Крупнейшие рижские больницы за последние пару лет выдворили со своих территорий офисы погребальных контор, которые ранее арендовали там помещения, сообщает Latvijas radio. Но в других стационарах офисы «гробовщиков» по-прежнему присутствуют.
«Страдинями» договор был расторгнут по настоянию Совета по конкуренции, указавшего, что работающие «на местах» компании ритуальных услуг находятся в привилегированном положении по сравнению с остальными – к ним родственники умерших в больнице людей обращаются чаще. Не столь давно примеру «Страдиней» последовал и рижский Гайльэзерс, в котором расположен крупнейший в стране морг и который имел договоры с целыми тремя погребальными компаниями.
Занявшись изучением этой сферы бизнеса два года назад в сотрудничестве со Службой госдоходов и Центром по защите прав потребителей, СК помимо чисто этических моментов выявил ряд упущений, таких как несовершенное правовое регулирование и монополия на кремацию. Услуги предприятий по организации похорон люди используют в эмоционально тяжелый момент, когда им чаще всего не до ценовых опросов и подробного изучения предложения на рынке – поэтому важно, чтобы выбор совершался хотя бы произвольно, считает СК.
По словам председателя совета Скайдрите Абрамы, опросы населения показали, что большинство респондентов выбирает первую попавшуюся фирму ритуальных услуг, поэтому их присутствие на территории больниц является ключевым конкурентным фактором. Причем часть опрошенных указали на нечестность и неэтичную коммерческую практику в этом бизнесе, а также риски коррупции, потому что рекомендует услуги фирм нередко сам же персонал больниц.
Звучали из уст опрошенных и утверждения, что имелись случаи давления – людей вынуждали использовать услуги именно тех погребальных контор, которые арендуют помещения в больнице и где нередко подрабатывают сотрудники больничных моргов либо самой же больницы.
Вскоре после исследования фирму ритуальных услуг попросила вон со своей территории рижская больница им. П. Страдиня. А этой весной на такой шаг пошел и Гайльэзерс. Но в некоторых из 14 стационаров погребальные конторы работают и по сей день. Например, под брендом Ritus работает предприятие, представленное в девяти городах, и много лет его офис действует в Видземской больнице Валмиеры. Представитель этой компании Эдмунд Литиньш был с радиожурналистами неразговорчив:
«Я на эту тему вообще не хочу по телефону говорить. Почему вы этим интересуетесь? (...) Я не могу рассказывать о таких вещах. У меня нет полномочий».
Руководитель Видземской больницы Угис Мусков не считает присутствие компании ритуальных услуг в больнице проблемой. Но и пускать туда сразу несколько контор нет необходимости, говорит он – ведь нередко еще до поступления умирающего в больницу родственники и так знают, куда они обратятся для организации похорон.
«Ну такой уж у них хлеб: есть покойник – деньги есть, нет покойника – денег нет. Не они же, а родственники готовятся [к кончине человека]. Есть паллиативный уход, исход которого, к сожалению, известен. Это вопрос часов или дней. Ситуация такова, что выбирают родные. Мы никакие услуги не предлагаем и не оказываем», - подчеркнул Мусков.
При медицинском центре Салдуса работает погребальная фирма Resas nams. Как указало два года назад Совету по конкуренции руководство медцентра, другие профильные предприятия такой возможностью не интересовались. Сейчас председатель правления учреждения Ингемар Хармсен находится в отпуске, сообщили журналистам Latvijas radio, а его зам, главврач больницы Ингрида Кужниеце, больничным хозяйством как таковым не занимается, в ее круг полномочий оно не входит.
К тому же после реорганизации медучреждению на 25 койко-мест досталось лишь несколько зданий бывшей больницы. В остальных – другие арендаторы, и медцентр, работающий как хоспис, где умирает ежемесячно по 5-7 пациентов, сам те помещения не использует, пояснила главврач. Занимаются здесь в основном тяжелыми онкопациентами. По наблюдению Кужниеце, от близких умирающих пациентов претензий по части деятельности фирмы ритуальных услуг пока не было.
Тем не менее, представитель Европейской ассоциации погребальных услуг Эдгар Тимпа считает, что ситуация, когда в больницах работают и похоронные компании, неправильна – ведь им «достаются» и практически все уходящие там в мир иной.
«Уникальная ситуация: «гробовщик» работает в больничном морге, где и умершие Центра судмедэкспертизы находятся. Поэтому он может свободно получить данные о физических лицах», - отмечает Тимпа.
С тех пор, как проводилось исследование, меняется к лучшему ситуация в крематорном бизнесе - построен второй в стране крематорий, который положит конец монополии. Но в целом государство так и не упорядочило нормативы, в связи с чем погребальные фирмы нередко работают в серой зоне экономики, а жители Латвии нередко прибегают к услугам конкретных фирм в добровольно-принудительном порядке, отмечает Latvijas radio.