Депутаты Госдумы РФ в среду, 24 мая, единогласно приняли во втором чтении два законопроекта, которыми вводится более суровая уголовная ответственность за попытку доведения несовершеннолетних до самоубийства, а также устанавливается механизм пресечения такой противоправной деятельности в сети. В третьем чтении изменения в федеральное законодательство парламент может принять уже 26 мая.
Разработчиком инициатив выступила вице-спикер Госдумы Ирина Яровая. В соавторах — несколько десятков депутатов, а также члены Совета Федерации. Все поправки к документам, одобренные нижней палатой во втором чтении 24 мая, носят технический характер и не влияют на основную суть законодательных изменений.
Первый законопроект предполагает внесение поправок в УК РФ. Ответственность по статье 110 УК «Доведение до самоубийства» законодатели предлагают ужесточить. Санкция статьи, по их мнению, должна составить от двух до шести лет лишения свободы. Сейчас максимальное наказание за такое преступление — пять лет.
Законопроектом эта статья УК расширяется. Вводится повышенная ответственность за доведение до самоубийства или за покушение на самоубийство в отношении двух и более лиц, несовершеннолетних, беременных женщин, заведомо беспомощных или находящихся в зависимости от виновного лиц. Ужесточения касаются также тех случаев, когда действия носят организованный, групповой или публичный характер. За преступления такого рода законодатели предлагают наказывать лишением свободы на срок от пяти до восьми лет.
Кроме того, парламентарии хотят ввести в УК новую статью 110.1, предусматривающую ответственность (до двух лет тюрьмы) за склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства. Под склонением законодатели имеют в виду уговоры, предложения, подкуп и даже обман при отсутствии признаков доведения до самоубийства.
За содействие совершению самоубийства советами, указаниями, предоставлением информации, средств или предметов, пригодных для сведения счётов с жизнью, либо устранением препятствий к совершению суицида, а также за обещание скрыть средства или орудия совершения самоубийства эта же статья предусматривает лишение свободы на срок до трёх лет.
Если такие преступления совершены в отношении детей и других категорий граждан в обстоятельствах, указанных в 110-й статье, виновному грозит до четырёх лет заключения. А в случае, если действия повлекли самоубийство, — до семи лет.
Ещё одна новая статья (110.2) вводит уголовную ответственность (до четырёх лет лишения свободы) за организацию деятельности, ставящей своей целью побуждение к совершению самоубийства путём призывов или распространения информации о способах его совершения. Если эти действия связаны с публичным выступлением, использованием средств массовой информации или интернета, то максимальная санкция составит до шести лет заключения.
В примечании к статье говорится, что подозреваемый может быть освобождён от ответственности, если добровольно прекратит соответствующую деятельность и поспособствует раскрытию преступлений.
Ирина Яровая поясняла, что эти составы могут применяться за организацию «групп смерти» и игр суицидальной тематики.
Следить за противоправной активностью в соцсетях будет Роскомнадзор. Согласно ещё одному одобренному во втором чтении законопроекту, которым вносятся изменения в закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений совершеннолетних» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ведомство должно будет сообщать в МВД об обнаружении в интернете такого контента.
По словам Яровой, сегодня эта норма не действует — Роскомнадзор может только блокировать противоправный контент, но те, кто его создаёт, остаются безнаказанными.
- Ирина Яровая на заседании Госдумы globallookpress.com © Komsomolskaya Pravda/Global Look Press
Новые формы преступлений
В пояснительной записке к проекту поправок в УК приводится статистика Следственного комитета России: в 2016 году 720 несовершеннолетних ушли из жизни, совершив суицид, а за последние три года зафиксировано более 2,2 тыс. смертей.
Авторы законопроекта отмечают, что за рамками официальных данных правоохранителей остаётся множество случаев, когда несовершеннолетние пытались свести счёты с жизнью. «Анализ причин свидетельствует о появлении новых форм преступных действий, оказывающих влияние на сознание ребёнка и мотивацию его поведения, которые не охватываются действующими составами Уголовного кодекса РФ», — говорится в документе.
Стоит отметить, что количество уголовных дел по действующей статье 110 УК крайне невелико.
Так, согласно статистике Верховного суда РФ, в 2016 году за такие преступления были осуждены по основному составу лишь десять человек.
Попали в сети
Инициатива об ужесточении законодательства в этой сфере была поддержана президентом Владимиром Путиным, который отметил, что те, кто пропагандирует суицид среди подростков, выбирает детей с неокрепшей психикой или находящихся в сложной жизненной ситуации. Ранее инициативу также поддержали в СК РФ, МВД РФ, Министерстве образования и Роскомнадзоре.
Менять законодательство в Госдуме и Совфеде решили после череды публикаций в СМИ, посвящённых «группам смерти» в соцсетях, вызвавшей широкий общественный резонанс.
В частности, весной прошлого года «Новая газета» написала о серии закрытых групп во «ВКонтакте», которые якобы организуют самоубийства подростков, оказывая на них психологическое давление. В итоге в рамках возбуждённого СК по Санкт-Петербургу уголовного дела администратору упоминаемой в статье группы — 21-летнему жителю Подмосковья Филиппу Будейкину — было предъявлено обвинение по одному эпизоду преступления, предусмотренного ст. 110 УК РФ. Будейкин признал вину. Уголовные дела по аналогичным преступлениям за последнее время были возбуждены ещё в нескольких регионах.
Ранее RT сообщал о проведённом общественным движением «Молодые юристы России» мониторинге соцсети «ВКонтакте» на предмет сообществ, потенциально опасных для детей и подростков. Активисты проанализировали группы с числом подписчиков более 100 тыс. человек. «Призывы к суициду» по итогам анализа общественники выявили лишь в 1,5% публикаций, в числе которых содержались так называемые околосуицидальные материалы. Однако даже в этом контенте, как отмечали авторы исследования, нет прямого призыва к самоубийству.
Широкие понятия
Юристы, свою очередь, отмечают, что введение в УК новых норм приведёт к росту числа уголовных дел.
«Скорее всего, дела будут возбуждаться не по 110-й статье УК, а по новым нормам, предусматривающим ответственность за склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства и организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства, — комментирует ситуацию RT управляющий партнёр юридической компании BMS Law Firm Алим Бишенов. — На фоне борьбы с пропагандой суицида среди подростков вполне можно ожидать резкого роста обвинительных приговоров по таким статьям».
- Депутаты Госдумы РФ во время пленарного заседания РИА Новости
При этом собеседник RT отмечает, что сформулированы новые нормы таким образом, что возможно их неоправданное применение. «Больше всего пострадают администраторы тех сообществ в соцсетях, в отношении которых можно предположить, что они пропагандируют суицид, — говорит Бишенов. — Однако проблема в том, что пропаганда суицида как такового — очень широкое понятие, ведь речь может идти не только о реальном склонении детей к самоубийству, но и просто о записях, посвящённых тематике смерти, которая очень популярна среди подростков».
«Администраторами многих групп как раз и являются несовершеннолетние либо молодые люди в возрасте 18-20 лет, деятельность которых не является преступной, но формально может подпадать под составы преступлений, предусмотренные новыми нормами», — поясняет RT Алим Бишенов.
Председатель Московской коллегии адвокатов «Тер-Акопов и партнёры» Георгий Тер-Акопов в беседе с RT отмечает, что, исходя из последних скандальных событий, связанных со склонением детей к суициду, менять подход к выявлению и пресечению таких преступлений было необходимо.
«Я бы не сказал, что статья 110 УК — неработающая, но применяется она действительно со скрипом из-за того, что сложно собирать доказательную базу. При этом, исходя из появившейся больной моды в соцсетях, где молодёжь вовлекается в секты, где на них оказывают психологическое давление, под тем или иным соусом склоняют к суициду, нужно было либо менять подход правоохранителей к выявлению и пресечению таких организаций, либо расширять законодательство», — говорит юрист.
Адвокат отмечает, что говорить о проблемах правоприменения новых норм можно будет лишь спустя какое-то время. «У нас должна начать складываться судебная практика, а далее, если будут разногласия и много апелляционных жалоб на решения судов, Верховный суд даст полные разъяснения о векторах применения этой нормы, чтобы устранить все возможные ошибки», — резюмирует Тер-Акопов.