Сегодня в России широко обсуждают закон о погребении, который со дня на день должно принять российское правительство. В новом законе обсуждается только два вида погребения: захоронение в землю и кремация. Другие в варианты погребения в законе даже не рассматриваться. Хотя сегодня в мире практикуются и другие технологические способы погребения: крионика, ресомация, промессия.
Причем промессия один из самых востребованных новых способов погребения. Тело умершего человека охлаждается до −18 °C в течение 10—11 дней. Затем погружается в жидкий азот, в котором оно становится очень хрупким. При помощи вибрации специально подобранной амплитуды ставшие хрупкими останки разрушаются до порошкообразного состояния. Получившийся прах помещается в вакуумную камеру, где вся вода удаляется из останков методом холодного испарения. После этого из праха сепаратором удаляется металл, при необходимости проводится дополнительная дезинфекция, а затем останки помещаются в ящик из кукурузного крахмала и неглубоко закапываются в землю. Все останки и ящик полностью разлагаются уже через 6—12 месяцев, практически не нанося вреда окружающей среде. Обычно над захороненным ящиком с останками высаживается дерево, для которого прах становится органическим удобрением. Через корневую систему дерево постепенно впитывает в себя данные удобрения, и можно сказать, что прах человека переходит в дерево. Помещение где происходит непосредственно процесс промессии, называется - Проматорий.
Почему в России заинтересовались строительством Проматория?
Считается, что промиссия один из самых экологичных способов погребения, не имеет выхлопов в атмосферу. Технологически проще и не требует согласования тех инстанций, которые требуются для строительства крематория. Предполагается, что первым Российском городом, где могут построить проматорий, будет Новосибирск. Кто именно выступит инвестором с российской стороны, пока не уточняется. Известно только, что российский инвестор и шведская компания Promessa Organic, должны встретиться для обсуждения всех вопросов в Москве, в конце октября на международном форуме Некрополь, посвященном похоронной сфере.
Первый проматорий заработает в этом году в шведском городе Йёнчёпинг. Погребения способом промессии, будет осуществлять Promessa Organic - шведская компания, созданная автором промессии, биологом Сюзанной Вииг-Месак. В настоящее время в шведский закон о погребениях вносятся изменения, чтобы промессию можно было использовать наряду с традиционными методами погребения. Йёнчёпинг собирается заменить свой крематорий, построенный 55 лет назад, на проматорий. Впрочем, к заботе об экологии и естественном цикле жизни примешиваются и практические соображения: ремонт крематория в соответствии с европейскими законами о защите окружающей среды обошелся бы в несколько миллионов евро.
Если такой метод похорон получит широкое распространение в Европе, то отойдут в прошлое конфликты по поводу элитных мест захоронения.
Сейчас фирма Promessa запатентовала свой метод в 35 странах мира. Им очень заинтересовались в Йоханнесбурге (ЮАР), где в связи с высокой смертностью не знают, что делать с кладбищами. А Южная Корея уже заказала себе 100 комплектов оборудования для проматориев. Шведская лютеранская церковь не только долгое время выступала за проматорий, но и владеет 5% акций Promessa. Строительством проматория заинтересовались на Украине. На Данбасе была подписана петиция о строительстве Проматория.
Пока к новому тренду в похоронной индустрии отрицательно относятся христианские религиозные деятели, называя его возвратом к язычеству. Так, с резким осуждением зеленых похорон выступает немецкая католическая церковь, считая, что забота об экологии не должна идти вразрез с заботой о душе. Конкуренты нового способа погребения - производители кремационного оборудования - также настроены скептически. Они аргументируют свой скпесис тем, что кремация за 148 лет, вышла на высокий технологический уровень и может считаться пока самым экологически чистым способом погребения. Конечно, время, – лучший судья в таких спорах, но то, как активно новый метод ворвался в похоронную сферу, говорит о многом...