исполнении ритуала, а в том, что не испытывают сострадания к несчастным людям Запада (в конкретном случае — к американцам). Нам опять объяснили, что мы плохие, а Запад классный. И их жальче, чем нас. Что с того, что в суете смешали убитого Немцова с убитыми в гей-клубе? Такую миксовку Запад себе и своим слугам легко прощает.
В заключении стоит заметить, что заставлять читателя решать, кого ему стоит жалеть обильнее — затея негодяйская. Но с Deutsche Welle об этом говорить не стоит. Эта «волна» не слышит. Как ниппель, она только в одну сторону. Ничего ужасного в этом нет. Из года в год вражеская пропаганда обязывает нас признавать за Западом право поучать и наставлять. С помощью Кашина нас опять попытались заставить признать замену натурального чувства на ритуальный суррогат, на имитацию скорби, печали и соболезнования делом справедливым и честным. Хотелось бы поверить, что ни у «Немецкой волны», ни у Кашина не получилось.