Самое ценное в работе похоронного дома “Ритуал” — это моменты, когда люди говорят “спасибо”. Казалось бы, простое слово, но именно оно является движущей силой для небольшого коллектива “Ритуала” и помогает снова и снова снимать телефонную трубку — в любое время суток, утешать, слушать, плакать вместе с теми, кому нужна помощь. И помогать.
— Эта работа не лучше и не хуже других, — рассуждает Иван Гордей, главный в бригаде сотрудников агентства, работающих непосредственно на похоронах. — Но я лично считаю, что наш труд — социально значимый, благородный, если хотите: мы делаем все, чтобы проводить умершего в последний путь с достоинством; чтобы облегчить горе, поддержать людей, переживающих утрату. Что самое главное в такой работе? Делать ее честно, на совесть.“Лицо” похоронного дома “Ритуал” — это, конечно, Людмила Деринг, приемщик и первый человек, который встречает клиентов. Многие приходят в растерянности, не понимают, что им делать с обрушившимся на них горем. Поэтому Людмиле Владимировне нужно моментально сориентироваться: и выслушать, и посочувствовать, и чашечку чая налить, и валерьянки накапать… “Однажды даже пришлось буквально скорой помощью поработать, — вспоминает Людмила, — девушка в обморок упала. Ох, испереживались мы тогда! Справились, конечно… Все ребята помогали, были рядом. Потом девочка в себя пришла, успокоилась и — только тогда мы начали работать”.
Людмила Деринг встречает клиентов в “Ритуале” с момента основания похоронного дома — с 2010-го, уже седьмой год. Как она умудряется справляться с эмоциональными перегрузками и “не перегорает”, коллеги только диву даются. Наверное, помогает то, что по природе своей Людмила Владимировна — светлый человек, добрый, очень позитивный, и ее внутреннего света хватает на всех.
— Как без слез-то? — говорит она. — Мы работаем с такой частью жизни, где слезы и печаль. Но наша задача — сделать все, чтобы эта печаль с каждым днем становилась светлее, а воспоминания о любимых, но ушедших людях со временем откликались в сердце чувством благодарности — за все, что было прожито вместе…
Собрать такой коллектив — как единое целое, где каждый отвечает за все и готов помогать коллегам — удалось за последние три года. Потому что требования к сотрудникам у директора “Ритуала” Сергея Дранкова чрезвычайно высокие: для мужчин — никакого алкоголя, никаких опозданий; для женщин — максимальная доброжелательность, отзывчивость. Общее требование — стрессоустойчивость, общительность, готовность к работе в особых условиях.
Сотрудники похоронного дома «Ритуал»: всегда по форме, всегда ответственны и внимательны к просьбам клиентов. Фото: Вадим Аминов, «В каждый дом»
— Смерть человека — это, конечно, особые условия работы, — говорит Людмила Деринг. — Самое тяжелое, когда забираешь тело усопшего из дома — там максимальная концентрация горя и отчаяния. Все остальное уже не так страшно, все решаемо. А бывают и криминальные трупы, и одинокие люди уходят — их обнаруживают не сразу… Все бывает. И у нас нет права повести себя некорректно — смерть и умерших надо уважать.
Чтобы отдать все почести уходящим на ту сторону людям, сотрудники похоронного дома “Ритуал” первыми — и, кажется, пока единственные — в Краснотурьинске начали создавать специальные видеофильмы памяти. Эти ролики можно транслировать в прощальном зале в день похорон — мини-фильмы из фотографий, из домашних архивов со специально подобранной музыкой всегда находят отклик в сердцах провожающих. В последние месяцы говорит Людмила Деринг, в Краснотурьинске невероятно увеличился спрос на видеопанихиду: “Мы искренне стремимся помочь и сделать все, чтобы горожанам, в чьи дома постучалось горе, стало хоть чуточку легче”.
В общем-то, с такой же целью по инициативе Ивана Гордей, которого коллеги называют человеком-оркестром — он занимается не только организацией и проведением похорон, но и работает над видеопанихидами (может часами подбирать музыку, фотографии), и социальные сети теперь осваивает, в “Одноклассниках” появилась страница “Ритуал: памяти ушедших земляков”.
— Тут ни о каких деньгах речи не идет, — объясняет Иван. — На этой странице мы выкладываем видеоролики, сообщения о смерти людей, их фотографии… У друзей, родных и знакомых есть возможность оставить сообщения с соболезнованиями, рассказать об этом человеке. Я думаю, это очень важно, особенно в таком небольшом городе, как Краснотурьинск: мы здесь все друг для друга — знакомые, друзья, близкие…
В соцсетях памятные видео моментально набирают сотни, тысячи просмотров, что лишь подтверждает теорию Ивана. Например, ролик к годовщине гибели Владимира Милютина, бывшего работника “АИДа”, за три дня посмотрели пять тысяч человек. Значит, помнят. И значит, “Ритуал” на правильном пути.
“Ритуал” сегодня
Рядом с краснотурьинцами, в трудный час набравшими номер 6-26-26 — только по вашему приглашению!, оказывается небольшой, сплоченный и очень профессиональный коллектив. Всего семь человек — директор, юрист, четыре работника ритуальной службы и приемщик Людмила Деринг, на которой, как говорят сами ее коллеги, держится практически все.
…В похоронном доме “Ритуал” в любое время рабочего дня царит умиротворяющая атмосфера: заходишь в эту ровную, спокойную тишину и — кажется, только от этого становится чуть легче. Встречаешь все понимающий, сочувствующий взгляд Людмилы Владимировны — и откуда-то берутся силы… К смерти сотрудники “Ритуала”, за годы работы в сфере похоронных услуг повидавшие все, относятся философски: это, по сути, лишь переход куда-то дальше, в другой мир. В то, что жизнь продолжается и за гробовой чертой, команда “Ритуала” верит. “Мы вообще к мистике не склонны, но порой сталкиваешься с необъяснимыми вещами, — рассказывает Иван Гордей. — В том году хоронили человека и в прощальный зал залетел голубь — сел на гроб, и никто не мог его согнать. Так и сидел… А порой копаешь могилу и — то ли игра теней и света, то ли блики на соседних памятниках — боковым зрением замечаешь, что рядом будто парит чья-то душа… Разные бывают истории, и постоянно убеждаешься: то, что ты делаешь, — это ради жизни. И ради тех, кто остается здесь; и ради тех, кто уходит”.