Организм при обширных травмах по ошибке "добивает" себя сам

05.03.2010
Исследователи во главе с хирургом из Медицинского центра при Университете Миссисипи Карлом Хаузером выяснила, что при повреждениях тканей, вызванных серьезными травмами, в кровь выбрасываются белки и фрагменты ДНК. При нормальных обстоятельствах они изолированы в митохондриях, отвечающих за выработку энергии в клетках. Иммунная система по ошибке распознает выброс как проявление бактериального заражения, резко активизируется, вызывая воспаления, которые приводят к дисфункции внутренних органов и летальному исходу. Сделать открытие помог случай из практики. Пациент с переломом подвздошной кости таза умирал якобы из-за сильнейшей бактериальной инфекции. Саму инфекцию найти никак не могли. Пришлось удалить массу запекшейся крови. После чего состояние здоровья улучшилось. Такое происходит часто с пациентами, имеющими переломы, и называется "Синдром системного воспалительного ответа" (ССВО). Он сопровождается жаром, учащенным сердцебиением, затруднением дыхания и в итоге отказом в работе органов. Именно из-за ССВО чаще всего умирают люди, находящиеся в реанимации. В виду того, что симптомы ССВО очень похожи на симптомы сепсиса, долгое время специалисты полагали, что он вызван бактериями, проникающими из поврежденного кишечника. Врачи оказались правы частично. В некоторых случаях это было актуально, а некоторые не укладывались в рамки объяснения. Поэтому специалисты-травматологи решили изучить поврежденные ткани. Исследовав анализы крови 15 пациентов с сильными внутренними повреждениями, они обнаружили выброс белков и фрагментов ДНК. Концентрация ДНК митохондрий и их белков в крови превышала норму в тысячи раз. Другое тестирование, в рамках которого молекулы митохондрий были введены в кровь крыс, выявило появление повреждений легких и печени, характерных для пациентов с ССВО. Благодаря данным открытиям, автор надеется разработать новых терапевтические методики и медикаменты. Это поможет снизить смертность среди пациентов с сильными повреждениями организма.