Традиции создания деревянной сакральной скульптуры в Литве уходят в глубь веков, когда предки современных литовцев считали деревья священными и верили, что именно в могучие дубы переселяются души умерших. Самые ранние из существующих сегодня скульптур относятся к XVIII в., но это объясняется лишь недолговечностью дерева, а не возрастом традиции. В письменных источниках сохранились упоминания о том, что искусство резьбы по дереву было распространено во многих европейских странах, однако именно в Литве этот вид творчества стал национальной особенностью. Ни в одной другой стране нельзя встретить такое разнообразие деревянных резных фигур.
Благодаря материалу литовские «боженьки» – деревянные фигурки в Литве называют «божки» (диевукай), «боженьки» (диевуляй), «святые» (швянтукай), «страдальцы» (рупинтоеляй) - выделяются своей самобытной пластикой, выразительностью, глубинной связью с культом дерева, бытовавшим в верованиях предков.
Дерево, воспетое и освященное верованиями предков, священно для литовцев. Его значение хорошо известно по мифологии и фольклору, им отмечается центр, определяющий судьбу человека. В особые дни с деревянными «боженьками» заключались сделки, люди уповали на их милость, когда приступали к работе, меняли семейное положение и тому подобное. Это — другое, сосуществующее наряду с природным или фольклорным, информационное пространство, родственное среде обитания литовца, преображенной католицизмом.
И для творчества современных литовских мастеров характерно обращение к традиционному материалу – дереву, и к традиционной национальной религиозной тематике. Этот путь прошел и знаменитый литовский скульптор Адольфас Тересюс, внесший неоценимый вклад в реставрацию деревянных интерьеров и скульптур в костелах Литвы, за что получил письменное благословление римского папы Бенедикта XV I.
Несмотря на то, что художественный диапазон мастера очень разнообразен, значительное место в его творчестве занимают произведения, созданные в стилистике традиционной литовской сакральной скульптуры. Это и одиночные скульптуры, установленные в парках, городских скверах, площадях городков, усадьбах, возле школ, и скульптуры, встроенные в городские скульптурные ансамбли. За 30 лет творческой деятельности художником создано более 400 монументальных работ в Польше, Беларуси, Дании, Бельгии, Германии, США, Австралии, Венгрии, Латвии, России. Работы А. Тересюса были представлены на многочисленных персональных и коллективных выставках, проходивших по всему миру - в Швеции, Германии, Исландии, Бельгии, США, Японии, Латвии, Финляндии, Австрии, Украине, России.
В 2015 году под Иркутском на мемориальном кладбище жертв политических репрессий «Пивовариха» был установлен крест в память погибших литовских ссыльных. Крест был создан А. Тересюсом из сибирской лиственницы за один день.
На выставке в Музее истории религии становится понятно, что сакральную деревянную скульптуру Адольфас Тересюс творит как монументалист. Мастер строго следует канонам католической иконографии, в то же время монументально моделируя формы и придерживаясь традиционных объемов создания скульптуры. Произведения А. Тересюса приближены к зрителю. В них, как и в скульптурных памятниках, делается сильный акцент на лица изображений. Инсталлируя некоторые скульптуры, художник как бы поднимает их над землей, помещая на камень или полевой валун.
Выставка продлится до 25 октября 2016 года.