Жители Риги принесли сотни свечей к памятнику Свободы в память о 25 тысячах евреев, которые в ноябре и декабре 1941 года были убиты в местечке Румбула. С того момента прошло 75 лет. Но информация о событиях в Румбуле скрывалась, и многие жители Латвии до сих пор не представляют масштаб этой трагедии
"Когда я покупала свечку, сказала: “Вы знаете, говорю, иду ставить свечку”. А мне говорят: “У тебя кто-то умер? Ты идешь на кладбище? Завтра? – рассказывает рижанка Людмила Панова. – Я говорю: нет, я иду сейчас. Иду ставить свечку в память о 25 тысячах убиенных в Румбуле”.
В советское время тема Холокоста была а Латвии практически под запретом. Но и позже, уже в независимой Латвии о страшных событиях 1941 года тоже говорили мало и редко. Долгие годы уничтоженных в румбульском лесу евреев поминали только представители еврейской общины, а многие жители Латвии до сих пор не представляют истинный масштаб трагедии.
Но сейчас все изменилось. Осознание событий в Румбуле и собственной вины за них постепенно приходит в Латвию, в том числе и на официальном уровне. Второй год подряд по собственной инициативе в Румбулу приезжает глава государства.
"К сожалению, в этом участвовала и местная вспомогательная полиция. Этим преступлениям против человечества нет срока давности, – признал, выступая с траурной речью, президент Латвии Раймонд Вейонис. – В течение долгого времени эти трагические события в истории Латвии умалчивались и скрывались от широкой общественности".
"Я очень надеюсь, что пришло осознание того, что это наша общая боль и что мы можем жить только в единой Латвии, – говорит по поводу событий 1941 года замглавы еврейской общины Латвии Дмитрий Крупников. – Если мы начнем разделять, то никакой Латвии не будет.
Помимо официальной церемонии в самом центре Риги состоялась также акция памяти убитых в Румбуле "Мы помним. Нам больно". Ее идея принадлежала Лолите Томсоне, директору Мемориала Жаниса Липке и историку Каспару Зеллису.
"Мы хотели, чтобы это было в каком-то месте, где люди могут прийти и помнить. Потому что официальная церемония была в лесу и в рабочее время. И, как бы банально это не звучало, люди не могли туда прийти", – объясняет Лолита Томсоне.
"Люди, которых в ноябре и декабре 1941 года уничтожили в Румбуле, были такими же гражданами Латвии. Они на протяжении многих столетий жили рядом с латышами и формировали как культурную, так и политическую среду", – подчеркивает значимость акции в центре Риги Каспар Зеллис.
"Мы надеемся, что эта инициатива и запланированное на завтра зажигание свечей около памятника Свободы будет символическим шагом, демонстрирующим нашу общую боль", – согласен с ним Дмитрий Крупников.
Начало акции было назначено на 6 вечера, но многие рижане пришли к памятнику пришли заранее. Они выставили на площади сотни зажжённых свечей в виде дороги, символа последнего пути. Никаких официальных речей, только свечи. На площади собрались несколько сотен человек: люди стояли и не расходились.
"Об этом надо говорить, об этом нужно знать, и об этом нужно рассказывать детям, – подчеркивает рижанка Эва Бирзниеце. – Просто надо отдать дань памяти погибшим".
"Мы пришли, потому что важно не забывать такие вещи. Потому что помня о них, есть шанс не допустить подобного в будущем", – говорит рижанин Максим.
С окончания Второй Мировой войны прошло более семидесяти лет, но процесс осознания всего масштаба трагедии Холокоста в Латвии всё ещё продолжается. Есть учебники, есть официальные соболезнования, но есть и чувства и действия простых людей. И именно они – наиболее важная составляющая исторического процесса.