В последнее время вопрос защиты жизни журналиста, к сожалению, все чаще выходит на первый план. Традиционно в Московской консерватории пройдет благотворительный вечер памяти погибших журналистов. Их имена нельзя забывать.
В бывшей столице Сибири, в городе Тобольске, где сплетаются исторические нити великих достижений первопроходцев зауральских краев и устрашающих дорог российской каторги, в 2364-х километровой дали от суеты нашей Московской жизни открылся уникальный памятник - пожалуй, единственный в мире олицетворяющий подвиг фотокорреспондента, погибшего в "горячей точке". Герой памятника - наш современник, фотокорреспондент Александр Ефремов, погибший 12 мая 2000 года в городе Грозном от взрыва бандитского фугаса в армейском автомобиле. Надпись на постаменте: "Жизнь за правду. Журналистам, погибшим при выполнении профессионального долга". Она как бы расширяет значение мемориала от должной памяти ушедшего коллеги до символа труда всех погибших журналистов и призыва к журналистам мира, рискующим жизнью и здоровьем ради правды, способной остановить войны, правды о войне во имя мира на нашей планете.
Событие важное, ведь за последние 25 лет около 250 наших соотечественников отдали жизнь, освещая самые важные события в стране и за рубежом. И сколько же по всему миру? Неслучайно наша профессия, согласно международным рейтингам, стоит второй по уровню опасности.
Жаль, что несмотря на все усилия журналистов Тюмени, освещение открытия уникального памятника в Тобольске не обрело должного масштаба - в то время как он по своей этической насыщенности должен был бы стать важной точкой притяжения к современной журналистике. Но моя заметка не о мемориале, не о подвиге Александра Ефремова, а о его младшем коллеге Сергее Русанове, скромном и открытом человеке, посвятившим жизнь увековечиванию памяти друга.
Судьба свела двух фотокорреспондентов на месячном творческом конкурсе на вакансию в газете "Тюменский комсомолец". По итогам творческого соревнования редактор принял решение взять на работу обоих авторов, а сами фотокоры стали не только коллегами по работе но и закадычными друзьями, несмотря на разницу в возрасте: Александру Ефремову было тогда 32, Сереже Русанову 18... После трагической смерти друга и коллеги Сергей, проявив истинную профессиональную солидарность, инициировал и объединил усилия всех: и властей, и журналистов, и деятелей культуры, и общественности для увековечивания памяти Ефремова. Так появился и продолжает расширяться руководимый Русановым конкурс репортажной фотографии памяти фотокорреспондента Александра Ефремова, с 2005 года получивший федеральный статус, так появился и мемориал в сквере газеты "Тобольская правда".
Подготавливая к изданию альбом фотографий Ефремова под названием "Последний репортаж", Сергей Русанов признавался: "Делая к фотографиям подписи, я старался взглянуть на отснятый материал Сашиными глазами".
Для Сергея Русанова журналистская солидарность - далеко не лозунговые праздные слова, вспоминаемые всеми каждый сентябрь в отведенной мировой общественностью день, а смысл жизни, направленный на оздоровление нашей профессиональной среды, преодоление сил отталкивания от сегодняшних СМИ. И это не ограничивается увековечиванием памяти друга, а охватывает широкий спектр тем, как собственных работ, так и конкурсных рубрик, где очевидно просматривается обращенность к простым людям: их жизни, их судьбы.
В профессиональном облике Сергея Русанова, в его поступках, направленных на увековечивание памяти друга, я вижу шаги в сторону возрождения этических принципов, типичных для русской журналистской среды - к сожалению, несколько забытых в последние годы. В определенный момент создалось впечатление, что наших коллег, отдавших жизнь, выполняя свой профессиональный долг, вспоминали лишь в стенах Союза журналистов, в тесном, огородившемся от общественности кругу. Вот почему хотелось бы упомянуть и открытие мемориальных досок погибшим товарищам на стене редакции МИА "Россия сегодня" Андрею Стенину, на Первом канале - Анатолию Кляну и памяти Виктора Ногина и Геннадия Куринного, журналистов, погибших в Югославии 25 лет назад, - на здании телецентра "Останкино". Это наш долг, наша память и в тоже время - пример для молодых, некая связь поколений через моральный код.
Служили два товарища: Сергей Русанов и Александр Ефремов. Фото:Фотографии предоставлены Союзом журналистов России
Меня всегда несколько удивляло и в тоже время восхищало, что дети "клуба погибших журналистов" однозначно идут в профессию своих родителей. Продолжение недосказанного слова… И в широком историческом охвате, возможно, - и продолжение традиций Фонвизина, Карамзина, Белинского, Толстого, Чехова… Продолжение, способное найти общие точки соприкосновения в разъединенности современной российской журналистики. Традиция и память для меня - это два несущих столба здания отечественной и международной журналистской солидарности, способного возвыситься над эксклюзивной амбициозностью, политической замкнутостью, рекламной продажностью - современными профессиональными заболеваниями многих сотрудников СМИ. И в то же время - важный месседж аудитории, способный приблизить журналистику к обществу, возродить доверие.
И еще об одном. Говоря о солидарности, мы часто ищем примеры в далеком или ближнем прошлом, в далеких или ближних странах, порой не обращая внимания на наших коллег. Для меня "герой сегодняшнего дня" - Сергей Русанов. Да, там, далеко от Москвы, живет такой фотокорреспондент, выполняющий свою журналистскую миссию, где профессия и гражданская позиция неразделимы, коллега, способный своим примером изменить среду нашей каждодневности, живущий критериями верности, честности, жизнью за правду.